Британский фактор
Скажем, к концу 1940-х годов была реальная возможность «отделить» Великобританию от США в вопросах политики по отношению к СССР. Но советское руководство это шанс не использовало. О чём, увы, ничего не сказано в фильме.А именно: вопреки давлению со стороны США, Лондон продолжал - до осени 1949 г. включительно - издавать в Москве еженедельник «Британский союзник». Он продавался в Москве и Ленинграде без ограничений, распространялся также во всех столицах союзных республик. Кроме того, Великобритания к началу 1950-х гг. была вытеснена американцами из большинства своих колоний и протекторатов в Южной Азии и на Ближнем Востоке; США, вдобавок, почти полностью «удалили» британское влияние из Греции, Турции, Ирана, Египта, Эфиопии, Саудовской Аравии. Это раздражало У.Черчилля, других представителей британской политической элиты. Так что здесь был «коридор» хотя бы для временного советско-британского партнерства.
Отметим также триумфальное турне советского футбольного клуба «Динамо» по Великобритании в 1945 году (британская сторона предлагала встречную декаду британского футбола в СССР); фактический отказ СССР в тот период от поддержки движения за воссоединение Ирландии с Северной Ирландией (с британским Ольстером); схожие позиции Москвы и Лондона в 1949-1951 гг. по урегулированию арабо-израильской войны; неучастие Великобритании и ее доминионов - в отличие от США - во французской агрессии в Индокитае в 1946-1954 гг. При этом Великобритания стала первой западной державой, признавшей КНР в 1950 году (причём вскоре после заключения 30-летнего советско-китайского договора о дружбе и взаимопомощи) вопреки давлению Вашингтона.
Добавим и поставки советских зерновых по «символическим» ценам в Великобританию (включая Ольстер, Гибралтар, Мальту и расположенные вблизи северо-западной Франции Нормандские острова) и в британскую зону в Западной Германии в 1947-1948 гг. по просьбе британского правительства. Заметим, что Лондон с этой просьбой обратился не к США, а именно к СССР! Похоже, то были «сигналы» Лондона для Москвы.
Эти факторы могли быть успешно использованы для «отдаления» Лондона от агрессивных замыслов США в отношении СССР. Но его руководство не смогло проводить взвешенную политику по поэтапному «отторжению» от США их потенциальных союзников. Что привело к созданию НАТО в апреле 1949-го.
Кстати, Лондон и власти британских территорий вокруг Кубы - Британский Гондурас (с 21 сентября 1981 г. - Белиз), Багамы, Ямайка, Каймановые и Бермудские острова - фактически не поддержали планы США по вторжению на Кубу и по военному конфликту с СССР в период Карибского кризиса. А с Ямайки британские военные базы были эвакуированы именно во время эскалации этого кризиса (сентябрь-начало октября 1962 г.), причём Ямайку Лондон объявил независимой 6 августа 1962 г. - то есть, практически в то же время. Такая британская политика была поддержана Франсиско Франко (Испанией), деголлевской Францией и соседней с Кубой франкоязычной республикой Гаити (где правил, как утверждали в СССР, «проамериканский диктатор» Ф. Дювалье). Эти факторы тоже не упомянуты в фильме, но и они не были использованы в советской политике. Хотя в Москве знали, что упомянутыми действиями Лондон фактически «отомстил» Вашингтону за его отказ поддержать британцев и французов в их конфликте с Египтом и СССР из-за Суэцкого канала осенью 1956-го.
Эти направления британской политики проявились, точнее - повторились в марте 1959-го, когда британский премьер-министр Г.Макмиллан посетил с визитом СССР. Именно к тому времени США смогли вытеснить Лондон с ряда других британских зарубежных территорий или из зон традиционного британского влияния...
Китайский фактор
Дополнительную нагрузку на СССР в «холодной войне» с США внесла советско-китайская конфронтация, спровоцированная Хрущевым. Обширная советско-китайская граница - свыше 8 тыс. км - стала, к выгоде США, новым очагом напряженности, едва не переросшей в ядерную войну в конце 1960-х и в конце 1970-х. Но и об этом - ни слова в фильме...С Китаем у СССР было намного меньше противоречий, чем с США. Но в Кремле не считались с тем, что советская социально-экономическая система и ее финансовые возможности уже с трудом могли работать на «два фронта». Руководство СССР полагало, что можно одновременно - «подкармливать» Восточную Европу, национальные окраины Советского Союза, многие развивающиеся страны и наращивать военный потенциал против США и Китая.
Но «платили» за такую политику русский народ и, в целом, РСФСР, где уровень жизни и темпы социально-экономического развития всё существеннее отставали от этих показателей в других союзных республиках и восточноевропейских странах (подробнее см. http://www.rv.ru/content.php3?id=10081 ). И если США фактически субсидировали своих союзников, в том числе по НАТО, только в конце 1940-х - первой половине 1960-х гг., то СССР проводил такое «субсидирование», в том числе внутри СССР (т.е. соседей РСФСР) постоянно - вплоть до середины 1980-х (!). Что, конечно, приводило к усугублению социально-экономических проблем в СССР и к росту диспропорций в социально-экономическом развитии РСФСР и других союзных республик.
Во всяком случае, США с конца 1950-х гг. прямо и косвенно стимулировали индустриальное развитие своих союзников по НАТО, а СССР с середины 1950-х поставил многие свои отрасли, особенно российские, в зависимость от других стран Варшавского договора (и даже сахарную отрасль РСФСР и Белоруссии - в зависимость от ввоза сырья с Кубы). При этом во всё большей мере СССР финансировал все эти страны...
Потому к 1971 году снова - после второй половины 1940-х - среди ряда партийно-государственных деятелей возник проект создания компартии РСФСР и, соответственно, защиты её интересов этой партией в рамках СССР. Но Брежнев на 24-м съезде КПСС (30 марта 1971 г.) в своем отчетном докладе высказался против этого проекта, а его инициаторы - Мазуров, Воронов, Кулаков, Шелепин, Машеров - вскоре были отправлены в отставку или погибли при странных обстоятельствах...
Что касается Китая, эти деятели вместе с А.Н.Косыгиным (что отмечал «Русский Вестник») выступали за нормализацию с ним отношений, предлагая, прежде всего, исправить «антисталинские перегибы» Хрущева (включая восстановление прежних названий Волгограда и Цхинвали - соответственно, Сталинград и Сталинири, а также памятников и бюстов Сталина в Грузии) специальным постановлением ЦК.
Это было главное требование Пекина к Москве. Брежневское большинство сперва одобряло такой проект, но потом его внезапно «замораживало». И даже одобряло планы возможного свержения или устранения Мао Цзэдуна (например, «проект 571» конца 1960-х - начала 1970-х). Поэтому историческая и весьма успешная встреча Косыгина с Чжоу Эньлаем в пекинском аэропорту (11 октября 1969 г.) обернулась... новым обострением советско-китайских разногласий. И, естественно, ослаблением влияния Косыгина и «косыгинцев» в руководстве СССР и КПСС.
В самом деле: СССР смог урегулировать отношения с Югославией и лично с И. Броз Тито после 1953 года. А США еще в начале 1970-х смогли, к ущербу для СССР, наладить отношения с КНР и успешно их развивать - на фоне, повторим, советско-китайской конфронтации, в том числе в мировом коммунистическом движении.
А вот советское руководство, игнорируя усугубление социально-экономических проблем в СССР и особенно в РСФСР, вознамерилось «побеждать» в одновременном соперничестве и с США, и с Китаем. И, вдобавок, СССР ввязался в гражданскую и межэтническую войну в Афганистане. Что же, эпилог такой политики оказался плачевным.
Но в советском руководстве не могли не понимать всех вышеупомянутых факторов. Значит, их игнорирование было сознательным, и потому это осталось за кадром того фильма?..
Алексей БАЛИЕВ