Анализ событий на Украине показывает, что пока ситуация развивается по самому худшему варианту. С одной стороны, парламентская оппозиция, явно поддерживаемая в своей агрессивной риторике и не менее агрессивной манере ведения парламентских дискуссий внешними акторами, ведет дело к нанесению максимального ущерба правящей Партии регионов. С другой стороны, Янукович и ведомая им «партия власти» пытаются обыграть оппозицию на ее же западном электоральном поле (в том числе, среди политиков США и Европы), не понимая, что без опоры на Восток и Юг Украины эта борьба не имеет политических перспектив.
Главное же - оппоненты не просто дискутируют по различным внутренним и внешним вопросам развития страны, а ломают и так весьма слабо развитую политическую систему Украины.
Анализ также показывает, что весьма трудно разобраться в том, кто же все-таки больше виноват в происходящем уже у нас на глазах распаде Украины - власти страны или оппозиция. С одной стороны, масло в огонь подливает оппозиция, которая не хочет идти на компромисс с властями ни по одному серьезному вопросу, начиная даже проводить нелегитимные с правовой точки зрения отдельные парламентские заседания. С другой стороны, резонно задаться вопросом - почему оппозиция так радикализировалась после выборов, результат-то был показан неплохой? И вот тут мы приходим к пониманию, что на радикализацию своей позиции оппозицию подталкивают как раз очень слабые и непоследовательные действия Януковича и его команды.
Оппозиция, во-первых, прекрасно видит, что Янукович пытается усидеть между Евразийским и Европейским союзами на двух стульях, как можно дальше оттягивая момент принятия окончательного решения.
Во-вторых, условия заключения Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС настолько кабальные для первой, что страна может прекратить свое существование просто по факту исполнения всех тех пунктов, которые содержатся в тексте Соглашения для Украины.
Следовательно, оппозиция видит, что своими действиями власть ведет дело к распаду страны. Но, как известно, если процесс нельзя остановить, то его надо возглавить, то, естественно, украинская оппозиция усиливает давление на власть, чтобы самой осуществить этот процесс и не остаться в стороне, когда начнется последний акт пьесы по распилу Украины.
Россия пока прекратила активное давление на Януковича и осуществляет тактическую перегруппировку ресурсов. Идея строительства газопровода «Ямал-Европа-2» показывает, что украинская ГТС умрет в случае окончательного ухода Украины на Запад, при том, что транзит в Европу не пострадает. Европа внешне также не давит, однако срок принятия решения - май - о котором говорил после последней украино-европейской встречи в верхах Баррозу, уже близок. Как бы ни хотел Янукович, а время принятия окончательного решения приближается.
Оппозиция уже чувствует «запах крови» и усиливает давление на власть. Причем для оппозиции, не важно, что при этом власть делает. Разворачивается в сторону Европы - плохо, и т.к. прозападные силы будут делать это лучше, качественнее и быстрее, то надо усиливать давление на Януковича. Разворачивается в сторону Евразийского союза - тем более плохо, т.к. тогда их политический проект начнет потихоньку закрываться. Соответственно, крик должен еще больше усилиться.
То есть, куда ни кинь, Янукович своими собственными руками довел дело до того, что давление оппозиции на власть в любом случае будет только возрастать, пока он не подпишет Соглашение об ассоциации с Евросоюзом.
Как только это будет сделано, т.е. Янукович собственноручно отдаст власть в Киеве европейским структурам, с ним можно будет не считаться, разве только по вопросу его доли в происходящем «дерибане» Украины. При этом у прозападной оппозиции Украины будет еще и «зонтик безопасности» от ЕС.
В этой связи у Януковича остается единственный вариант развернуть с огромной скоростью несущийся в пропасть поезд украинской государственности и попытаться перевести его на запасные пути - назначить досрочные выборы в Раду и на этом фоне, как минимум, отложить принятие решения об окончательном выборе геополитического вектора развития страны на следующий год, как максимум - остановиться на евразийском направлении движения.
Реализация сценария с досрочными выборами возможна, но только в одном случае - если в ходе реализации этой политтехнологии Янукович сможет укрепить вертикаль власти и объединить своих избирателей на основе выполнения Партией регионов своих предвыборных обещаний. Если же украинская партия власти и по результатам досрочных выборов продолжит обманывать своих избирателей, то внутриполитический хаос на Украине будет только нарастать. В этом случае досрочные парламентские выборы послужат детонатором взрыва политической системы страны.
Последствия того или иного выбора очевидны. При закреплении разворота на Запад (вследствие принятия Соглашения об ассоциации с Евросоюзом), на Украине происходит окончательный развал промышленности и закрепление (в лучшем случае) за Украиной статуса здравницы и сельскохозяйственной житницы Евросоюза. Украинская промышленность Европе просто не нужна - в самой Европе закрываются сталелитейные, автосборочные предприятия, а также НПЗ из-за падения спроса на автомобили, не говоря о других негативных финансово-экономических процессах. В этих условиях энергозатратная тяжелая промышленность Украины становится просто неподъемной ношей для ЕС.
Уничтожение промышленности приведет к бюджетному кризису, который на фоне противостояния западных и восточных областей Украины может привести к возникновению острого гражданского конфликта с очень большой вероятностью того, что в него может быть втянута Россия.
Т.е. этот вариант развития событий выгоден только тем радикальным политическим силам на Западе и в самой Украине, которые уже поставили крест на стране и готовы бросить ее в топку геополитического противостояния с Россией, чреватого разрастанием силового конфликта. В лучшем случае при таком сценарии Украина распадется на два государства, одно из которых уйдет под Россию, а второе под ЕС. Но надо ли это самим украинцам, которые на долгие десятилетия, в основном, лишатся привычного образа жизни и благ современной цивилизации и станут окраиной не только России, но и всей Европы?
При развороте корабля с названием «Украина» в сторону Евразийского союза, Януковичу придется, конечно, испытать весьма серьезное давление как внутри страны, так и извне - демарш будет идти за демаршем, будут и попытки взорвать ситуацию. Однако основа украинского государства - промышленность - в этом сценарии будет сохранена и приумножена. Экономическая стабильность укрепит экономическую и геополитическую безопасность Украины на фоне разворачивающихся в Европе процессов. Если же украинский президент сотоварищи еще и продемонстрируют политическую волю и поставят своих оппонентов на место, то будет гарантирована стабильность и политической системы страны (ужасный конец нынешней внутриполитической вакханалии).
В этом плане можно было бы посмотреть на действия руководства Беларуси, которое смогло в 2010 году остановить все более быстрое раскачивание геополитических качелей, грозившее взорвать страну, и сделать геополитический выбор.
Что однозначно - в составе Евразийского союза Украине будет гораздо проще продвигать свои экономические и политические интересы в том же Евросоюзе, чем в одиночку, как сейчас, т.к. рано или поздно, но ЕАС и ЕС подпишут договор о торгово-экономическом и политическом взаимодействии, с учетом интересов друг друга, и на новом этапе, в суверенном статусе и правах, начнут развитие торгово-экономических отношений. Однако если нынешняя политика раскачивания геополитических качелей будет продолжена как украинским руководством, так и его оппонентами, Украины к этому моменту может не оказаться как суверенного государства...
Юрий Баранчик - руководитель информационно-аналитического портала «Империя», исполнительный секретарь Международного движения «Интернациональная Россия» ОНФ, кандидат философских наукhttp://www.stoletie.ru/politika/raspil_ukrainy_172.htm