Американский доклад о соблюдении прав и свобод человека в мире был опубликован в минувшую пятницу. Традиционно России в нем посвящен один из самых больших разделов. В общем-то, ничего особенного - все тот же набор стандартных обвинений. Штампы эти известны настолько широко, что их можно было назвать еще до публикации доклада, и не ошибиться. Правда, есть в этом году некоторые особенности, заслуживающие внимания. Россию, например, раскритиковали за дискриминацию так называемых ЛГБТ-движений (по-нашему - содомитов), упомянув принятый в некоторых регионах страны закон о «запрете пропаганды гомосексуализма».
Администрация США коснулась также ситуации с осужденными участницами панк-группы «Pussy Riot». По мнению госдепа, их права были нарушены грубым образом. И при этом госсекретарь США Джон Керри без тени сомнения говорит, что публикация доклада не имеет отношения к внешней политике. «Мы считаем, что обнародование доклада - правильный и необходимый поступок». И подчеркивает, что от этой оценки зависит процветание тех стран, которые стремятся к верховенству закона, а также безопасность Соединенных Штатов.
Трудно, конечно, понять, как наше с вами благополучие, а тем более, национальная безопасность США зависят от российских кощунниц или гомосексуалистов. Но, воспользовавшись столь «трогательной» о нас заботой, позволим и себе задать несколько вопросов нашим заокеанским «благодетелям». Известно ли им, например, о том, что Ватикан (не Кремль!) серьезно обеспокоен проблемой дискриминации христиан в Европе, и уже не первый год?
Недавно представитель госсекретариата Ватикана священник Флориан Кольфхаус в интервью порталу «domradio.de» сказал, что, несмотря на отсутствие прямых преследований христиан за веру, зафиксированы многочисленные факты дискриминации христиан в Европе.
Акты вандализма в отношении святынь постепенно превращаются в привычное явление, регулярно фиксирующееся в разных европейских странах. Например, в Германии, говорил Кольфхаус, ежегодно совершаются от 300 до 400 актов вандализма в церквях и на христианских кладбищах. Около 400 случаев дискриминации в отношении представителей религиозных учреждений зафиксировано за первые 10 месяцев 2012 г. во Франции. Статистика других европейских государств также неутешительна.
Сообщения о противоправных действиях в отношении христианских учреждений крайне редко публикуются в СМИ, с сожалением прокомментировал Кольфхаус. Когда что-нибудь подобное случается в отношении, например, синагоги, мы наблюдаем волну возмущения в СМИ. Что же касается христианских храмов и кладбищ, в Европе не хватает чувствительности по отношению к антихристианским акциям, считает представитель Ватикана. «Церкви и кладбища - это не обычные общественные здания, как привокзальные туалеты, где можно рисовать граффити. Почему мы так редко говорим об оскорблении религиозных чувств верующих?» - вопрошает Кольфхаус. Он считает, что к этой проблеме внимание необходимо привлекать на политическом уровне.
«Атаки такого рода были и будут всегда. И если на время они утихают - это ничего не значит. Христиане всегда жили в условиях информационного противодействия, со времен Христа и апостолов. Даже во вроде бы благоприятные периоды истории в христианских государствах, в православных империях всегда слово Божией правды - наставляющее, обличающее, призывающее людей меняться, - вызывало противодействие. Нас об этом предупреждает Сам Христос, говоря, что мир будет ненавидеть Его последователей», - говорил в интервью РИА «Новости» председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин.
- Некоторые силы на Западе воспринимают Римско-Католическую Церковь как своего главного и самого давнего врага, поэтому организованность таких атак и их постоянство меня ничуть не удивляют. Но мы тоже прошли через серьезные атаки... - подчеркнул он.
Позволю себе добавить: и, к сожалению, проходим. Меня, кстати, очень неприятно поразила опубликованная на прошлой неделе в «Московском комсомольце» статья «Отставка Господа бога//Принята Госдумой РФ».
Автор, известный в прошлом телеведущий Александр Невзоров начинает свой материал так: «На днях Государственная дума «обрывала последние лычки» с кителя господа, по сути, констатировав тот факт, что данный персонаж дошел до последней степени дряхлости и теперь нуждается в опеке».
И далее все в таком же крайне оскорбительном для верующего человека духе. «МК» давно отмечен как площадка для разного рода выступлений антиправославного характера, - не антиисламских, антииудейских или антибуддистских! - а именно антиправославных, но эту публикацию, думаю, можно считать программной для российских либералов. Есть там и такой, потрясающий своей циничностью, «тезис»: «Из документа явствует, что бог беспомощен не только по части возмездия всяким кощунникам-кресторубцам, но даже и в деле защиты своей собственной фан-группы. Т.е. тех лиц, которые послушно целуют руки толстым мужчинам, правильно стучат лбами в полы и покупают свечки. Из нового закона понятно, что большую часть его полномочий следует передать депутатам, полиции и Федеральной службе исполнения наказаний (ФСИН)». Речь, поясню, идет об обсуждаемом в Госдуме законопроекте, предусматривающем правовую ответственность за оскорбление религиозных чувств верующих граждан России.
Правда, за день до публикации в «МК» (ну, так совпало!) глава профильного комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций Ярослав Нилов (ЛДПР) заявил на заседании совета непарламентских партий при председателе Госдумы: «Понимая и разделяя опасения критиков законопроекта, мы решили отказаться от введения новой статьи в Уголовный кодекс».
Напомним, в первом чтении резонансный законопроект, внесенный представителями всех четырех фракций Госдумы, был принят 9 апреля. Одним из его центральных и наиболее неоднозначно воспринятых пунктов было введение в УК новой статьи, которая предусматривала наказания за «оскорбление религиозных убеждений и чувств граждан и/или осквернение объектов и предметов религиозного почитания/паломничества/, мест, предназначенных для совершения религиозных обрядов и церемоний».
Изменения планировалось внести в УК РФ введением новой статьи (2431-й), возводящей в ранг уголовного преступления унижение богослужений, оскорбление религиозных убеждений и чувств верующих. Ответственность по этой статье устанавливалась в виде штрафа до 300 тыс. руб. и обязательных работ до 200 часов. Максимальным наказанием было лишение свободы на срок до трех лет. Осквернение предметов религиозного почитания и мест, предназначенных для богослужения, предлагалось карать штрафом от 100 тыс. до 500 тыс. руб., работами на срок до 400 часов или лишением свободы на срок до пяти лет.
Штрафы за нарушение свободы совести и свободы вероисповедания должны были составлять от 10 тыс. до 30 тыс. руб. для рядовых граждан и от 50 тыс. до 100 тыс. руб. для должностных лиц. За публичное осквернение религиозной или богослужебной литературы, знаков или эмблем мировоззренческой символики, а равно за их порчу предполагалось налагать штраф в размере от 30 тыс. до 50 тыс. руб., говорилось в пояснительных документах к законопроекту. Напоминаю об этом столь подробно, так как считаю решение депутатов о том, чтобы не вносить изменения в УК, а ограничиться только Кодексом об административных правонарушениях, не соответствующим российским реалиям.
Сразу после внесения в Думу осенью 2012 года этого законопроекта на него поступили отрицательные отзывы правительства, Общественной палаты, президентского совета по правам человека (СПЧ).
Законопроект подвергли критике, в частности, глава СПЧ Михаил Федотов, омбудсмен Владимир Лукин, публицист Ирина Хакамада, политический обозреватель Николай Сванидзе и другие. Реакцию которых, между прочим, вполне можно было предусмотреть, как и ту часть упомянутого доклада госдепа, которая посвящена России.
«Это звучит ужасно. Если мы повесим везде «здесь могут быть оскорблены религиозные чувства», художники обалдеют, возненавидят нас и Россию в очередной раз. Я категорически против. Оставьте свободных людей в покое, не раздражайте нормальную часть общества», - говорила Ирина Хакамада.В партии «Яблоко» полагают, что законопроект носит провокационный характер. Секретарь бюро партии Галина Михалева заявила, в частности, что «это очень опасная инициатива, она будет провоцировать религиозных фанатиков». «Меня пугает, что мы идем не в сторону укрепления правовой личности, а в сторону Ирана», - сказала она.
