При всей огромности литературы о Владимире (Василии) Всеволодовиче Мономахе никто, кажется, специально не отмечал, что именно Мономах особым образом подвёл русский народ к осознанию своего отечества как Святой Руси; не мифической, как кто-то теперь готов нам внушать, но реальной, пребывающей и поныне в виде сакральной матрицы народного и государственного идеала. На разрушение этой матрицы, на подмену её веками вбрасывались громадные энергии тех сил, которым святость Руси - смерть...
Владимир Мономах на памятнике 1000-летия России в Великом Новгороде
1. Ознаменованная церковь
В год 1073, когда заложена Великая Успенская церковь, ему 20 лет. Мономах - младший современник преподобных Антония и Феодосия. Киево-Печерский Патерик (рассказы об основании монастыря и сборник житий его первых насельников) доносит следующее о Мономахе и о закладке церкви, к которой веками потом будет притекать русский народ: «Благоверный же князь Владимир Всеволодович Мономах, тогда еще юный, самовидцем был того дивного чуда, когда пал с неба огонь и выгорела яма, где потом заложено было основание церкви по размерам пояса...» Речь о том золотом поясе, который был чудесным образом послан повелением Самой Богородицы на Русь как мера длинны для строительства Её храма; были открыты и пропорции: «...размерять поясом тем златым 20 в ширину, 30 в длину, а 30 в высоту стены, с верхом 50». Пояс Шимона, один из первых строительных эталонов на Руси, составляет половину косой сажени - 108 см.
Автор Патерика, говоря об огне с неба, передаёт: «Слух об этом разошелся по всей земле Русской. Поэтому-то Всеволод с сыном своим Владимиром приехал из Переяславля, чтобы видеть то великое чудо. Тогда Владимир был болен, и тем золотым поясом опоясали его, и он тотчас же выздоровел молитвами святых отцов наших, Антония и Феодосия».
В тот год Мономах княжил в Ростове. Патерик повествует: «И во время своего княжения христолюбец Владимир, взяв размеры той божественной церкви Печерской, создал во всем подобную церковь в городе Ростове такой же вышины, ширины и длины... и все это было повторено по образцу той Великой, Богом ознаменованной церкви». Великую церковь освятили на Успение 1089 года».
Сразу после Ростова Мономах княжил в Смоленске, где также построил церковь по образцу Великой.
Мономахом начато, а потомками продолжено, что главные княжеские, то есть государственные, церкви Руси освящались в честь праздника Успения Пресвятой Богородицы.
Юрий Владимирович Долгорукий, говорит Патерик, «в своём княжении построил в городе Суздале церковь в ту же меру». Примечательно, что как в Великой церкви Киева был погребён Шимон (в крещении Симон), а затем и его сын, много жертвовавший на монастырь, так потомки Симона были погребаемы в суздальском храме. При внуке Мономаха, Андрее Боголюбском, Успенский собор возведён в новой столице - Владимире на Клязьме; при правнуке, по линии старшего Мстислава - во Владимире Волынском. А через 390 лет после Великой, в 1479 году, и в Московском Кремле, где Успенский собор стал главным храмом государства, вокруг которого собрались все русские земли, как в свой час при Мономахе.
Д.С. Лихачёв отмечает: «Храмы, посвящённые Успению Богоматери, занимают в культуре Древней Руси особое место. Три момента здесь привлекают наше внимание: их распространенность; расположение в центре оборонительных сооружений (кремлей, монастырей); единство традиционного архитектурного образа».
Считается, что некие намерения воссоздать в Киеве Успенский собор в первоначальном виде имелись в 1980-х годах, к празднованию 1000-летия Крещения Руси; не судилось. При торопливом восстановлении в 1995-2000 годах вопрос о виде, данном Царицей Небесной, не рассматривался. Воспроизвели тот пышный, барочный образ, какой принял собор после ликвидации пожарища 1718 года, с изменёнными размерами. Судя по всему, это было ошибкой: в очередной раз правители не исполнили высший замысел; не исключено, что восстановление Великой церкви в первоначальных размерах ещё впереди.
2. Блаженный Агапит
При Мономахе со времён крещения Руси прошёл лишь век, и присутствие язычества чувствовалось ещё и в сакральном - в личных именах и некоторых предметах. Мономах, названный русским именем Владимир, крещён был Василием, в честь Василия Великого, как и его прадед, Владимир Креститель. Так называемый «Змеевик Мономаха» - золотой амулет, найденный в черниговских лесах в ХIХ веке, на одной стороне имеет изображение демона болезней - женскую фигуру по пояс и клубок с восьмью змеиными головами и заклинание: «...как ягнёнок спи!» Но на медальоне изображён уже и Архистратиг Божий Михаил и отчеканены две молитвы. Одна: «Свят, свят, свят Господь Саваоф, исполнены небо и земля славы Твоей». Вторая указывает крестильное имя владельца драгоценной вещи: «Г[оспод]и помози рабу твоему Василию. Амин[ь]».
