События, имевшие место в последние недели в Гагаринском районе столицы, вселяют серьезные опасения за положение православных верующих в современной России.
30 марта и 6 апреля на улице Молодежной полиция грубо разогнала молебны верующих о строительстве храма. По словам участников молебнов, несколько человек из их числа доставлялись в ОВД Гагаринского района, где на них оказывалось сильное психологическое давление с целью прекратить практику коллективных молитв. Сам по себе молебен - то есть коллективная молитва - является формой отправления верующими своих религиозных потребностей (обрядом). Таким образом, представители правоохранительных органов нарушили права верующих на проведение публичных религиозных обрядов в соответствии со статьями 17, 31 и 55 Конституции РФ, а также статьями 3,4, 6 и 7 Федерального Закона "О свободе совести и религиозных объединениях".
Среди молившихся 6 апреля был священник Димитрий Ненароков, но присутствие носителя сана не остановило полицию. Особенную тревогу вызывает тот факт, что одновременно с незаконным разгоном 6 апреля верующие подверглись нападкам со стороны группы неизвестных лиц, выкрикивавших лозунги экстремистского содержания и угрозы, бросавших в верующих кусками льда и снега, несмотря на наличие среди них маленьких детей. Но этих лиц, в отличие от мирно молившихся православных, никто из стражей правопорядка остановить не пытался. Эта циничная выходка свидетельствует о возможном сращивании антиправославных сил с отдельными представителями властных структур. Развитие подобных тенденций очень опасно для российского общества. Этот процесс должен быть остановлен сразу, в зародыше. В противном случае рано или поздно мы окажемся в условиях нового авторитарного строя, навязывающего обществу атеистические взгляды репрессивными методами.
Сегодня мы находимся в полушаге от такого развития событий. Чтобы предотвратить этот сценарий, необходимо провести тщательное прокурорское расследование инцидентов на самом высоком уровне и выявить заказчиков демонстративных акций в Гагаринском районе.
По словам сотрудников полиции, причиной разгонов стало нарушение законодательства о массовых мероприятиях. Однако участница молебна 6 апреля сообщила, что ее единоверцы "подавали уведомление о предстоящем мероприятии в установленном законом порядке". Никаких политических требований, привлекающих внимание прохожих, разумеется, не было и не могло быть во время мирной коллективной молитвы (иное было бы кощунством).
Молитвенное стояние было поддержано экстренно созданным 4 апреля Координационным советом православных и правозащитных организаций "Защитим "Программу-200", целью которого является поддержка Программы строительства православных храмов в новых районах Москвы, одобренной в 2010 г. Патриархом Московским и всея Руси Кириллом и главой Москвы Сергеем Собяниным. Также православные активисты утверждают, что на прошедшей ранее встрече с префектом ЮЗАО О. Волковым последний публично заявил, что "никто не разгоняет молебны". Тогда кто отдал приказ о разгоне молящихся, и не страдают ли отдельные представители местной власти в столице религиозной ксенофобией?
Православные верующие хотят обратить внимание общества на знаковость этих событий. Раньше местная власть себе такого не позволяла. Совершенно очевидно, что молебен не имеет ничего общего с политическим митингом. Но его пытаются таковым представить. Это значит, что само участие в религиозной жизни становится сегодня делом политическим. Его запрещают. Тем самым религия приравнивается к политике не верующими, а их противниками. Мы категорически против искусственной политизации церковной и религиозной жизни в России.
Но сегодня мы фактически наблюдаем возвращение к советскому антирелигиозному курсу. Другим признаком этого возврата являются упорные разговоры таких политиков как Михаил Прохоров, о принятии в России специального "Религиозного кодекса", несмотря на отсутствие кодексов для атеистов и носителей иных идеологий, которые, согласно Конституции, равны перед государством. Предложения Михаила Прохорова четко и недвусмысленно должны быть признаны антиконституционными и получить правовую оценку со стороны государства.
Нагнетание антиправославной ксенофобии отдельными чиновниками - позорное явление в жизни российского общества. Но вызывает удивление и тот факт, что на фоне продолжения антиправославной кампании представители правозащитного сообщества проявляют явные признаки политической ангажированности. Директор центра "Сова" Александр Верховский в интервью журналу The New Times, несмотря на осквернение храмов, спиливание крестов и прочие проявления ксенофобии, главной тенденцией 2012 года называет "активизацию процерковных активистов", а православные убеждения - "культурной самоидентификацией". Подобные выводы способны лишь подорвать авторитет правозащитных организаций, в которых общество сегодня объективно нуждается. А совпадение сроков выхода публикации с участием Верховского (8 апреля) и разгона молящихся (6 апреля) наводит на совсем печальные размышления. Неужели мы имеем дело с хорошо скоординированными действиями на разных уровнях - как силовом, так и информационном?
Для православных верующих сейчас главное не молчать и не дать "заиграть" ситуацию. Случаи в Гагаринском районе Москвы нельзя оставить без внимания. Необходимо выяснить, на каком уровне принималось решение о разгоне молебнов 30 марта и 6 апреля, кто несет за это ответственность. Может быть, следует обратиться в Генеральную Прокуратуру с просьбой дать правовую оценку и правовой комментарий случившемуся. Мы верим, что государственные органы заинтересованы в том, чтобы определиться с проблемой и не возвращаться к ней в будущем.
Вряд ли кто-то из серьезных политиков захочет принять ответственность за прекращение эры религиозной свободы в России.
Четкая политическая позиция здесь просто необходима. Православные верующие, являются частью гражданского общества и хотят жить в правовом государстве. И закон о защите чувств верующих в этой ситуации будет очень кстати.
Александр Щипков,помощник депутата ГД Сергея Миронова