Сотрудник Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН, ответственный редактор научно-популярного журнала «Религия и право» Роман Лункин выражал уверенность в том, что «в том виде, в каком законопроект есть сейчас, он не может быть принят». Р. Лункин также отметил: «Очевидно, что проект написан под влиянием РПЦ, и это отец Всеволод Чаплин продвигал проект в Общественной палате». И это утверждение, подчеркну, звучит при том, что законопроект, по сути своей, безотносителен к любой религии.
«Есть два пути борьбы с преступлениями в религиозной сфере. Первый путь характерен для средневекового права и теократических государств - это защита и продвижение одной определенной религии. Второй - защита свободы совести, который доминирует во всех развитых странах с конца XVIII века», - подчеркнул глава СПЧ М. Федотов.
Еще «круче» высказался ученый и литератор Александр Городницкий в интервью rosbalt.ru по случаю своего 80-летия: «Я смотрю на явную клерикализацию страны с печалью, ведь вместо того, чтобы идти вперед, страна снова будет погружаться в суеверие, мракобесие, беспредел. Понятно, что в таких условиях люди пытаются зацепиться хоть за что-то из своей истории - и находят там Сталина с его великими достижениями, победой в войне, снижением цен и прочими успехами, забывая про миллионы жизней, ставшие ценой этих побед».
Как же созвучны эти высказывания стенаниям госдепа США...
В то же время ряд религиозных и политических деятелей этот законопроект поддержал. Протоиерей Всеволод Чаплин считает, что свобода человека может быть ограничена, если этого требуют мотивы безопасности и нравственности. По его словам, о том, что свобода может быть ограничена, «говорится как в международно-правовых документах, так и во всем историческом наследии человечества». В поддержку закона выступили также: лидер ЛДПР Владимир Жириновский, президент Федерации еврейских общин России Александр Борода, исполнительный директор Международной исламской миссии, полномочный представитель Управления мусульман Кавказа Шафиг Пшихачев и другие.
Председатель Синодального информационного отдела Московского Патриархата Владимир Легойда уверен безусловно, что религиозные символы нуждаются в защите наравне с национальными, историческими символами и памятниками (государственный флаг, места захоронений), наказание за осквернение которых предусмотрено специальными правовыми нормами.
Владимир Путин на встрече с участниками Архиерейского собора РПЦ особо подчеркнул, что «...традиционные ценности, религиозные чувства верующих, так же, как и права, свободы, достоинство людей, должны быть защищены и силой общественного мнения, и силой закона». «Сегодня исключительно востребовано углубление совместной работы, партнерство государства и всех традиционных конфессий. Сохраняя безусловно светский характер нашего государства, не допуская огосударствления церковной жизни, мы должны уйти от вульгарного, примитивного понимания светскости», - говорил также В. Путин. Но кому сегодня известно это мнение президента? А многочисленных сторонников фактически уже отклоненного законопроекта? Зато высказывания представителей либерального меньшинства тиражируются широко и озвучиваются громко.
В Высшей экономической школе состоялся «круглый стол» под названием «Культура ненависти. Принцип гарантированного взаимного уничтожения народа и стратегия номенклатуры» (а где еще мог он состояться с такой повесткой дня?).
Представитель «Левада-Центра» А. Левинсон заявил: «Россияне ненавидят других больше, чем эти другие ненавидят их. При этом все россияне уверены, что ненависть в них вскипает в ответ. Но вскипает, как выясняется, раньше».
Власть, говорили участники «круглого стола», выкапывает из сознания общества самые низменные чувства и лепит, опираясь на них, образ врага. А кто у нас традиционные враги? «Басурмане, америкосы, гомосексуалисты и феминистки», - объяснил руководитель Центра по изучению экстремизма и ксенофобии Института социологии РАН Эмиль Паин.
Выступила на круглом столе и известная в прошлом телеведущая и сегодняшняя оппозиционерка Светлана Сорокина. Она вспомнила, как когда-то в программе «600 секунд» занималась с коллегами «окошмариванием фактов»», чтобы «продать продукт и чтобы это было съедено».