Змеевик Мономаха
Владимир Мономах, потеряв на охоте, возможно, в схватке со зверем амулет, расстался, как мы видим из дальнейшего, и с остатками язычества.
Вразумлял Мономаха, особым образом научал его инок Агапит, врач безмездный. Однажды, в ту пору Мономах княжил в Чернигове (после 1078), Агапит излечил его от тяжёлой болезни, с которой не мог совладать придворный лекарь; Мономах уж видел смерть перед собой. «Исцеленный Владимир пришел благодарить преподобного Агапита, - передаёт Патерик, - но тот, опасаясь славы человеческой, скрылся. Князь отдал принесенные для преподобного Агапита дары игумену. Потом, живо чувствуя, как многим он обязан преподобному Агапиту, приказал боярину отнести золото ему в келлию. «Сын мой! - сказал посланному преподобный. - Я не беру ни с кого за лечение - не за что: исцеляет Христос Господь, а не я». Агапит просил: «Скажи же князю, чтобы не берег он сокровищ. К чему они? Пусть раздает их нищим; если не послушает меня, худо будет ему. Неблагодарности не любит Господь, избавивший его от смерти». Патерик заключает: «Князь же, не дерзая ослушаться святого Агапита, начал нещадно раздавать от своего имения нищим».
Примечательно, что найденная в Новгороде свинцовая печать Мономаха, изготовленная после 1113 года, вовсе не имеет следов язычества. На одной стороне изображена икона святого Василия, на обороте - греческий текст: «Печать Василия, благороднейшего архонта, российского Мономаха». Архонт на Руси - князь.
3. Страх Божий
Мономаху было 15, когда впервые на Русь напали половцы. Летописец Нестор говорит о причине ужасающих бед: «Наводит Бог, в гневе своем, иноплеменников на землю, и тогда в горе люди вспоминают о Боге; междоусобная же война бывает от дьявольского соблазна, Бог ведь не хочет зла людям, но блага; а дьявол радуется злому убийству и крови пролитию, разжигая ссоры и зависть, братоненавидение, клевету. Когда же впадает в грех какой-либо народ, казнит Бог его смертью или голодом, или нашествием поганых, или засухой, или гусеницей, или иными казнями, чтобы мы покаялись, ибо Бог велит нам жить в покаянии...» Божие вразумление Мономах ощущал с юных лет. Так было и в зрелые годы. В 1093 году ему 40. У реки Стугна - это вторая после Роси линия обороны Киева - произошло тяжёлое сражение с половцами. При отступлении через распухшую от ливня реку утонул любимый брат Владимира Ростислав, князь Переяславский. Н.И. Костомаров говорит: «Смерть Ростислава была приписана к Божию наказанию за жестокий поступок с печерским иноком старцем Григорием. Встретив этого старца, о котором тогда говорили, что он имеет дар предвидения, Ростислав спросил его: от чего приключится ему смерть. Старец Григорий отвечал: от воды. Ростиславу это не полюбилось, и он приказал бросить Григория в Днепр; и за это злодеяние, как говорили, Ростислава постигла смерть от воды».
В поход на половецкие степи
Вопреки жесткостям своего века, полном чудовищных предательств и крови, Мономах в поступках руководим был страхом Божиим. Это видно и по письму убийце своего сына князю Олегу Святославичу, захватившему ещё и юную невестку Мономаха; он прощает его, что необыкновенно для эпохи. Это стало возможным лишь на святой Руси. О страхе Божием как основе всякого добра Мономах дважды говорит в своём «Поучении»: «Прежде всего, Бога ради и души своей, страх имейте Божий в сердце своем...» И ещё: «Больного навестите, покойника проводите, ибо все мы смертны. Не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите. Жен своих любите, но не давайте им власти над собой. А вот вам и основа всему: страх Божий имейте превыше всего».
4. Богатырь святорусский
Считается, что выражение «святая Русь» («святорусский») появилось только во времена Ивана Грозного, из-под пера Андрея Курбского. Однако не может быть сомнений, что уже века прежде понимание Русской земли как Святой Руси жило в народе. В былинах и древних сказаниях россыпи выражений «святорусский» и «Святая Русь»: «Володимир, князь земли Святорусския!..» или: «Пропустите меня да на Святую Русь!»; «И не дам прощеньица-благословеньица, Чтобы ехать вам на Святую Русь...»; «Если ты богатырь святорусский...» Множество, десятки раз.
Поход на половцев в 1111 году по сути своей был войной за Святую Русь, великопостным покаянным Крестным ходом. Удар врагу нужно было нанести на его территории, в самое сердце, иначе проблема внешнего влияния осталась бы в принципе нерешённой. С.М. Соловьёв передаёт: «Пошли Святополк, Владимир и Давыд с сыновьями, пошли они во второе воскресенье Великого поста...» По снегу шли, на санях. Точно известен маршрут: «В пятницу дошли до Сулы, в субботу были на Хороле, где бросили сани; в Крестопоклонное воскресенье пошли от Хороля и достигли Пселла...» И далее, далее в Степь, к Дону - «перешли много рек и во вторник на шестой Неделе достигли Дона...» Это было далеко, как сейчас устье Гудзона.
