Соглашение Украины с «Shell»: ничего не свято

Кто-то учится на своих ошибках. Более умные - на чужих. К сожалению, к последним не относятся руководители Украины, допустившие компанию «Shell» на территорию страны и даже не вспомнившие о граблях, на которые уже наступали до них.

История и математика

Как описано в Академическом дипломатическом словаре [1], в 1901 англичанин Вильям Нокс д`Арси получил от иранского правительства концессию (сроком на 60 лет) на изыскание и добычу нефти практически на всей территории Ирана. В 1909 на основе этой концессии образовалась Англо-персидская нефтяная компания (кстати, серьёзные, хоть и безуспешные усилия с целью перекупить её, предпринимала «Shell»), переименованная в 1935 в Англо-иранскую нефтяную компанию (ныне British Petroleum). В 1931 между АПНК и Ираном разгорелся конфликт: англичане решили, что они платят аборигенам слишком много, и компания более чем вчетверо снизила размер выплат иранскому правительству. В ответ на это иранцы аннулировали концессию, но предложили решить вопрос путём переговоров о новых условиях.

Что же так не понравилось иранцам? То, что им доставалось всего 16% прибыли. И они сторговались на 20%. Плюс отчисления в размере 0,2 фунта стерлингов с каждой тонны нефти, проданной на территории Ирана и за его пределами. При тогдашних ценах на нефть это были вовсе не смешные отчисления! Их порядок исчислялся 20-30% от стоимости.

А что достанется Украине от добычи сланцевого газа компанией «Shell»? Посчитать не сложно: 65% газа будет безналогово и беспошлинно продаваться для возмещения затрат инвесторов, и лишь 35% распределяться между государством и инвесторами, где доля государства - от 31 до 60%, в зависимости от объёмов затрат инвесторов. Итого Украина получит от 10,85% до 21% добытого газа в натуральном выражении. Причём очень длительное время, пока затраты «Shell» будут очень большими, выгода Украины останется минимальной. Получать налог на прибыль тоже долго не удастся, поскольку затраты будут превышать доходы. Остаётся лишь НДС с реализации того, что не используется для компенсации затрат. То есть с 24,15% добытого газа. НДС по сниженной ставке в размере 17% от стоимости. 17% от 24,15 составляет 4,1%. Если договор англичан с Ираном считается грабительским, то как назвать Соглашение «Shell» с Украиной, которой достанется не 20% от прибыли, а только 4,1%. И не 20-30% от стоимости добытого, а 11%?

Льготы для «Shell» - священная корова

Дипломатический словарь рассказывает, что взамен перечисленных уступок Англо-иранская нефтяная компания продлила концессию до 31 декабря 1993 года, причём статьёй 21 нового договора категорически исключалась возможность аннулирования или изменения условий концессии односторонним решением иранского правительства. В соглашении с «Shell» теоретически предусмотрена возможность его одностороннего разрыва со стороны Украины, но сделать это не так просто. Для этого требуется, чтобы международный арбитражный суд окончательно подтвердил, что нарушение инвестора является существенным и подлежит обязательному исправлению. Если после этого выяснится, что инвестор не в состоянии исправить это нарушение либо не предпринимает мер по его исправлению в течение полугода, то государство имеет право за полгода до фактического разрыва соглашения объявить об этом шаге (статья 36.3).

Хотя есть в соглашении хитрая статья 23.5.1, фактически лишающая государство права разорвать данный договор и либо самому заняться разработкой, либо передать другой компании: «Инвестиции и права каждой компании-инвестора и оператора на осуществление нефтегазовой деятельности, которая предусмотрена в этом соглашении, или связаны с этим соглашением или какими-либо разрешительными документами, не будут предметом национализации, экспроприации или иных мероприятий, которые приводят к тем же самым последствиям, что и национализация и экспроприация». Поскольку слова «иных мероприятий, которые приводят к тем же самым последствиям, что и национализация и экспроприация» можно применить к любому действию правительства, направленному на аннулирование соглашения.

Запрещено изменять соглашение даже в случае ужесточения законодательства по охране здоровья, труда и окружающей среды. Статья 23.2.4: «...ни одно изменение к этому соглашению не требуется по этому соглашению вследствие: (i) изменений к законодательству Украины об охране здоровья, труда или окружающей среды, направленные на то, чтобы такое законодательство Украины согласовывалось с международной практикой эксплуатации нефтегазовых месторождений и основывалось на недискриминационной основе».

Государство в государстве

В Иране Англо-иранская нефтяная компания имела свои нефтепроводы, нефтеналивной флот, аэродромы, авиацию, железные дороги, собственную полицию и была, по выражению иранской печати, «государством в государстве». То же самое наблюдается и в соглашении Украины с «Shell».

Статья 7.1: «В соответствии с условиями этого соглашения, инвестор имеет права: (c) если это необходимо для эффективного осуществления нефтегазовой деятельности - право монтажа, строительства, эксплуатации и пользования объектами и оборудованием на договорном участке и других участках, которые необходимы для осуществления нефтегазовой деятельности, кроме того, телекоммуникационным оборудованием (в том числе радиовышками и системами спутниковой связи), дорогами, пешеходными дорожками, мостами, аэродромами, терминалами, жильём, складскими помещениями, сборными пунктами и оборудованием для сепарации и обработки на условиях, означенных законодательством Украины и нормативными актами. Инвестор будет разрешать общее пользование автодорогами, которые будут построены и содержаться им, кроме тех дорог, которые инвестор объявляет дорогами, предназначенными для частного использования им в соответствии с законодательством Украины и нормативными актами».

