Когда некоторые из нас начинают вздыхать о том, что вот, мол, раньше люди были герои, гиганты духа - не чета нынешним, измельчавшим, очень часто хочется поддакнуть и в качестве доказательства начать вспоминать о делах давно минувших дней, о былинных богатырях и героях Великой Отечественной. И все это получится - как ни крути - не в пользу нашего времени, когда не в ходу слова «честь», «совесть», «Родина», когда фраза «Общественное - выше личного» вызывает только усмешку.
«Да, были люди в наше время, не то что нынешнее племя. Богатыри - не вы...». Не мы - вроде и не поспоришь. Да и само слово «герой» будто взято из бабушкиного сундука - старомодное, слегка запылённое. Хоть в моде который сезон винтажные вещи - не каждый отважится примерить на себя.
Но чудно выходит: на беды наше время богато, а на героев - нет? Что это - особенность нашего зрения, когда всё бывшее кажется огромным и значимым, а то, что случается здесь и сейчас, остаётся незамеченным? Привычка рассматривать те или иные явления и события исключительно постфактум? Или же мы отчего-то разучились быть благодарными и стесняемся называть героями тех людей, которые приходят на помощь и помогают нам, часто - ценой собственной жизни? Наверное, и то, и другое.
Есть мнение, что в реальной жизни герои бывают как положительные, так и отрицательные. Другими словами, герои - все люди, поступки которых потрясают и удивляют. Это как в литературных произведениях, где героями могут быть не только симпатичные персонажи, но и отъявленные негодяи, потому что в литературе герой - синоним главного действующего лица. Но по этой логике героями нашего времени являются, к примеру, норвежский убийца Андерс Брейвик или террористы, в сентябре 2004 года захватившие бесланскую школу... Их поступки до нынешнего дня на устах у всего мира. Ими, может, и не восторгаются, и вряд ли человек с нормальной психикой захочет им подражать, но их знают едва ли не все. И очень часто создаётся впечатление, что они-то и являются людьми, воплощающими в себе черты нашей эпохи. Добро же не требует для себя грандиозных декораций и публики, оно немногословно, не бросается в глаза, и поэтому на фоне подобных злодеяний выглядит пресновато. И уже не на всю планету, а только в пределах своего Отечества звучат в новостях имена Евгения Родионова и Сергея Солнечникова. А имён иных героев мы вообще не знаем. Скажите, знаете ли вы хотя бы некоторых воинов, которые освобождали бесланских детей? Знаете ли вы хоть кого-то из добровольцев, кто принимал участие в тушении пожаров, охвативших Россию в 2010 году? Вряд ли.
А ведь если не быть зацикленными на себе, любимых, можно увидеть, что вокруг нас есть много хороших людей. Людей неравнодушных, дарящих миру добро и любовь. Изо дня в день, вопреки всему, бескорыстно и самоотверженно. Уверена, герои нашего времени именно они, меняющие нашу жизнь и представление. Они поступают странно и старомодно, зная обо всех неудобствах и отсутствии какой бы то ни было выгоды, сеют там, где, казалось бы, и пожинать не придётся. Врачи, с Божьей помощью возвращающие к жизни тысячи тысяч. Военные, жизнь свою полагающие за наше мирное существование. Семьи с приёмными детьми. Педагоги и воспитатели коррекционных школ и интернатов. Доноры. Волонтёры. Люди, спасающие животных. Наконец, парни, вступающиеся за девушек.
Кто-то может возразить, что высота - не та. Ладно военные - лётчики, моряки, участники боевых действий, ликвидаторы катастроф и испытатели, а остальные-то из перечисленных? В общем, героям принято ставить памятники, а поставить памятник, например, парню, заступившемуся за девушку, не солидно как-то - тоже мне, подвиг! И экая, в самом деле, важность - накормить и обогреть котёнка! В наше-то время, когда бездомных, никому не нужных людей больше, чем брошенных животных, об этом ли беспокоиться? Но, наверное, с такой «мелочи» всё и начинается. Кто-то способен выбросить животное на помойку (да что там животное - новорожденного ребёнка!), а кто-то не может спокойно пройти мимо плачущего, и не важно, кто плачет - человеческий детёныш или зверушка.
Однажды услышала по телевизору фразу: «Герой делает то, что не могут сделать остальные люди». Хотелось бы поспорить: «остальные люди» могут сделать то же самое, но или не находят для этого необходимой мотивации, или не знают, что именно так и положено поступать человеку. И далеко не всегда дело в физической силе и каких-то специальных навыках. Очень часто на помощь приходят совсем не те, кто по каким-то причинам выбрал это делом своей жизни (спасатели, пожарные, медики), а люди совершенно посторонние и даже, казалось бы, немощные.
