Покланяемся страстям Твоим, Христе! Покажи нам и славное Твое Воскресение!
Великий Понедельник: Чертог Христов
"Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный, и одежды не имам, да вниду в онь: просвети одеяние души моея, Светодавче, и спаси мя".
В этом умилительном песнопении Страстной Седмицы рисуются переживания души, познавшей ужас пребывания вне спасительного Божьего чертога.
В жизни человека бывают моменты, когда он, отрешившись от обычной суеты, чувствует, что то, чем он живет, не может дать ему удовлетворения и подлинного счастья.
Душа стремится к полной и радостной жизни. Где-то в глубинах ее открывается ей неправда земного бытия, в котором все кончается, все не вечно, все предается забвению.
А там, за порогом этой жизни, где для неверующего - мрак и небытие, очам веры сияет Чертог Отца.
И со всеми своими сквернами, со всеми беззакониями в трепете стоит человек пред этим Чертогом.
Путь к Отцу, - прежде всего, "познать свои согрешения", почувствовать бездну отвержения от Бога. Второй момент - всеми силами стремиться к Нему. И вот здесь-то и раскрывается тайна спасения. Здесь узнает человек, что без Бога он не в силах освободиться от рабства греху. Грех "запинает" его на каждом шагу, увлекает на гибельные пути свои.
И только Бог может спасти человека.
Потому-то во дни Спасительной Страсти, когда жизнь наша пред судом Божественной Любви распятой, страдавшей, погребенной, молится христианин: "Просвети одеяние души моея, Светодавче, и спаси мя".
Великая Среда: Се, Жених грядет во полунощи
"Се, Жених грядет в полунощи, и блажен раб, его же обрящет бдяща; недостоин же паки, его же обрящет унывающа. Блюди убо, душе моя, не сном отяготися, да не смерти предана будеши, и Царствия вне затворишися (чтобы не оказаться тебе вне Царствия Божия), но воспряни зовущи: Свят, Свят, Свят еси Боже. Богородицею помилуй нас".
В этом песнопении первых трех дней Страстной Седмицы призывается душа христианская к постоянному бодрствованию и приготовлению себя ко встрече с Господом, всех нас ожидающей.
В нашей жизни мы часто забываем самое главное. Забываем, что мы странники и пришельцы, что в сущности краток и невелик даже и большой срок пребывания на земле человека. Сама по себе земная жизнь не представляет ценности. Она скоро проходит, полна болезней и скорбей, все в ней имеет конец. Она имеет ценность только тогда, когда во дни ее готовятся к небесной встрече.
А когда придет Жених, когда совершится эта встреча души с Господом своим Спасителем - сокрыто от нас. Потому-то всегда быть готовыми призывает нас Святая Церковь. Она предлагает нам образ евангельских дев, украсивших светильники свои и исшедших в сретение Жениху. И она зовет нас не забывать "последняя своя". Не для того не забывать, чтобы постоянно пребывать в трепете и страхе, а "для того, чтобы этой памятью к Богу направлять пути своей жизни.
Свят, Свят, Свят еси Боже, Богородицею помилуй нас.
Великий Четверг: Вечеря Господня
Итак, по милости Божией, братие, приблизились мы к минутам священных воспоминаний спасительной страсти Христовой.
"Желанием возжелах сию пасху ясти с вами, прежде даже не приму мук", - на Тайной Вечери обращается Господь к ученикам Своим.
Приближается конец земного подвига Сына Человеческого, и эта Вечеря остается на все века в Церкви Христовой в Его воспоминание.
Много трапез предлагает мир. Но только одна трапеза дает нам истинную пищу и истинное питание - это трапеза Господня.
Сам Спаситель, под видом хлеба и вина, таинственно и неизреченно соединяется с верными Своими в Таинстве Причащения. И этот благодатный источник открыт для всех. Со страхом Божиим и верою приступите... Тело Христово примите, источника бессмертного вкусите.
Но надо помнить, что великую ответственность принимает на себя всякий приступающий к Чаше Господней. "Ядый бо и пияй недостойне, суд себе яст и пиет". Но какое же свое достоинство может представить пред Богом человек? Только глубокое смирение может дать нам дерзновение приступить к великому таинству Тела и Крови Христовой.
Смирись же, душа человеческая, восчувствуй и осознай, что нет большего счастья для тебя, как быть гостем Божественной Вечери Господа и Спасителя твоего.
Покайся, открой сокровенная, глаголи Богу, ведущему все дела твои - от всего сердца твоего принеси твое покаяние... И тогда приступай, надеясь на милосердие Божие.
"Вечери Твоея тайныя, днесь, Сыне Божий, причастника мя приими: не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзанием Ти дам, яко Туда, но яко разбойник исповедую Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем".
Великая Пятница: Страсти Господни
Двенадцать Евангелий повествуют нам о страданиях Спасителя.
И каждый раз, когда слышим мы эти повествования, всегда они новы и вечно жизненны в Божественной своей простоте. Каким великим и прекрасным представляется нам подвиг человека, жертвующего собой, ради ближнего...
Здесь раскрывается нам любовь, не ищущая "своих си", как говорит Апостол. Что же можем сказать мы о подвиге Сына Божия, который добровольно отдал себя за "мирской живот и спасение". Скажут: легче страдать добровольно. Но так ли это, братие? Когда обстоятельства ставят человека в такое положение, что он должен жертвовать собой, он делает это во имя нравственного долга, долг нравственный вынуждает его на это самопожертвование.
Но когда пред человеком полная свобода выбора - страдать или не страдать, - разве не величайший подвиг выбрать добровольно страдание? Да и к тому, когда мы страдаем, эти страдания наши всегда имеют искупительное значение.
В страданиях всегда очищаются наши грехи. Но Христос был безгрешен. Он взял на себя наше греховное бремя, будучи во всем подобен нам, кроме греха.
В этой жертве Божественной Любви совершилась тайна спасения.
Господь страданиями спас мир.
И в святые дни воспоминания о страстях Его зовет Он нас приобщиться к делу спасения. Его возлюбить, к Нему устремиться всем сердцем своим. Разбойник покаялся и получил оставление. О, если бы и мы, братие, умели каяться и обновляться духовно.
Тогда поистине освящали бы нас Страсти Господни, открывали нам райские двери еще здесь, на земле, давали бы жизни нашей подлинную радость Богосыновства.
Покланяемся Страстям Твоим, Христе, покажи нам и Славное Твое Воскресение!
Великая Пятница: У гроба Господня
У всякого, даже человеческого гроба, умолкает сутолока и шум житейской суеты.
Каждый гроб вещает своим безмолвием.
Здесь кончено все, что началось на земле. Здесь пресекается всякая человеческая правда. Здесь можно только или безутешно плакать, или искать иную правду, иную жизнь... Кому из нас незнакомы эти чувства? Что же скажем мы, что почувствуем, стоя у Гроба Господня и Спасителя своего "Прииде час, да прославится Сын Человеческий ..."
Да, поистине, вот она пред нами - Слава Сына Человеческого.
Униженный и осужденный, израненный, увенчанный тернием и облеченный в багряную ризу, ныне Он пред нами уже бездыханный, уже повитый погребальною плащаницею...
Вот Его Слава ...
Слава любви, слава добровольного отдания Себя за "мирской живот и спасение".
Остановись же, христианин, у сего страшного и таинственного Гроба.
Чтобы спасти тебя, чтобы вернуть тебя в Отчие объятия, Спаситель твой Сам сошел на землю и испил горькую чашу твоих страданий, принял на Себя тяжкое бремя твоих грехов. Обрати же сердце твое к твоему Спасителю.
Приближаются дни, когда для всех нас, по милости Божией, откроется радость Святой Пасхи. Но готова ли к этой радости наша душа? ... Чисто ли сердце?..
Господень Гроб своим безмолвием обращается к совести каждого из нас, зовет нас стать на Божий Суд, пред огненные испытующие очи Божией Правды, распятой, страдавшей, погребенной.
