В Саратовской области, как едва ли не в любой другой российской местности, немало разрушенных храмов. От иного не осталось ничего, разве что об обломок фундамента можно споткнуться, пробираясь через высокую сухую полынь; другие еще высятся, зияя пустыми проемами окон, проломами стен и крыш. Поднимаешься по остаткам кирпичной паперти и невольно осеняешь себя крестом: чувство, что входишь не куда-то, а именно в храм, при виде запустения, разрухи и поругания становится особенно острым. Шагнув внутрь руины, сразу видишь на стенах то, что осталось от храмовой росписи. Все эти сельские храмы были в свое время расписаны профессиональными художниками, причем по всему пространству - от пола до потолка. Какую же радость испытывали здешние хлебопашцы, входя в новую церковь,- она казалась им, наверное, подобием рая.
То, что осталось от этих росписей, обречено - даже если находятся вдруг люди, силы, средства и храм принимаются восстанавливать. Сохранить остатки росписи при восстановлении очень трудно. Спасибо тем фотографам, которые не поленились и успели запечатлеть. Среди этих изображений, среди евангельских сцен и ликов святых угодников, молились наши предки. Это был их мир...
Неподалеку от райцентра Новые Бурасы находится село Лох. До революции оно имело еще одно название - Архангельское, в честь храма во имя Архангела Михаила, построенного здесь в 1752 году. Затем на месте деревянной церкви в 1872-м была воздвигнута часовня, а в начале 1880-х - новый каменный храм. Стоящий на возвышенности, он был обнесен каменной оградой с разноцветными стеклянными шарами на столбах. В нем служили два священника, псаломщики и диакон, пел хор, составленный из учащихся сельских школ. После революции храм был закрыт и разрушен.
В селе Таволожка Петровского района можно видеть руины церкви во имя всех святых - с разрушенной главой на колокольне, просевшим центральным куполом, покосившимся крестом. Эта картина - своеобразный символ «духовности» советских времен. Здание храма, до настоящего времени не возвращенное епархии, находится в аварийном состоянии. Символична и история села. Здесь родился революционер Степан Ширяев, производивший динамит для террористической организации «Народная воля». Здесь же, в Таволожке, в этом храме, некоторое время служил священномученик Иоанн Гаврилов-Ямский (Миротворцев), погибший в воркутинском концлагере в 1938 году и в 2000-м канонизированный Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви; память 5 (18) марта.
|
Таволожский храм был построен в 1825 году тщанием местного помещика, поручика Александра Языкова и расширен в 1901-м на средства прихожан и церковного попечительства. Кроме главного престола во имя всех святых в нем были приделы в честь Покрова Божией Матери и в честь Казанской иконы Божией Матери. В советский период храм был закрыт и пришел в запустение. Но в последнее время произошли некоторые перемены: в селе организована и зарегистрирована православная община, ежемесячно совершаются молебны.
В Новобурасском районе есть село Гремячка, которое называли также Никольским - по здешней церкви, освященной во имя святителя Николая Чудотворца в 1828 году. Как пишет со слов старожилов местный краевед С. Матасова, она стала настоящим украшением Никольского. Церковь, видная со всех концов села, была окружена тополями, утопала в зарослях сирени и акации. Хор из учеников местной церковно-приходской школы и крестьян, обладавших вокальными данными, считался одним из лучших в уезде.
В 1914 году церковь отреставрировали, для чего было закуплено 6 тысяч кирпичей. Но вот наступил 1917-й, начались гонения. Последний священник отец Василий, до 1933 года негласно совершавший богослужения, был вынужден покинуть приход. С церкви был сброшен колокол, имущество разграблено. Здание церкви, с 1938 года приспособленное под зернохранилище, особенно пострадало при строительстве клуба в соседнем селе: отсюда, из храма, для клуба брали полы, окна, двери...
|
Прекрасный храм в селе Матюшкино (ныне - Ивановка) Базарно-Карабулакского района, освященный во имя святителя Иоанна Златоуста, архиепископа Константинополя, был построен тщанием прихожан, по одним данным, в 1822-м, по другим - в 1829 году. Точная дата его закрытия также неизвестна, существуют свидетельства, что он был единственным уцелевшим в округе храмом, где совершались богослужения в первые послевоенные годы. В настоящее время храм находится в руинированном состоянии. Летом 2012 года начались работы по укреплению того, что осталось, и восстановлению храма. Не исключено, что по восстановлении он станет храмом подворья Свято-Сергиевского женского монастыря, расположенного в нескольких километрах, в селе Алексеевка.
Храм во имя Живоначальной Троицы в селе Малое Перекопное Балаковского района был построен на средства прихожан в 1833 году. В связи с тогдашним неуклонным приростом населения к концу 1880-х годов возникла необходимость его кардинальной перестройки: церковь не вмещала и половины прихожан. Храм был перестроен и расширен по проекту самарского архитектора Варавина. Есть версии, что в росписи принимали участие известнейшие художники эпохи. Реконструкция завершилась в 1901 году. Трехпрестольный храм вмещал до 1500 молящихся. Престол в правом приделе был освящен в честь Казанской иконы Божией Матери, в левом - во имя святых бессребреников Космы и Дамиана. При храме кроме церковноприходской школы работало земское училище.
Богослужения проводились до 1935 года, затем храм закрыли. На протяжении многих лет в нем хранили зерно. Восстановление, инициаторами которого стали местные жители, началось в 1997 году. В 2001-м торжественно отмечалось столетие храма, являющегося памятником архитектуры областного значения. 13 декабря 2003 года был совершен чин положения святого антиминса в восстановленном правом приделе. 2 октября 2010 года совершилось Великое освящение храма. Сегодня он действует, но, к прискорбию, сохранить роспись не удалось - было слишком поздно. Своевременно сделанные снимки стенных росписей предоставлены редакции профессором Надеждой Поповой, почетным архитектором России.
В селе Логиновка (до революции - Нижний Еруслан) Краснокутского района безвозвратно разрушается церковь в честь Казанской иконы Божией Матери. Храм 1857 года постройки, изначально деревянный, был обложен кирпичом благодаря жителю села Парфену Яковлевичу Гопиенко, награжденному тремя Георгиевскими крестами за участие в боях на Шипке. Большевиками церковь была разграблена, в ней располагались сначала казармы, а потом склад. В годы Великой Отечественной войны в помещении церкви жили немцы, взятые в плен в Сталинграде. В 1980-е в здании размещалась пекарня. По рассказам старожилов, в храме была удивительной красоты роспись. Частично она сохранилась до нашего времени, но восстановлению уже не подлежит.
Журнал "Православие и современность", №24 (40), 2012 г.
http://www.eparhia-saratov.ru/pages/2013-04-16-00-00-00-krasota