Война памятников в Витебске

post thumbnail

Несмотря на то, что мы создаем единое Союзное государство, буквально за несколько последних лет в Белоруссии чётко наметился крен к ускоренному размежеванию в области культурно-исторической политики с Россией. Активизация националистического подхода к белорусской истории и культуре связана во многом с именем бывшего министра культуры П. Латушко, который ранее работал послом в Польше, а сейчас назначен послом во Франции. Именно при этом министре была раскручена идея реанимирования белорусской латиницы, «украсившей» минское метро, принят план возрождения замков польско-литовской шляхты, установки памятников польским магнатам и литовским князьям, появились многочисленные телепередачи и исторические публикации, обвиняющие Россию в массовых убийствах белорусов и разорении Белоруссии при Иване Грозном, Алексее Михайловиче, Петре Первом - то есть обширная программа по искоренению в стране всего русского, отрицанию статуса Белоруссии как православной страны, фактическому переформатированию культурно-исторического пространства. При громогласных заверениях о стремлении строить Союзное государство в недрах Министерства культуры уже не первый год проводится политика государственной русофобии.

Наиболее показательной в этом отношении является скандальная история с памятниками в Витебске, которые изначально должны были символизировать общность исторической судьбы России и Белоруссии, послужить зримым воплощением интеграционных устремлений наших народов. Согласно преданию, в 974 году Витебск основала княгиня Ольга. Этот факт в своих научных изысканиях подтвердили и ряд авторитетных историков - М.Н. Тихомиров, Л.В. Алексеев, Б.А. Рыбаков. С Витебском также связано и имя Александра Невского. Князь приезжал в город, здесь некоторое время находился его сын (жена Невского была родом из Полоцкой земли). Кроме того полочане, псковичи и новгородцы были тесно связаны совместной борьбой с крестоносцами. В сражении на Чудском озере принимали участие полоцкая и витебская дружины. В Витебске А. Невский вообще почитаемая среди православных фигура, не случайно именно ему посвятили первый заново построенный в городе в 1990-е годы деревянный храм.

С приходом к управленческим рычагам нового губернатора Витебска А.Н. Косинца была разработана масштабная программа реконструкции исторической части Витебска, тогда-то и было решено поддержать инициативу общественности об установке в центре города двух памятников - Александру Невскому и княгине Ольге. Были объявлены масштабные конкурсы. Скульпторы взялись за работу и было предложено много заслуживающих внимания  проектов (16 - памятника княгине Ольге и 11 - Александру Невскому).

Надо сказать, что эти конкурсы 2009-2010 годов были хорошо встречены витебчанами. Это не было каким-то кулуарным либо локальным мероприятием - в обсуждении участвовал практически весь город. Предполагалось, что уже в 2011-2012 годах памятник княгине Ольге будет установлен на верхней площадке летнего амфитеатра (где проходит «Славянский базар»), а памятник Александру Невскому - на площади Тысячелетия.
Тем временем культурно-историческая политика в Белоруссии начала стремительно крениться в сторону русофобии и националистических подходов. Идея с установкой памятников подверглась мощной пропагандистской атаке. Причём она была скоординированной - как со стороны Министерства культуры и Академии наук, а также отдельных государственных газет, так и со стороны оппозиционных сил. Основной смысл возражений - Александр Невский и Ольга не имеют отношения к Витебску, были тут проездом и ничего не сделали для города. К тому же это памятники российским историческим персонажам, а мы, мол, строим суверенную Белоруссию, и нам чужие герои не нужны.

Но сразу отказаться от установки памятников, столь широко разрекламированных, показалось, мягко говоря, неудобным. Поэтому появилась идея установки третьего памятника - князю Ольгерду, строителю витебского замка. Фигура Ольгерда оппозицию и чиновников от культуры вполне устроила - тот неоднократно ходил с походами на Москву. В духе «новых воззрений» это был вполне себе «национальный белорусский герой». В течение некоторого времени тема трёх памятников звучала совместно, а вот затем всё больше стали говорить о том, что Ольгерд заслуживает монументального увековечения, а вот от идеи с установкой памятников Ольге и А. Невскому нужно отказаться. Те же самые витебские власти, которые сами и инициировали идею с памятниками, стали в один голос с оппозицией убеждать витебчан, что они, памятники, городу уже не нужны.

 А летом 2010 года власти Витебска попытались убрать и сам деревянный храм Александра Невского, перенеся его на территорию городского кладбища. Логика понятна - убрав сам храм, можно убрать и само имя Невского из центра Витебска. Но прихожане встали на его защиту. Они обивали пороги многих учреждений, однако там услышали много нелестного в свой адрес, а сам храм, возле которого так любят фотографироваться гости города, чиновники назвали «чёрным сараем, который портит вид города».В дни проведения международного фестиваля искусств «Славянский базар» храм посетили тысячи людей. Многие, узнав о том, что ему грозит намеренное разрушение с последующим переносом на окраину города, ставили свои подписи в его защиту. Верующие обратились к губернатору А.Н. Косинцу с просьбой не разрушать храм, ссылаясь на то, что существует официальное благословение патриарха Алексия Второго на то, чтобы сохранить церковь. После полугодовой борьбы, когда верующие боялись, что храм втихомолку снесут, областной руководитель всё же принял решение сохранить его, чем, к слову, лишь подтвердил слова А.Г. Лукашенко о том, что при нём ни один храм не будет разрушен.