«Нет выше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». А если и не за друзей вовсе, и даже не за знакомых? Человек, бросающийся в огонь и воду, один против толпы, вряд ли анализирует и выгадывает пользу от того, что собирается сделать. Да и какая выгода может быть, когда ценой такого поступка может стать собственная жизнь? Напечатают в газете о благородном деле, сделают «героем дня» на местном ТВ, наградят грамотой, предложат денежное вознаграждение в знак благодарности? Человек делает шаг вперёд потому, что там - в опасности чья-то жизнь. Там - кто-то страдает и плачет, и невозможно пройти мимо. Или ещё так: пройти мимо можно, но как потом с этим жить? Здесь, видимо, воедино собирается всё: и воспитание, и самостоятельно выбранные ценности и идеалы, которым хочется следовать. Каждому дано право выбора, вот и выбирает каждый осознанно: кто-то себе в ущерб - беспокойное и любящее сердце, а кто-то - девизом для жизни фразу «моя хата с краю».
Рассуждать о том, что является подвигом, а что до этого определения по каким-то параметрам не дотягивает, можно лишь до тех пор, пока всё это не касается нас самих. Пока не мы на месте жертвы. Пока не мы нуждаемся в незамедлительной помощи. Пока не наше сердце разрывается от страха, боли и бессилия. О таких вещах говорить очень сложно. Сложно потому, что, восторгаясь поступками одних людей, невольно начинаешь осуждать других. И осуждать не грех, а грешника... Поэтому и ожидаешь вполне справедливый и уместный вопрос: «Вот ты рассуждаешь о чужой слабости, а сама уверена в том, что в такой точно ситуации поступила бы иначе?». И надо даже оправдываться за своё негодование по поводу убийства ребёнка, оставленных на произвол судьбы беспомощных стариков...
Конечно, велико желание сказать: «Да, я-то так никогда не сделаю!», но в том-то и дело, что не знаю. Не знаю, потому что очень хорошо «знакома» с собой и некоторые свои грехи вижу более-менее ясно. Казалось бы, это как раз и должно стать поводом для того, чтобы быть милосерднее и уметь (или хотя бы учиться) прощать. Ведь давно известно: не осуждай! Если ты сам можешь поступить низко, то почему же за ту же низость ты осуждаешь другого человека? Ведь если чья-то слабость и малодушие может затем перерасти в подвиг, то где гарантия, что у тебя произойдет именно так? Да, человек может ошибаться, но потом, единожды или в очередной раз смалодушничав, перед новым уже испытанием у него есть шанс попытаться стать человеком - через страх, боль памяти и уколы совести.
И всё равно, человеческие низость и мерзость вызывают отвращение. И свои, и чужие. В такие моменты как никогда остро чувствуешь необходимость и важность твоего обращения к Богу с просьбой о даровании сил, мужества и решимости. По сути, это то же, что и молитва о «конце мирном и непостыдном», потому что если раз за разом «мазать» мимо цели, то с чем же и предстать потом у последней черты? Да и во многих ситуациях, о которых говорилось выше, последняя черта как никогда близка - на расстоянии одного шага вперёд. И вот, оказывается, и в наше с вами время есть немало людей, которые на такой шаг способны.
Не существует героев со знаком «минус», потому что где герой - там подвиг, а подвига без любви не бывает. А те, другие, которые потрясают весь мир своими поступками - они называются как-то иначе...
Людмила Салимова
Газета "Православная вера" № 7(483), апрель, 2013 г.
«Я действовал на автоматизме»
Старший прапорщик Татищевского ракетного соединения Дмитрий Войтик спас утопающих девочек 8 марта 2013 года.
Так он рассказал о своем поступке:
«Мы с женой Светланой поздравляли родителей и близких с праздником в поселке Светлый. Возвращались в Татищево. Проезжая по дороге, рядом с прудом я издалека увидел на льду двух девочек. Было понятно по характерной одежде, что это не рыбаки. Я жене говорю: "Давай остановимся, скажем, чтобы со льда ушли" - и в этот момент проваливается сначала одна девочка, потом вторая.
Я сразу увеличил скорость. За 300400 метров выскочил из машины (она даже не остановилась) и побежал. На ходу снимал куртку, чтобы, если сам провалюсь, она не мешала. Метра за три-четыре до детей лед начал трескаться. Я лег на лед и начал ползти. Одна девочка уже практически уходила под воду, вторая провалилась по грудь. Я им кричал, чтобы не шевелились и держались за кромку. Я одну зафиксировал левой рукой, а ту, которая по грудь провалилась, начал вытаскивать правой рукой. Вытащил, сказал, чтобы она в сторону берега аккуратно ползла. Потом вытащил вторую. Она сапоги потеряла. Вместе дошли до машины, они сказали адрес, и я их отвез домой. Сам в дом не заходил - мокрый весь был. Детей жена проводила. Я только девочку, которая без сапог была, до двери донес. По словам жены, дома у детей бабушка была».
По словам 40летнего прапорщика, он начал осознавать произошедшее только вечером, после возвращения домой. Дмитрий отметил, что не считает себя героем. «На моем месте так, наверное, поступил бы каждый. Я действовал на автоматизме. Самое страшное было бы, если бы я не успел».
По сообщениям ИА «Взглядинфо»
http://www.eparhia-saratov.ru/pages/2013-04-19-00-00-00-bogatyri