"Желанием возжелах сию Пасху ясти с вами", - взывает и к нам Господь. А Божию Пасху вкусит только тот, кто сумеет всем сердцем своим почувствовать нравственно обязывающую нас силу Христовых страданий и ответить на них в жизни своей.
Великая Суббота: У гроба Сына Божия и Сына Человеческого
Наверное многим из нас, братие, приходилось стоять у гроба любимого, родного или близкого. Что переживает тогда человек? Он чувствует, прежде всего, "чем" был для него дорогой покойник. И по мере того, как сознается им это "чем", открывается ему и тяжесть утраты.
Ныне мы предстоим у Гроба Христова.
Брат-Христианин, подумай и ты - чем в жизни твоей является для тебя Господь?
Что теперь у этого Гроба говорит тебе твоя совесть?
Чтобы сделать тебя сыном подлинного и совершенного счастья, Спаситель твой, таинственно и неизреченно, сошел на землю. Учил, страдал, и умер за тебя. Он оставил тебе Свое Евангелие. Заповеди Его "тяжки не суть". В них открывается настоящая жизнь, в них "жизнь жительствует". Для того, чтобы понимать Евангелие не надо быть мудрым или ученым. Надо иметь чистое сердце, сердце обращенное к Богу, в Нем полагающее упование своего спасения.
А что мы? Разве нам когда-нибудь приходило в голову поставить Евангелие краеугольным камнем своей жизни, своего поведения, своих отношений. У нас всегда и во всем свои, человеческие соображения. Господь далек от нас, ибо сами мы далеко отстоим от Него, и часто не хотим даже к Нему приблизиться.
Но даже и в такой обстановке духовного охлаждения, какой ужас, какой кошмар представить себе жизнь без Бога, жизнь, лишенную Его правды, Его святыни, Его красоты...
Вот, что должны мы чувствовать, стоя у Живоносного Гроба... И как бы не уклонялись наши пути от Божиих путей, - у нас всегда есть возможность возвращения к Отцу, если Образ Божий живет в нас, не исчез совсем из нашего сердца.
Приди же к сему Гробу со всем, что есть у тебя на душе. Молитву пролей пред Господом, Ему возвести свои печали, а главное, постарайся почувствовать, что в жизни твоей для тебя Господь.
Если Он живет в душе твоей, еще больше полюбишь Его и еще больше отдашь Ему сердце твое. Если в тебе уныние и холод духовный, быть может, стояние у Гроба Господня оживит тебя.
Но, во всяком случае, помни одно: из Божьего Гроба сияет тебе Божия любовь, и принять или отвергнуть ее - дело твоего свободного выбора.
* * *
Епископ Кампанский Мефодий (в миру Кульман Владимир Николаевич) родился 12 (25) июля 1902 г. в семье известного профессора-слависта. Среднее образование получил в Санкт-Петербурге, затем эмигрировал с родителями в Болгарию (1920-1922), оттуда в Прагу, где в 1926 г. окончил историко-филологический факультет Пражского университета. В 1931 г. завершил обучение в Свято-Сергиевском богословском институте в Париже. Был пострижен в монашество в 1930 г., принял священство в 1931 г. С 1932 г. настоятель храма Христа Спасителя в Аньере. С 1953 г. епископ Кампанский. В 1948 г. создал ежемесячный журнал «Вечное», который познакомил тысячи читателей с сокровищницей православной духовной мысли.
В 1952 г. архимандрит Мефодий организовал в Париже и возглавил русское православное паломничество на Святую Землю, первое после 1914 г., и в течение 20 лет, т.е. до 1972 г., под его руководством было совершено 18 паломничеств.
Скончался Епископ Мефодий в Святую Великую Субботу 13 апреля 1974 г. за несколько часов до начала Пасхального богослужения и погребен в крипте церкви Успения Пресвятой Богородицы в Сент- Женевьев-де-Буа.
Сборник проповедей Иеромонаха Мефодия. Пред очами Божией Правды
http://www.eparhia-saratov.ru/pages/2013-04-28-23-51-44-gospod