Отныне место обретения мощей священномученика Никодима (Кононова) включено в список объектов культурного наследия Белгородской области. А после проведения государственной историко-культурной экспертизы обнаруженная гробница будет включена в единый государственный реестр объектов культурного наследия РФ.
В Святом Белогорье произошло событие огромной духовной значимости - обретение мощей священномученика Никодима Белгородского. Теперь в кафедральном Спасо-Преображенском соборе Белгорода покоятся мощами двое белгородских святых - рака святителя Иоасафа Белгородского под сенью с южной стороны у алтаря и деревянный ларь с новообретенными мощами епископа Никодима - с северной.
В первую неделю Великого поста в Преображенском соборе состоялись торжественные богослужения, которые возглавил митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн. Во время пения величания священномученику Никодиму его честные мощи были вынесены из алтаря и поставлены на кафедре, после чего владыка прочитал перед ними коленопреклоненные молитвы и огласил также резолюцию Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла: «На юбилейном Архиерейском соборе 2000 г. епископ Белгородский Никодим (Кононов) был причислен к лику Святых новомучеников и исповедников Русской Православной Церкви. 2 ноября 2012 г. на месте захоронения святителя Никодима были обретены его нетленные останки.
После проведения идентификации останков Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл определил: «Найденные останки признать мощами священномученика Никодима (Кононова), епископа Белгородского, внести в месяцеслов Русской Православной Церкви дату обретения мощей священномученика Никодима».
Новейшие события развивались так. Краеведы и раньше указывали, что с северной стороны разрушенного в 1920-е годы Троицкого собора бывшего одноименного монастыря захоронен священномученик Никодим (Кононов), который служил на Белгородской епископской кафедре с 1913 по 1919 гг. Точно место определено не было, и вся северная территория на расстоянии 1-3 метров от стен некогда стоявшего здесь величественного красавца-собора, украшенного по барабану фигурами 12-ти апостолов, трактовалась как место захоронения священномученика. То есть при проведении любых работ существовала опасность повреждения и уничтожения останков мученика. Кроме того, по некоторым данным, здесь же, за пределами храма были упокоены еще восемь архиереев. Среди них, в частности, митрополит Антоний - предшественник святителя Иоасафа на Белгородской кафедре.
Краеведы и священство напоминали забывчивым горожанам, что святитель Никодим был и остается также крупнейшим историком монастырей и монашества Русского Севера, автором и публикатором многочисленной литературы о свт. Иоасафе, фактически основателем первого краеведческого музея Белгорода.
Священство и краеведы-доброхоты, к счастью, смогли убедить руководство города и области, что здесь не следует вести никакого иного строительства кроме восстановительного - поскольку, писали они, это место «имеет важнейшее значение как ключевая точка формирования современного Белгорода, здесь на протяжении нескольких веков формировался духовный центр региона. Его облик сохранял историческую преемственность, был подлинным украшением старинного города. В эпоху антирелигиозного террора святыни были кощунственно уничтожены без острой на то надобности, и даже вопреки властным директивам».
Грандиозным событием, первой ласточкой истинного возрождения и возвращения этих мест (а это центр города!) стало обнаружение здесь, на Свято-Троицком бульваре, «пещерки», то есть усыпальницы святителя Иоасафа Белгородского (Горленко), в которой рака святителя простояла с 1755 по 1911 гг. (156 лет), где честным мощам поклонялись не только простые верующие всей Российской Империи, но и российские монархи Екатерина II, Александр I, Николай I, Николай II.
16 сентября 2011 г., в день 100-летия прославления свт. Иоасафа, Патриарх Кирилл при обильном стечении люда со всего русского православного мира освятил возведенную тут Иоасафову часовню и сооруженный над «пещеркой» охранительный стеклянный купол. На близлежащей территории, а это дворы двухэтажных домов, выстроенных после 1940-х, в этот памятный сентябрьский солнечный день проходил молебен и всю ночь священство принимало исповедь у прихожан. Трудно было вообразить, что на этом месте через два года начнет расти, по образу сохранившихся фото, здание Белгородской митрополии! (На сегодняшний момент оно сложено пока что в виде мощного остова из красного кирпича).
Но более всего православную общественность поразили события, предшествовавшие началу строительства: при подготовке фундамента для этого здания 2 ноября 2012 г. были обнаружены мощи священномученика Никодима!
При вскрытии склепа обнаружилось, что епископское облачение иерарха сохранилось, но отсутствуют митра и Евангелие. Экспертиза подтвердила, в сущности, стопроцентную догадку.
Кто же такой Св. Никодим?
Имя епископа Никодима (Кононова), служившего на Белгородской кафедре в тяжелые братоубийственные годы ХХ в., во времена величайших потрясений основ отчей веры и крушения Российской государственности, и прославленного много лет спустя Церковью в священномученическом лике, белгородцам было известно мало. Лишь совсем недавно, буквально, два десятилетия назад, после морока безбожия горожане вспомнили имена святителя Иоасафа (Горленко) и митрополита Макария (Булгакова). Теперь обоим святителям в городе установлены памятники, и, слава Богу, в город возвращены нетленные мощи святителя Иоасафа!
Будущий епископ Никодим, в миру Александр Михайлович Кононов, родился 18 июня 1871 г. в семье священника-миссионера Архангельской губернии. Закончил духовную семинарию и Санкт-Петербургскую духовную академию, с 1896 г. пребывал в иноческом лике, служил архимандритом и ректором Калужской и Олонецкой духовных семинарий.
Довольно быстро он снискал известность в церковных и просветительских кругах как исследователь святого подвижничества и истории монастырей Русского севера.
Собрал и переработал обширный материал, затем опубликованный им в виде многочисленных научных статей и отдельных трудов, в частности, «Древнейшие архангельские святые и исторические сведения о церковном их почитании», «Соловецкие подвижники благочестия XVIII-XIX вв.», «Русские святые и подвижники благочестия, подвизавшиеся и чтимые в пределах Санкт-Петербургской епархии, XIV-XVII вв.», «Архангельский Патерик».
9 января 1911 г. архимандрит Никодим был посвящен в Москве в епископа Рыльского, викария Курской епархии и, прибыв на место служения, принял активнейшее участие в подготовке и проведении торжеств прославления в лике святых свт. Иоасафа, состоявшихся, как известно, 4 сентября 1911 г. (16 сент. по нов. ст.).
С тех пор судьба епископа Никодима станет неразрывно связанной с именем свт. Иоасафа Белгородского - как при жизни священномученика, так и по кончине, включая чудесное обретение его мощей и окончательное их упокоение в Преображенском соборе Белгорода. Церковное именование «святитель», полагаем, весьма приложимо и к самому священномученику, что подтверждается всей его просветительской духовной деятельностью.
В 1913 г. епископ Никодим был переведен на кафедру в Белгород, где приложил немало сил для изучения биографии святителя Иоасафа, и его народного почитания. Владыка собирал для музея личные вещи святителя, опубликовал книгу «Святитель и Чудотворец Иоасаф, епископ Белоградский и Обоянский, и его причтение к лику святых» (1916). Как отмечают специалисты, этот труд является примером церковно-исторического исследования и поражает высокой степенью проработанности исторического материала. Епископ Никодим составил свой акафист свт. Иоасафу. Сохранилось суждение протопресвитера Михаила Польского: «Этот благодатный труд преосвященного является образцом среди акафистов, составленных в России... Красотою образов духовных легко запоминаясь, он рождает святую любовь к угоднику Божию».
Возвратившись из Киева в конце ноября 1918 г. в занятый большевиками Белгород епископ Никодим произносил с амвона обличительные речи против насилия, грабежа и произвола, чинимых переворотчиками. На предупреждения со стороны новой власти не реагировал.
Тогда в Белгороде среди красных функционеров выделялись два кровожадных представителя нового режима, В.А. Саенко и С.А. Саенко. Последний потом «прославился» страшными казнями в Харькове и округе, где возглавил ЧК и самолично уничтожал людей в застенках. В частности, этот живодер причастен к уничтожению целой группы харьковской интеллигенции, среди которой был известный на всю Россию пастырь и богослов, протоиерей Николай Стеллецкий, разрубленный на куски. Судьба Стефана Саенко в советское время была благополучной: он дожил до 1973 г., занимал руководящие должности и был почетным гражданином Харькова, пенсионером всесоюзного значения.
В рождественские дни 1919-го вернувшийся из Киева в Белгород владыка Никодим был арестован чекистами по пути с железнодорожного вокзала в монастырь, затем отпущен под упорным и испугавших чекистов давлением православных, зато была арестована делегация просителей-крестьян, некоторые представители священства, в частности, настоятель Преображенской церкви о. Митрофан, о. Владимир Лимарев, казначей о. Даниил, благочинный о. Серафим и ризничий о. Неофит, которым садист С. Саенко заявил: «Через вас, попов да монахов, вся революция пропала, я вас всех перережу или постреляю».
Уже через день епископ был арестован вновь, а 10 января расстрелян, как и просившая за него начальница женской гимназии Мария Дмитриевна Кияновская, которую на пожарном дворе (ныне - территория Белгородского строительного колледжа) расстрелял С. Саенко - из револьвера тремя выстрелами в упор (два в грудь и один в голову). Раздетый труп М. Кияновской был вывезен за город и выброшен в снег вместе с другими.
Протоиерей Порфирий Амфитеатров, тоже активно просивший узурпаторов об освобождении епископа, был расстрелян через несколько дней во дворе той же тюрьмы.
В 1981 г. он был включен РПЦЗ в Собор новомученников и исповедников российских в лике священномучеников.
Не столь давно были обнаружены подробные свидетельства современников, очевидцев и даже участников ареста, расстрела и захоронения владыки. Директор Государственного архива Белгородской области П. Субботин, собравший немало свидетельств и документов в этой связи, о факте последнего ареста владыки, в частности, указывает: «В 9 часов вечера, когда народное волнение улеглось, в арестный дом прибыли секретарь ЧК Шапиро с начальником тюрьмы Воликом и под конвоем увели епископа Никодима в чрезвычайку. Чтобы скрыть личность владыки, его там наспех постригли, переодели в длиннополую серую солдатскую шинель и студенческую фуражку, отобрали монашеское одеяние и епископский крест, привезли ночью в тюрьму, где в углу двора около кухни для владыки в промерзшей земле была вырыта неглубокая могила. Владыку заставили раздеться, после чего В. Саенко, М. Васильев и С. Набоков тремя залпами расстреляли архиерея и сами же его закопали. Приготовленная для епископа могила была вырыта не по его росту, труп в ней не помещался, и его фактически втиснули в эту могилу на коленях лицом вниз. Указываемые позднее другими современниками переломы шейных позвонков, якобы от удара железным прутом, свидетельствуют, что труп владыки практически утрамбовывали в яму. Надзиратель тюрьмы Василий Шварев, присутствовавший при откапывании владыки, потом говорил: "Его, видимо, туда утаптывали ногами, чтобы он поместился в ней"».
Тело епископа позднее было тайно зарыто убийцами в общей могиле с северной стороны ограды городского кладбища (ныне - старое, закрытое кладбище по ул. Попова, рядом с кладбищенской Николо-Иоасафовской церковью!). Несмотря на негласность к холмику над захоронением горожане неизменно приносили цветы, а по вступлении в Белгород Добровольческой армии в июле 1919 г. тело сщмч. Никодима было перенесено в Троицкий монастырь и торжественно перезахоронено вблизи северного придела монастырского храма, недалеко от пещерки свт. Иоасафа, где и обнаружено в 2012 г., через 93 года.
Обратим внимание на историческую закольцовку, которую можно рассматривать как восстановление провиденциальной справедливости в Черноземье.
В ночь на среду, 13 марта с.г. по коллегиальному решению белгородских депутатов был демонтирован памятник Ленину на площади Соборной, главной в Белгороде, одной из крупнейших в Европе, в безбожные времена носившей название «пл. Революции». Это ведь по его инициативе и указующей воле, нередко по прямым распоряжениям рушились храмы и уничтожалось русское священство.
http://www.stoletie.ru/sozidateli/svashhennomuchenik_nikodim_655.htm