Русь в предчувствии Мономаха

Новости Москвы 
0
256
Время на чтение 7 минут

Владимир II Всеволодович Мономах, один из самых значительных правителей Руси, был призван Киевом на великокняжеский престол в апреле 1113 года, 900 лет назад. В нынешнем году мы отмечаем также 960 лет со времени рождения великого князя, который бесценен нам как собиратель Русских земель, полководец-победитель, православный мыслитель и глубокий писатель, миротворец и реформатор, расшивший «Русскую правду» Ярослава Мудрого под стать веку.

Время жизни святому благоверному великому князю Владимир Мономаху (1053-1125) выпало сложнейшее. Две напасти кроваво терзали Русь, одна усиливая другую: хищные степняки и междоусобные нестроения.

Мономах совладал с вызовами своего времени - на 20 лет отвадил половцев и собрал Русь воедино.

 

 

Владимир Мономах на памятнике «Тысячелетие Государства Российского», Великий Новгород. 

Базальтовый материк

До недавнего времени личность Владимира Мономаха (в крещении Василий) не являлась «камнем преткновения» для потомков его подданных. Даже у «самого» М. Грушевского, сочинившего фантастический катамаран-этноним «Русь-Украина», нет слов о «великом украинском князе» Мономахе или «древней Украине», у него в этом плане вполне корректно: «князивство Русской земли», «концентрация земель Русского государства», «связи русской династии»...

Заметим, Грушевский слово «русский» ещё не додумался писать как «руський», а ныне и Костомарову, что удивительно, приписывают «сёканье».

Вот и последователь Грушевского, также фантастикатор истории, О. Субтельный, пересказывая весть о Мономахе, обходится без его украинизации: «Силой своего огромного авторитета новому правителю удалось объединить большинство рассеянных русских земель. С тех пор уже никогда на Руси не царило такого единства и согласия, как при Мономахе».

Фантастикаторство в описании истории проявится позже, когда усилия русского народа Юго-Западной Руси к единению они придумают называть борьбой украинского народа за независимость, подменяя этим подспудную истинность цели - стремление к воссоединению народа и Русской земли. Расчленённость народа, как мы понимаем, удобна спонсорам историков для пережёвывания и переваривания Руси: кусками легче.

Таким образом, на «этапе Мономаха» и школьные учебники Украины Мономаха «великим украинским князем» пока не называют. Впрочем, в этих книжках акцент делается на термине «Киевская Русь», придуманном лишь в ХIХ веке. При этом по-партизански замалчивается, что Русь, Русская земля, включала в себя Минск и Полоцк, Псков, Новгород и пространства до северных морей, Ростов, Суздаль, Муром, Рязань...

В детских учебниках России, наоборот, акцент делается на древности Новгорода как на основном центре древнерусского государства. Это, заметим, точно такая же игра в пользу спонсоров историков-расчленителей.

Хотя, точности ради, нужно сказать, что уже и у Грушевского в событиях 1099 года присутствуют «детали украинских отношений». А в одной из современных методичек для украинских учителей в рубрике «интересные факты» сообщается о Мономахе единственный «факт»: половцы пугали Мономахом своих детей. Слова, вырванные из контекста, это, несомненно, технология для внушения: какие страшные эти русские князья! Но на самом-то деле это недобросовестный выдерг из плача поэта после разорения Руси Батыем, когда поэт вспоминает, как было недавно: «Покорил Бог народу христианскому поганые страны, Владимиру Мономаху, которым половцы детей своих пугали в колыбели. А литва из болота на свет не показывалась. А венгры каменные города укрепляли железными воротами, чтобы на них великий Владимир не ходил войной. А немцы радовались, что они далеко за синим морем...»

Мономах, собравший Русские земли под своё начало, обозначил ту мощную базальтовую материковую платформу, которую мы смело можем называть Святой Русью. Трагический разрыв верхних плодородных слоёв и последующее растягивание или даже счистка этих слоёв решающего значения иметь не могут.

Мы видим, время от времени разрывы в верхних слоях исчезают. Так было после Мономаха не раз. И не два. Это понимают и расчленители.

Козни-ХХI

Не удивительно, что в ХХI веке последователи успешных историков-расчленителей (их успех в том, что идея прижилась, «независимый народ» по их проекту, как косой выкашивается) пожелают поколебать Мономаха и объявить его «украинским».

В Интернете на глаза попалось сообщение, что всеукраинская газета «День» объявила 2013-й Годом Владимира Мономаха. Замечательно!..

Это могло бы, конечно, порадовать и более, если б не дремучий русофобский душок, свойственный этому изданию. О Мономахе в «Дне» рассказывает некий политолог-историк. Он, словно б оправдываясь перед своим оранжевым читателем, приводит полтора десятка аргументов (прямо нумерует) в пользу того, что на Украине стоит вспомнить Владимира Мономаха. Девятисотлетний юбилей недостаточен. Словно б «Дню» стыдно за князя, что тот печётся о Русской земле, а об Украине - ну ни в полслова.

Вот некоторые пассажи из той публикации... Вероятно, автор «Дня» более политолог, чем историк, так как историк поостерёгся бы сказать о Мономахе: «Закрепившись на Переяславском княжестве (которое считалось вторым по значению после Киевского и последней ступенькой на пути к великокняжеской власти)...» Почему? Потому что где-где, а в Переяславле Мономаху не нужно было «закрепляться». Пограничный Переяславль, в первую очередь разоряемый степняками, принадлежал Мономаху как отчина и был по значению, разумеется, не вторым, а третьим.

Ярослав Мудрый, готовясь отойти в вечность, разделил Русские земли между сыновьями так: Изяслав как старший (первый сын Владимир уже умер) получил великокняжеский стол и право распоряжаться некоторыми другими уделами, следующий по старшинству Святослав - Чернигов, средний Всеволод (любимый сын Ярослава Мудрого, отец Мономаха) - Переяслав, младшие Вячеслав и Игорь - соответственно Смоленск и Владимир (Волынский). Вторым по значению и «последней ступенькой» Переяславль стал много позже, через три десятка лет, после того как Мономах в нём «закрепился». И стал таковым благодаря исключительной личности Мономаха. По лествичному же праву (по старшинству в роду) он и в Чернигове не мог «закрепиться», и Киев бы ему никогда не достался...

Не стал бы историк, даже и лауреат премии американца Д. Мейса, говорить о том, что был «под контролем Киева во времена Мономаха Крым (Тмутаракань)...» Крым под контролем Мономаха - открытие, достойное и большей премии. Но заметим, упоминание о Тмутаракани исчезает из летописей ещё при предшественнике Мономаха, Святополке Изяславиче, не говоря уж о том, что Тмутаракань (Тамань) находится несколько от Крыма в стороне...

Всюду ляп на ляпе. Можно б, наверное, и не обращать внимания на такие мелочи, это проблема уважения издания своих читателей. Но уровень передёргиваний всё нарастает. К чему бы это? Для чего, например, автору отождествлять бассейн реки Северский Донец с угольным Донбассом? Это чтобы намекнуть оранжевому читателю, что Донбасс издревле украинский, а никакой не русскоговорящий регион? Автор «Дня», придумав рассказ о Мономахе в форме перечня аргументов, мечется мыслью и наконец-то осуществляет лестное коричневеющему читателю передёргивание (только не смейтесь), так и пишет: «По сути, походы... Владимира Мономаха положили начало присоединению юго-восточных земель к Украине». Здорово! И это речь о событиях начала ХII века! Цирковая подмена понятий! Русь шулерски заменена на Украину.

А вместе с тем осуществлена и подмена сакральных смыслов. Это у Руси эпитет «святая», а у Украины, увы, «незалежная». Независимость от чего? От святой Руси, разумеется. Чтоб и намёка на святость не было, ибо «европейскому выбору» с его гей-прайдами это как нож острый.

Историку «Дня» кто-то подсказал: шапка Мономаха, хранящаяся в Оружейной палате Кремля, это не шапка Мономаха, это легенда... Такое открытие произвело на него сильное впечатление, и он возликовал: «Фальсификат - шапка-монголка среднеазиатской работы»! Однако это только для «Дня» открытие, а вообще-то всё достаточно хорошо известно: и Карамзин указывал, и Костомаров писал «сказка», а Ключевский «сказание», и проведённая экспертиза А.А. Спицыным известна. Заключение: представленная на обследование шапка изготовлена в Бухаре, в первой половине XIV века. Это, конечно, не исключает того, что на Русь она пришла из Византии. Как и того, что Мономах не мог получить из Византии какую-то другу золотую шапку, как получил золотую корону от императора Константина муж одной из дочерей Ярослава Мудрого, правитель Венгрии. Вполне мог! Например, от императора Алексея I Комнина, как предполагал Карамзин. И предание об этом сохранилось, а при Иване Грозном соотнесено со старинной золотой шапкой, доставшейся по наследству от предков.

Только суть не в этом.

Святой крест над шапкой Мономаха

Иван IV, уважительно прозванный Грозным, венчавшись на царство, был единственным на свете православным государём (Византия пала, Константинополь - Второй Рим - объявлен Стамбулом). Иван IV происходит по прямой линии от младшего сына Мономаха - Юрия Владимировича Долгорукого, князя Суздальского и великого князя Киевского, основателя Москвы. Поэтому Москва совершенно точно и названа при Иване Грозном Третьим Римом. Многим это не нравилось и не нравится. Во все времена находились ненавистники Третьего Рима. Один из них, пребывая в должности рейхсканцлера, планировал на месте Москвы устроить озеро. В этом же тренде, но на другом уровне в своё время делалось предположение, что прозвище «Мономах» вписано в летопись переписчиками поздних времён и что Владимир сам себя так не называл. Истину, как известно, неожиданным образом в 1960 году установил советский пионер.

Академик В.Л. Янин рассказывал: «В Новгороде, на Городище, школьник Олег Тарасов нашел свинцовую печать с надписью на греческом языке. На одной стороне печати был изображен святой Василий и обозначено его имя, а на оборотной - надпись по-гречески «Печать Василия, благороднейшего архонта, российского Мономаха». Почётное прозвание Мономах Владимир получил также совершенно по праву: у императора Константина Мономаха сыновей не было, и прозвище он передал внуку, сыну своей дочери Марии...

Но и это не главное. Главное то, что с именем Мономаха связано спасительное для народа возрождение Руси, неизбежное собирание в целое, казалось бы, разбитого вдребезги.

Москва с ХV века, ещё лишь примериваясь к шапке Мономаха, неожиданно для всего мира стала быстро набирать мощь и как наследница мономаховой воли собирать воедино Русские земли. Мономахов дух, несомненно, привёл провидчески и Богдана Хмельницкого в Переяслав, вотчину Мономаха, в 1654-м...

С автором «Дня», конечно, нужно немедленно согласиться в том месте, где он говорит, что «князь был чрезвычайно успешным» или что «Мономах написал "Поучение детям", которое и сегодня может быть образцом для формирования моральных добродетелей».

Точки для соприкосновения есть. Иначе и быть не может на базальтовой платформе Святой Руси.

http://odnarodyna.com.ua/node/12951
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Олег Семенович Слепынин
Жители города, но не люди
Два рассказа
20.01.2022
Тайна исповеди
Заявка на сценарий
24.11.2021
Все статьи Олег Семенович Слепынин
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06