Там одели броню, выстроили полки, впереди - священство с хоругвями, ринулись с пением молитв...
Первое сражение случилось в пятницу 24 марта; половцы разбиты. «Весело на другой день праздновали русские Лазарево воскресение и Благовещение, а в воскресенье пошли дальше».
Как бы от Гудзона к Потомаку.
В Страстной понедельник - главное сражение, грандиозное. Половцы собрали огромное войско, превосходящее числом русские полки. Шла рубка, гремело железо о железо, взвивались тучи стрел, воины и кони падали без счёта с двух сторон. Но вот случилось чудо: «Наконец, выступили Владимир и Давыд с своими полками; увидавши их, половцы бросились бежать и падали пред полком Владимировым, невидимо поражаемые ангелом; многие люди видели, как головы их летели, ссекаемые невидимою рукою. Святополк, Владимир и Давыд прославили Бога, давшего им такую победу на поганых... Победители спрашивали пленных: "Как это вас была такая сила, и вы не могли бороться с нами, а тотчас побежали?" Те отвечали: "Как нам с вами биться? Другие ездят над вами в бронях светлых и страшных и помогают вам"». Летописец поясняет: это ангелы, от Бога посланные. «И надолго остался Мономах в памяти народной как главный и единственный герой донского похода...»
Так свершаются русские победы - в покаянии, в братском единстве, где впереди под святыми хоругвями вождь и священство.
5. На Альте
После кроваво-огненных десятилетий братских междоусобиц и набегов степняков при Мономахе постепенно наступила тишина. Строились города и дивно украшались храмы. Открылось время и литературному досугу. Мономах пишет «Поучение», обращённое к сыновьям и ко всем князьям, по сути, ко всей Руси. Лихачёв утверждал, что вполне точные жанровые аналогии «Поучению» в мировой литературе «ещё не найдены». Мономах нашёл те формы и тот художественный язык, которые выражали смыслы святой Руси. Мономах учит: «Епископов, попов и игуменов чтите, и с любовью принимайте от них благословение, и не устраняйтесь от них, и по силам любите и заботьтесь о них, чтобы получить по их молитве от Бога. Паче же всего гордости не имейте в сердце и в уме, но скажем: смертны мы, сегодня живы, а заутра в гробу; все это, что Ты нам дал, не наше, но Твое, поручил нам это на несколько дней...»
Мономах правил двенадцать лет.
Судя по всему, он знал время своего смертного часа и уехал умирать на речку Альту, в то место, где за 110 лет до этого снискал мученический венец святой Борис и где он сам когда-то построил церковь во славу Бориса и Глеба.
Мономах почитал страстотерпцев, святых братьев своего деда Ярослава Мудрого. Ещё и не будучи великим князем, в 1102 году, он втайне от всех, в том числе и от великого князя Святополка, украсил золотом и хрусталём их серебряную раку. А уже в 1115 году, в сотую годовщину их гибели, в его княжение, состоялось необыкновенно торжественное перенесение чудотворных мощей в новый храм в Вышгороде, «ибо, - как сказано летописцем, - построили им церковь каменную, в похвалу и в честь и для погребения тел их».
Владимир-Василий Мономах отошёл в вечность 19 мая 1125 года «на Альте у любезной ему церкви, которую великим иждивением и трудом построил и богато украсил». Погребен он был в Софии Киевской, рядом с дедом - Ярославом Мудрым и братом Ростиславом.
В памяти народа он остался как «братолюбец, нищелюбец и добрый страдалец за Русскую землю».
6. О канонизации
Момент церковной канонизации Владимира Мономаха теряется в огне древних пожаров. Но мы читали, он и в Патерике поименован благоверным. Благоверные - в данном случае именование лика православных святых из монархов. В «Описании о российских святых» (XVII-XVIII вв.) о нём говорится: «Святый благоверный князь Владимир Всеволодович Мономах, преставися в лето 6633, а память его месяца маиа в 19 день». Канонизация Владимира-Василия Мономаха подтверждена включением его имени в Собор всех святых, в земле Российской просиявших. Священный Синод УПЦ (МП) на заседании 10 февраля 2011 года (журнал № 1) утвердил список Собора Киевских святых, выделив в список из всех ликов несколько десятков имён, в их числе читаем: «Св. блгв. князь Владимир Мономах († 1125)». Празднование Собора Киевских святых благословлено совершать 15/28 июля, в день памяти равноапостольного великого князя Владимира.
Святой благоверный Владимир Мономах, собрав Русские земли под своё начало, обозначил ту мощную базальтовую материковую платформу, которую мы смело можем называть Святой Русью. Трагический разрыв верхних плодородных слоёв и последующее растягивание их или даже их счистка решающего значения иметь не могут. Святая Русь жива, она в ожидании нового Мономаха.
http://odnarodyna.com.ua/content/monomah-svyataya-rus