Но отношения с властями оставались непростыми. В конце 2010 года начался новый виток противостояния властей и православных Витебска. Город попытался заявить свои претензии на здание Свято-Ольгинской церкви, где размещался женский Свято-Духов монастырь. Официальным поводом стало отсутствие бумаг на землю и сооружения, а также невысокие, по мнению городских властей, темпы реставрации комплекса. Чтобы вынудить монахинь переселиться, зимой под предлогом технических неисправностей в монастыре отключили воду, отопление, были проблемы с электроснабжением. В результате монахини таскали воду прямо из лунки в Западной Двине, замерзали в прямом смысле слова в кельях.

Та зима выдалась очень холодной. Православные верующие грозились поставить прямо на берегу Западной Двины палаточный городок. В итоге в ситуацию вновь вмешался губернатор и в ответ на обращения тысяч православных витебчан принял решение оставить монастырь на прежнем месте. Вся эта недостойная возня достаточно подробно описана в книге А. Шлыкова «Витебская Голгофа», изданной в 2012 году в Смоленске, и получила весьма неприятный для белорусских властей резонанс.

Надо знать Белоруссию: люди внимательно следили за тем, не отреагирует ли на ситуацию А.Г. Лукашенко: одно его слово могло решить проблему, ведь любой намёк президента - неукоснительное руководство для чиновников к исполнению. Но впрямую он так и не высказался, лишь однажды, во время одного из визитов в Витебскую область при разговоре с губернатором президент довольно хмуро выразился в том смысле, что нужно меньше уделять внимания памятникам, а больше - экономике. Что он имел в виду, сказать сложно, но чиновники поняли это по-своему. В конце декабря прошлого года председатель Витебского горисполкома В.П. Николайкин подтвердил полную капитуляцию власти перед националистами и, успокаивая русофобов, заявил, что памятник Ольгерду будет установлен к июлю 2013 года, а от памятников Александру Невскому и основательнице Витебска княгине Ольге решено отказаться.

Всё это, конечно же, вызвало возмущение и православных города, и общественности, но власти решили спустить проблему на тормозах.

Очередное обострение войны памятников в городе случилось уже в марте этого года, когда было объявлено об установке возле крупнейшего в Белоруссии Успенского собора на берегу Западной Двины памятника патриарху Алексию Второму. В Витебске уже давно установлен бюст папе Иоанну Павлу Второму, а вот для памятника почившему Предстоятелю  Русской православной церкви длительное время власти никак не могли найти места. На самом-то деле - просто тянули время, не желая обострять и без того горячую ситуацию. После объявленного решения о том, что памятников православным святым - Александру Невскому и княгине Ольге - не будет, Белорусской православной церковью было принято решение об установке памятника Алексию Второму. Власти, по сути, просто смирились с этим решением. Памятник будет установлен на высоком берегу Западной Двины в одном из красивейших мест Витебска и, безусловно, станет излюбленным местом фотографирования туристов и молодожёнов.

Это, конечно, тут же привело в неописуемую ярость белорусских националистов. Их возмущение на интернет-форумах было больше похоже на развязывание религиозной войны. Приведу лишь одну запись: «И почему БПЦ не ставит памятники белорусским православным святым (около 70 личностей)? Беларусь-то суверенное государство! БПЦ уж пора быть автокефальной, независимой от Московского патриархата» (орфографические ошибки мной исправлены. - А.З.).

И ещё много чего было в том же духе, что порождено в том числе и антиправославной политикой властей - снести, сдать в металлолом. Обращает на себя внимание высказывание об автокефалии - здесь прорывается то тайное, что вот-вот станет явным. Думаю, многим в Белорусской православной церкви такие идеи близки по духу, не говоря уже о властях и оппозиции. Атака на православную церковь в республике ведётся широким фронтом, и война памятников - лишь один из её видимых признаков.

Все эти несуразности и проблемы вряд ли терпимы и уместны в условиях строительства Союзного государства России и Белоруссии. Многочисленные делегации из России, часто бывающие в республике как на высшем, так и на региональном уровне, могли бы серьёзно помочь в сохранении здесь позиций православия, а не ограничиваться только обсуждением экономических вопросов. Не обращать внимания на притеснения православных в Белоруссии, на растущие вспышки национализма и антиправославных действий - значит способствовать неминуемому ослаблению того духовного и нравственного стержня, который объединяет наши народы. С этой точки зрения и борьба за то, чтобы памятники Александру Невскому и княгине Ольге заняли давно определённые места, должна быть продолжена.

________

Фото - http://news.vitebsk.cc/2013/03/27/pamyatnik-patriarhu-aleksiyu-ii-ustanovili-na-postament-fotoreportazh/

http://rusedin.ru/2013/04/10/vojna-pamyatnikov-v-vitebske/

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий