Что рекомендуют читать молодежи

Год назад Президент РФ В.В. Путин в программной статье «Россия: национальный вопрос» выступил с предложением сформировать список из ста книг, которые должен будет прочитать каждый выпускник российской школы. По итогам общественной дискуссии стало очевидно, что итоговый список не может ограничиться только русской литературой, и необходимо дополнить его перечнем произведений иностранных авторов под условным названием «100+». Союз писателей России сформировал список ста книг классической и современной зарубежной литературы, который становится логическим продолжением перечня книг русской литературы, рекомендованных к внеклассному чтению. Инициаторы проекта выразили уверенность, что предложенный список будет способствовать укреплению духовности и нравственности среди молодёжи. Однако проект требует публичного обсуждения и доработки.  

С этой целью обсуждения в марте в Москве и Петербурге прошла презентация «100+» в формате телемоста, связывающего участников в Петербургском Доме писателя и в Центре социально-консервативной политики в Москве. В двух столицах собрались такие представители литературного и учёного мира, как директор НИИ социально-экономических и педагогических проблем непрерывного образования ЛГУ им. Пушкина Николай Лобанов; доктор философских наук, главный научный сотрудник Института социологии РАН Александр Щелкин; директор Российской Национальной библиотеки Антон Лихоманов; председатель Ленинградского областного отделения Союза писателей России Сергей Порохов; секретарь правления Союза писателей России Александр Беззубцев-Кондаков; исполнительный директор, заместитель руководителя ЦИК Всероссийского педагогического собрания Елена Куликова; руководитель Лаборатории гуманной педагогики при Московском государственном педагогическом университете Шалва Амонашвили; статс-секретарь Союза писателей России Лариса Баранова-Гонченко; проректор по научной работе Московского института лингвистики Алла Кирилина; главный редактор журнала "Новый мир" Андрей Василевский и многие другие.
   
В ходе обсуждения московская и петербуржская площадки постепенно разошлись, поскольку пока участники дискуссии в северной столице обсуждали сам факт значимости данной инициативы, благодарили составителей и рассуждали о механизмах распространения «100+», в Москве ритмично перешли к разбору содержимого списка. Выступавшие деятели культуры и образования говорили о нежелании подростков читать, о способах подачи книги, преимуществах и недостатках электронных носителей, перспективах переноса мировой классики в цифровой формат ради упрощения доступа молодёжи к литературе. Одни предлагали увеличить количество, другие настаивали, что больше сотни наименований не нужно, но большинство не раз сходились на общей мысли: среди предложенных произведений присутствуют слишком сложные для восприятия книги, наличие которых в рекомендациях к внеклассному чтению для школьников вызывает вопросы.
  
Корреспонденту «Русского Вестника» также удалось поучаствовать в обсуждении и выразить своё мнение, во многом схожее со словами выступивших ранее научных деятелей, но отвергающее тезис, что современную молодежь необходимо заново учить читать.
  
Позиция, частично озвученная на круглом столе, состоит в том, что современная молодёжь уже преодолела кризис середины 2000-х, когда происходил катастрофический спад интереса к литературе. Сегодня молодые люди следуют ярко выраженным тенденциям или трендам, и можно сказать, что в среде городской молодёжи чтение в тренде: читать теперь модно, это стало неким показателем «продвинутости». Другое дело, что современные юноша или девушка читают, в первую очередь, то, что становится трендом сезона (как несколько лет назад П.Коэльо, М.Фрай, затем Х.Мураками, Б.Вербер, а потом новая волна популярности Р.Брэдбери и даже А. Конан Дойля). Поэтому проблема не в том, как заставить подростка читать, а в том, как вызвать в нём интерес к классике, сделать то или иное произведение модным, а не частью «обязаловки», которая, в его глазах, только отнимает время от чтения чего-то по-настоящему стоящего.
  
На конференции часто поднимался вопрос о том, как вообще заставить школьника читать. Если такой вопрос возникает, то сложно рассчитывать на успех, предлагая подростку в рамках внеклассного чтения многотомные романы, тем более требующие глубокого осмысления и терпения произведения по 400 страниц и более. Если сейчас обязательные когда-то «Войну и мир» или «Тихий Дон» не проходят в полном объеме, то к этому большинство даже не притронется. Объём - это весомый аргумент не в пользу чтения для школьников, у которых есть ещё обязательная литература, другие уроки, подготовительные занятия и какие-то увлечения.
  
