В этой церкви Св. Сергия Радонежского в родовом имении Липки, что в 30 километрах от Задонска, в апреле 1879 г. был крещён Сергей Бехтеев. В строительстве её принимал участие сам святитель Тихон Задонский, который любил бывать в имении Бехтеевых. В советское время храм был поруган, а в 2009 году восстановлен, в том числе и на пожертвования певицы Валетины Толкуновой. В день освящения восстановленного храма она пела в церковном хоре. А в 2011 году сюда возвратился колокольный звон - восемь колоколов. На одном из них выбиты имена рождённых в Липовке до Октябрьского переворота 1917 года: «Родъ Бехтеевыхъ: Епiфанiй, Iоаннъ, Алексiй, инoкъ Никандръ, Сергiй, Сергiй, Сергiй, Екатерина, Наталiя, Сергiй, Зинаида, Николай, Алексiй, Нина, Софiя». Исполнилось то, что в изгнании писал поэт Бехтеев о родной Липовке: «Как верить хочется, что дикий бред крамольный погибнет наконец с злопамятной враждой и радостный трезвон над Русью богомольной, промчавшись, принесёт забвенье и покой». |
Март - горький месяц для нашей страны. Пятнадцатого числа предатели вынудили отречься от престола Царя-мученика Николая. Впоследствии они оправдывали себя тем, что сделали это во благо России. Можем ли мы им поверить? Ведь уже в третий день смуты появилось стихотворение офицера-фронтовика Сергея Бехтеева «Николай II», в котором он, не будучи пророком, а всего лишь честным русским человеком, предсказал всё, что случится в будущем:
Предатели, рождённые рабами,
Свобода лживая не даст покоя вам.
Зальёте вы страну кровавыми ручьями,
И пламя пробежит по вашим ородам.
Не будет мира вам в блудилище разврата,
Не будет клеветам и зависти конца;
Восстанет буйный брат на страждущего брата,
И меч поднимет сын на старого отца...
Эти строки потом читали друг другу русские узники в чрезвычайках. Сергей Бехтеев, родившийся 19 апреля 1879 года в семье Орловского дворянина, был влюблён в Царскую Семью на протяжении всей своей жизни. Первые стихи императрице Александре он посвятил ещё в 1903 году, пожертвовав вырученные за сборник средства Ремесленному приюту. Разумеется, был оклеветан, выставлен карьеристом, тем более что три его сестры были фрейлинами царицы, а сам он в том же году поступил служить в подшефный её императорскому величеству Кавалергардский полк. Четырнадцать лет после этого Бехтеев ничего не писал, будучи не в силах объяснить, что им двигала одна лишь любовь. Был совершенно бескорыстен, что доказал всей своей жизнью. В детстве он был исцелён от тяжёлой болезни отцом Иоанном Кронштадтским, и это спасло не только его тело, но и очистило душу, приготовило её для служения.
На военных учениях Сергей получил тяжёлое увечье и был вынужден уйти в отставку. Кости неправильно срослись, одна нога навсегда осталась короче другой. Несмотря на инвалидность, Бехтеев в 1914 году вызывался на фронт добровольцем. Пройдя краткие курсы и получив младший офицерский чин корнета, он воевал в составе Кавалергардского полка и вскоре получил ранение в голову и в грудь. В лазарете его посетила императрица Александра Фёдоровна с великими княжнами. Наверное, это был самый счастливый момент в его жизни, переполненной страданиями. Из госпиталя он снова отправился на фронт, в пекло, и опять был ранен в грудь.
Его стихотворение «Молитва» многие приписывали Великой княжне Ольге Николаевне. Оно было найдено в её бумагах после казни. На самом деле листок с пронзительными словами ей тайно передали друзья Семьи, чтобы утешить и поддержать:
|
Пошли нам, Господи, терпенье,
В годину буйных, мрачных дней
Сносить народное гоненье
И пытки наших палачей.
Дай крепость нам, о Боже правый,
Злодейства ближнего прощать
И крест тяжёлый и кровавый
С Твоею кротостью встречать.
И в дни мятежного волненья,
Когда ограбят нас враги,
Терпеть позор и униженья
Христос, Спаситель, помоги!
Владыка мира, Бог вселенной!
Благослови молитвой нас
И дай покой душе смиренной
В невыносимый, смертный час...
И у преддверия могилы
Вдохни в уста Твоих рабов
Нечеловеческие силы
Молиться кротко за врагов!
Бехтеевы - старинный дворянский род, который не был сборищем вырожденцев, паразитирующих на славе предков и доставшихся от них богатствах. Отец поэта, также Сергей Сергеевич, в прошлом морской офицер, прошёл путь от мирового судьи до члена Государственного Совета. В Ельце он открыл первый в России хлебный элеватор, заботился об устройстве регулярного пароходства по Дону. Вспомним Столыпина и других - лучших наших, самых деятельных, трудящихся дворян. Верность Царю была их отличительной чертой. Не они его предали. Когда началась Гражданская война, Бехтеев-младший вступил в Добровольческую армию, участвовал в первом Ледяном походе Добровольческой армии. Иного выхода для себя он не видел:
...Растоптан царственный венец,
И смотрят все державы мира,
О, Русь, на жалкий твой конец.
Когда-то властная Царица,
Гроза и страх своих врагов,
Теперь ты жалкая блудница,
Раба, прислужница рабов!
В убогом рубище, нагая,
Моля о хлебе пред толпой,
Стоишь ты, наша Мать родная,
В углу с протянутой рукой.
Да будут прокляты потомством
Сыны, дерзнувшие предать
С таким преступным вероломством
Свою беспомощную Мать!
Он до последнего надеялся, что Царская Семья не погибла. Вот его стихотворение-молитва, вопль к Богу о ней:
Боже, Царя сохрани
В ссылке, в изгнанье, вдали,
Боже, продли Его дни,
Боже, продли!
Дай Ему силы сносить
Холод и голод тюрьмы;
Дай Ему власть победить
Полчища тьмы!
Да не утратит Он Сам
Веру в мятежный народ;
Да воссияет Он нам
В мраке невзгод.
Боже, спаси, сохрани
Мать и невинных Детей!
Дай Им счастливые дни
В царстве цепей!
Пусть пред иконой Твоей
Тихой, вечерней порой
В блеске лампадных огней
Вкусят страдальцы покой.
Белый, великий наш Царь,
Сирый народ не оставь;
Снова Россией, как встарь,
С славою правь!
Гнусность измены прости
Тёмной, преступной стране;
Буйную Русь возврати
К милой, родной старине...
Крестное знамя творя,
Молит истерзанный край:
«Боже, отдай нам Царя,
Боже, отдай!»
В 1920-м Сергей Бехтеев был эвакуирован вместе с другими воинами Русской армии из Крыма на Балканы. Он был одним из немногих, для кого Царь не погиб, - и он продолжал служить ему. Постепенно его начали воспринимать как сумасшедшего, не понимая, что смерть для Сергея не имеет никакого значения:
Он мне грезится всюду, венчанный Изгнанник,
Осенённый терновым венцом,
Неповинный Страдалец, небесный Избранник
С величавым и кротким лицом...
До 1929 года Сергей Бехтеев оставался в Сербии, затем уехал во Францию, в Ницце стал ктитором церкви во имя Державной иконы Божией Матери. Там он и был похоронен, в одной могиле с сестрой и одним из родственников. Надпись на его могильном обелиске, судя по всему, была сделана друзьями его ранней юности:
«Лицеист Императорского Александровского Лицея 59 курса, царский поэт, офицер Белой Армии».
Чем дорог нам этот человек? Тем, что мы почти утратили: верностью, которую мы заменили служением себе. Нам не спасти ни России, ни себя, пока мы снова не станем столь же сумасшедшими, как Сергей Бехтеев, безымянные мученики, сгоревшие в лагерях и на этапах. Наша трагедия в том, что мы думаем, будто здоровы.
Подготовил Владимир ГРИГОРЯН