Сейчас метод «окошмаривания фактов» взяли на вооружение новостные программы центральных телеканалов. Поэтому «во всем виноваты госдеп и Таргамадзе; жалко, что Березовского уже нет», - подвел итог дискуссии Игорь Чубайс. Это так: его уже «с нами» нет, но «дело его живет». Переквалифицировавшийся с видео на эпистолярные жанры Александр Невзоров долгое время был автором и ведущим той самой упомянутой программы «600 секунд» в 1980-х, а в 1994 - 1998 годах стал консультантом-аналитиком Бориса Березовского. Является также основателем школы «Nevzorov Haute Ecole» - высшей Школы воспитания лошади Александра Невзорова, основополагающим принципом которой, сообщает сайт школы, является работа с абсолютно свободной лошадью без каких бы то ни было средств принуждения.
Как там анархисты говаривали в таких случаях? Вроде бы так: после всех революций останутся только свободные лошади и люди. И совершенно естественно, что 10 апреля некоторые СМИ сообщили, что, комментируя принятие в первом чтение закона об оскорблении чувств, публицист, режиссер и в прошлом депутат Госдумы Александр Невзоров сказал «Росбалту», в частности: «Принятие закона означает, что мы вступаем в новую эру, когда вновь слово «инакомыслие» приобрело конкретный смысл. Понятно, кем он инициирован и с какой целью. Это единственный способ православия сохраниться». Далее: «У них нет доводов, кроме дубинок и колючей проволоки. Поэтому уйти от сомнений и сарказма людей они могут только с помощью репрессивных мер». Наконец: «В законе нет ни слова о правах других людей. Нет прав на соответствующую точку зрения, например, атеистов, а они ведь тоже могут оскорбиться при виде православной символики, считая ее символом невежества и лицемерия, - говорит Невзоров. - Мракобесная Госдума все эти вещи попросту обошла. У нас снова есть инакомыслие и снова статьи «за антисоветскую пропаганду и агитацию».
В общем, раскрыл, обличил, пригвоздил... И где только т.н. «статьи» выискал? Кстати,комментируя доклад госдепартамента, Дэвид Крамер, бывший помощник госсекретаря США по правам человека, а ныне исполнительный директор организации «Freedom House», известной своими связями с российскими НКО определенного толка, заявил, что 2012 год был «абсолютно уродливым годом для прав человека в России». И сказал: «Если собрать все это воедино, то доклад отражает худшую ситуацию с правами человека в России со времен распада СССР». Не отсюда ли, есть сходство с антисоветской риторикой г-на Невзорова?
Между тем, большая часть российских граждан считает себя верующими, при этом до 80% россиян относят себя к православным, 4% - к мусульманам, а к атеистам - всего 7%.
Сегодня Владимир Легойда выступает за введение уголовной ответственности за оскорбление чувств верующих: «Если мы это оставим на уровне административного кодекса, то, например, спиливание крестов может вполне превратиться в доступное платное развлечение. И волна актов, которые прокатились по нашей стране, уже это подтверждает».
И опять совпадение, тоже, полагаю, совершенно не случайное: 18 апреля 2013 года исполнилось 20 лет со дня той страшной и особенной Пасхи Христовой, когда в Оптиной пустыни пролилась мученическая кровь иеромонаха Василия, иноков Ферапонта и Трофима, убитых рукой сатаниста.
В последнем интервью, которое о. Василий (Росляков) дал за несколько дней до Светлого Христова Воскресения 1993 года, были такие его слова:
- Духовность России - это Христос. Он говорит нам: «Я есмь истина, и путь, и жизнь». А постольку, поскольку духовности не может быть вне Христа, для России она одним словом выражается - Христос. Вот и все.
- Может быть, отсюда и наша трагедия?
- Без сомнения.
- Мы преданы Христу, и поэтому нас так мучают?
- Без сомнения, так. Христос сказал: «В мире скорбны будете, но не бойтесь, Я победил мир». Так что обетования Господни непреложны, и никто никогда их отменить не может. Мы и живем сегодня только по этим обетованиям. Только так.
http://www.stoletie.ru/tekuschiiy_moment/ot_gosdepa_do_nevzorova_145.htm