Представленный список полон контрастов, поскольку в нём присутствуют и книги, явно нацеленные на юношество как основную аудиторию, и сложные произведения, изучаемые на старших курсах университета, и даже философские трактаты. Например, «Так говорил Заратустра» Фридриха Ницше, которого точно следует постигать в другом возрасте. Поэтому необходимо разобраться с возрастной категорией. Если это список по внеклассному чтению для школьника, как говорилось ранее, то следует разделить его на группы, определенную часть отсеять для самой старшей группы, а что-то - поменять на более адекватные произведения.
  
В аннотации к «100+» высказывается стремление к укреплению духовности и нравственности среди молодёжи. Следовательно, предложенные книги должны или ненавязчиво подчёркивать значимость традиции, норм морали, показывать привлекательность защиты чести, достоинства, справедливости и т.д., или хотя бы не популяризировать обратное. Однако в списке присутствует ряд произведений западной литературы конца XIX - начала XX веков - то есть эпохи распада консервативного европейского общества, ломки традиционных ценностей, переосмысления исторического опыта, подчас сопряженного с глубоким разочарованием.
  
Старшеклассники и первокурсники - это, в массе своей, молодые люди с ещё не сформировавшейся системой ценностей, незрелым, но зачастую категоричным ввиду юношеского максимализма миропониманием. Процесс взросления и вступления в самостоятельную жизнь для многих протекает болезненно, и потому они заранее предрасположены к обострённому восприятию действительности. На этом фоне такие книги, как «Тошнота» Ж.-П.Сартра, «Невыносимая легкость бытия» М.Кундеры, «Чума» А.Камю, «Доктор Фаустус» Т.Манна и особенно «Улисс» Д.Джойса, вызывают сомнение. Пусть и признанные шедеврами, но несущие дух декаданса, безысходности и нигилизма, произведения могут только усилить экзистенциальный кризис. Стоит отметить, что благодаря тенденциям массовой культуры сегодняшний подросток и без того - циник и почти нигилист (хотя чаще это только ролевая модель), поэтому рекомендации такой литературы в рамках внеклассного чтения ведёт только к негативным результатам.
  
Немало вопросов вызывают предлагаемые в список «Гражданин мира» О.Голдсмита, «В поисках утраченного времени» М.Пруста, «Имморалист» А.Жида, «Замок» Ф.Кафки, «Игра в бисер» Г.Гессе, «Глазами клоуна» Г.Бёлль. Даже такие признанные шедевры как «Фауст» Гёте или «Божественная комедия» Данте Алигьери хороши и понятны не во всяком возрасте, а знаменитая «Сага о Форсайтах» Д.Голсуорси из-за размеров покажется юноше нудной. Авторы вроде Дюма, Стендаля, Гюго и Лондона более уместны, как и все, кто создавал увлекательный сюжет с ненавязчивым морализаторским посылом.
  
Бесспорно, человеку с хорошим филологическим образованием следовало бы знать весь список, но в проекте «100+» речь идёт о выпускнике школы. Для правильного осмысления части указанных произведений человек должен обладать определёнными знаниями в области истории, чтобы иметь представление об эпохе, политических и социальных особенностях, повлиявших на то или иное литературное направление, знать о предыдущем этапе и о классической литературе той же страны, чтобы сравнивать и анализировать. В конце концов, иногда просто необходима уже сложившаяся система ценностей, определённый багаж опыта. По этой причине часть книг из списка предлагать молодому человеку для самостоятельного освоения несвоевременно.
  
В завершение конференции большинство участников пришли к выводу, что необходимо точнее определить возраст, на который рассчитан список, и производить дальнейшие правки, исходя из этих данных. Неоднократно говорилось о пользе добавления сказок, мифов и легенд разных народов, о недостаточном предложении произведений восточных авторов ввиду чрезмерного евроцентризма. Было очевидно, что это только начало процесса формирования желаемого списка, и его результат зависит от того, насколько составители хорошо понимают друг друга, цель своей работы и, главное, ту аудиторию, на которую они намерены повлиять.
   

Филипп ЛЕБЕДЬ

http://www.rv.ru/content.php3?id=10112

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Филипп Лебедь:
Ваятель и воитель
К 80-летию русского гения Вячеслава Клыкова
05.11.2019
Как создавалась первая славянская энциклопедия
О создании первой Славянской энциклопедии наш корреспондент Филипп Лебедь беседует с главным редактором проекта О.А. Платоновым
12.08.2019
Битва за Россию в творчестве Вячеслава Ленькова
От катаклизмов ХХ века к праматери «Еве»
29.07.2019
Александр Бочкарев: «Все, начиная с 1917 года, – беззаконие!»
Директор Международного фонда славянской письменности и культуры о состоянии фонда и общества
15.07.2019
Все статьи автора