Обращаем внимание на оговорку: всё это дозволяется британско-голландской компании не только на участке, выделенном для добычи сланцевого газа, но и везде, где ей это понадобится.

Если у кого-либо есть слабая надежда на то, что украинские предприятия смогут получить от этих обширных планов строительства хоть какую-то крошку заказов, то предупреждаем: ваши мечты совершенно напрасны. Статьёй 20.2 гарантируется право «Shell» и аффилированных с ней лиц использовать в качестве подрядчиков и поставщиков товаров, запасных частей и услуг в своей деятельности на территории Украины только у тех подрядчиков, с которыми у него налажены давние связи. При этом «Государство гарантирует, что согласования и разрешения будут выдаваться без проведения тендера или аукциона и, если в этом соглашении не будет предусмотрено иное, с инвестора не будет взиматься плата за принятие, выдачу, предоставление или сохранение в силе согласований и разрешений, кроме оплаты государственных сборов и других платежей за предоставление услуг или осуществление соответствующих действий государственными органами».

Но самым вопиющим в данном соглашении является отказ Украины от части своего суверенитета. Это прямо и недвусмысленно заявлено в статье 38.3 соглашения: «Отказ от прав, касающихся суверенного иммунитета государства. Государство этим отказывается от иммунитета. Такой отказ распространяется на все судебные решения, решения международных коммерческих арбитражей, решения по производству предварительного обеспечения иска, а также исполнения решений судебных и арбитражных органов».

Напомним, что суверенный иммунитет государств закреплён в Уставе ООН и раскрыт в Декларации о принципах международного права, а также урегулирован Конвенцией ООН о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности. Это - один из основополагающих принципов международного права, в соответствии с которым суверенное государство не подчиняется органам власти других государств. Конституция Украины прямо запрещает передавать часть суверенитета надгосударственным органам. В соглашении с «Shell» руководство страны просто отказывается от части суверенитета государства ради бизнес-интересов зарубежной компании...

То, к чему на практике приводит отказ от суверенного иммунитета, демонстрирует пример российских разбирательств с фирмой «Noga», после разрыва соглашения с которой последовала серия арестов счетов Центробанка РФ и дипломатических миссий, а также парусника «Седов».

Ничего святого, только бизнес

В Дополнении 1 к соглашению с компанией «Shell» даны точные координаты участка, выделяемого для добычи сланцевого газа. Мы составили по ним карту, чтобы понять, что именно в документе подразумевается под словами «договорной участок». Оказалось, что это территория преимущественно Донецкой и Харьковской областей площадью 7.886 квадратных километров. В неё полностью входят достаточно крупные города Славянск, Изюм, Барвенково, огромный кусок Краматорска, часть Дружковки и Балаклеи, а также десятки и сотни более мелких населённых пунктов. Увы, их жители даже не догадываются, что с 24 января 2013 года их имущество им уже не принадлежит.

 

 

 

 

Согласно статьи 37.2 (b) соглашения, государство обеспечивает «...В случае, если земельные участки находятся в частной собственности и собственники не согласились на заключение договоров о земельных участках в добровольном порядке или требуют внесения в такие договора о земельных участках условий, которые, согласно обоснованного мнения оператора, являются неприемлемыми, прекращения ... права частной собственности, постоянного пользования, аренды и другие права третьих лиц касательно таких земельных участков. Все участки, которые являются предметом такого прекращения ..., после этого предоставляются оператору в обоснованные сроки на основании договоров о земельных участках, которые включают обоснованные условия».

Населению и владельцам предприятий в Украине не в новинку, что их права заканчиваются там, где начинаются бизнес-интересы крупного капитала. Но цинизм данной ситуации просто обескураживает. Все расходы на принудительный отъём собственности у украинских граждан, предприятий и организаций оплачивают «Shell» и «Надра Юзовская», но отнюдь не из своего кармана. Это будет им компенсировано государством за счёт добытого газа: «Такие затраты включаются в состав затрат, подлежащих возмещению». Как и затраты на «проведение государственной экспертизы и утверждение проектов землеустройства об отведении земельных участков, технической документации с нормативно-денежной оценкой земли и другой необходимой документации для отведения земельных участков», относящихся к государственной,  коммунальной или частной собственности. Возмещению «Shell» подлежат и «все затраты, связанные с возмещением убытков сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства».

При этом государство обеспечивает (статья 37.5 (а)) «Принятие всех необходимых решений и/или распоряжений органами местного самоуправления». Как это напоминает фразу из Академического дипломатического словаря о деятельности Англо-иранской нефтяной компании: «Местные власти на юге Ирана фактически находятся на службе компании»!

Мало кто из москвичей помнит, что красивейшее в мире московское метро появилось благодаря стараниям Лазаря Кагановича. Зато почти все знают, что именно он причастен к сносу Храма Христа-Спасителя. К чему это отступление?

Да нет, не отступление. В зону добычи сланцевого газа (читай - принудительного отъёма земельных участков) попадает не только весь город Святогорск, но и лично опекаемая нынешним Президентом Украины Святогорская Свято-Успенская Лавра. Войдёт ли он в историю как её меценат и покровитель или украинские верующие будут с ненавистью вспоминать его улыбку при подписании соглашения с «Shell», обрекающего святыню на насильственный отъём территории и уничтожение?

1. http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_diplomatic/96/АНГЛО

http://odnarodyna.com.ua/node/13249

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий