Зачем на Руси путешествуют весной, во дни Великого поста (II)

04.04.2013

Часть I

3.

Далеко не сразу наступило то охлаждение в вере и утрата смысла постничества, которое мы наблюдаем сегодня и у нас, и на Западе. У тамошних христиан пост вообще давно упразднён как «обременительный». А в светских кругах, как у нас, так и «у них», он попросту осмеивается. 

Но на землях Киева и Москвы долгие столетия шло упорное сопротивление соблазнам мира и духовному расслаблению. Веками Русь в лице монахов и царей, крестьян и купцов старалась оставаться в лоне благочестия, блюсти Великий пост в его глубоком духовном значении. Понимая, что измена Великому посту есть тяжкий грех перед Богом, за который придётся отвечать.

После принятия в Х веке христианства на Руси появилось много сочинений, посвященных жизни святых Восточной Церкви, и пост как «духовное делание» был явлен русскому обществу в лучших образцах. Первые русские подвижники «обучались монашеству» и постничеству в восточных монастырях. Сам преподобный Антоний, основатель Киево-Печерского монастыря и родоначальник русского монашества, принял постриг и научился иноческой жизни на Святой горе Афон. 

Стремление к святости, к небу расцвело на почве Руси необычайно. В разных местах русской земли создавались монастыри. В Киеве, Новгороде их насчитывались десятки. Летопись XII века, составленная преподобным Нестором в Киево-Печерском монастыре, сообщает, что уже первых насельников обители отличало строгое соблюдение правил монашеской жизни и, в первую очередь, поста. 

Так, в XI веке игумен Печерского монастыря преподобный Феодосий во время Великого поста жил в пещере и общался с братией только в субботу или воскресение через маленькое окошко, а в остальные дни пребывал в посте и молитве, соблюдая строгое воздержание. Ему подражали не только монашествующие, но и многие миряне. 

Русская история даёт нам примеры, когда почитание Великого поста прекращало кровопролитие. «Повесть временных лет» сообщает, что князь Владимир Мономах в 1116 году с сыновьями пошел походом к Минску на Глеба Всеславича. Глеб, понимая, что силы неравны, выслал послов. В летописи говорится: «Владимир же пожалел проливать кровь в дни Великого поста и примирился с ним». 

То есть когда-то Великий пост на русских землях понимался очень верно - как отказ от зла, как стремление жить в духе Евангелия. 

Известно немало случав, когда в период лихолетия для покаяния и привлечения милости Создателя народ прибегал к общественным, или «нарочитым», постам. К такому подвигу призывала мирян Русская Православная Церковь, когда страну поражали стихийные бедствия, болезни, неурожаи, смуты и войны. В 1395 году, когда для защиты от Тамерлана в Москву был принесен чудотворный образ Владимирской Божией Матери, во всех храмах служились молебны и соблюдался пост. Традиция соблюдать пост во время бедствий продолжалась до XX века. Православные постились в разгар Первой мировой войны в августе 1915 года и в 1918 году во время «новой смуты» по благословению патриарха Московского и всея Руси Тихона. 

О том, что великопостная жизнь была органической частью русской жизни, ярко свидетельствует замечательный памятник XVI века «Домострой». И дело не только в перечислении блюд и хозяйственных рекомендациях. Из книги явствует, что постничество было делом всего народа, всей державы.

Подвиг поста несли и русские государи. Царь Феодор Иоаннович «смирением был прославлен, о духовных делах заботился, на милость был щедр». Первый патриарх Московский и всея Руси Иов писал о нем как о благочестивом самодержце, с юности обладавшем многими добродетелями и пренебрегавшем житейскими соблазнами. 

Западных иностранцев, посещавших Московию, удивляло столь строгое соблюдение постов всеми слоями населения - ведь после Реформации в Европе постов уже не соблюдали. Английский мореплаватель Ричард Ченслор, пребывая в Москве в 1553-1554 годах, писал: «Во время постов русские не едят ни масла, ни яиц, ни молока, ни сыра... питаются рыбой, капустой и кореньями. Кроме постов, они круглый год свято соблюдают среды и пятницы, а по субботам едят мясо». Англичанин свидетельствует и о том, как благоговейно на Руси относились к Великому посту: «Русские убеждены, что если нарушить этот пост, то не пройдешь через небесные врата». 

По традиции русские царицы в дни Великого поста принимали у себя духовных лиц из городов, монастырей и пустынь. На первой неделе Великого поста царице и царевнам приносили из монастырей по ковриге хлеба, по кружке кваса и по блюду капусты. И этот простой монастырский дар принимался с особым почитанием. 

Известно также, что в 1650 году для избавления от нашествия саранчи и наводнений Великий пост на Руси соблюдался строже обычного. 

При Петре I и в послепетровскую эпоху, когда связи России с западноевропейскими странами расширились, часть русской знати попала под влияние иностранной культуры и своё отношение к великопостному воздержанию изменила. И всё же основная часть народа (включая ревнителей веры и старины среди знати) оставалась верной церковным установлениям и соблюдала пост.

Иностранцы с удивлением подтверждают, что в дни Великого поста даже царские особы на Руси, как простые богомольцы, отправлялись к святым местам, отказываясь от обычной жизни. Елизавета, Петр II, Екатерина II, Павел I совершали паломничества в знаменитые монастыри, говели, причащались. Несмотря на соблазны Европы, в русском народе сохранялась неповреждённая иерархия ценностей. И Великий пост со всеми его установлениями был выше, чем власть, багатство, земные наслаждения как для царя, так и для простолюдина... В русской среде веками жило понимание того, что верность посту во многом равнозначна твёрдости в вере. А от твёрдого стояния в православной вере зависят и судьба государства, и судьба человека в вечности.

4.

И вот если при таком благочестии народа Русь постепенно, стараниями врагов внешних и внутренних, стараниями врага рода человеческого, своими грехами и ошибками всё же пришла к катастрофе, то что тогда остаётся нам, сегодняшним? На что надеяться?

Ведь ничего не изменилось. Разве что мы стали невежественнее и безразличнее. На Украине, например, по данным статистики, лишь 1% населения постоянно участвует в таинствах Православной Церкви. В Российской Федерации - примерно столько же. Появились новые напасти, новые болезни физические и духовные. Агрессивно заявляет о себе почти узаконенная мерзкая перед Богом содомия. Появился украинский неофашизм, эта крайняя форма попрания Евангелия. Ибо суть Евангелия - любовь, а суть фашизма и необандеровщины - ненависть, ведущая в погибель. 

И всё же Бог терпит нас на этой земле. Терпит на земле Руси. Видимо, Он, Долготерпеливый и Многомилостивый, надеется на нас. Надеется, что и сегодня найдутся люди, которые обратятся к Нему. И в дни Великого поста начнут меняться, каяться, молиться. А таких Бог не оставляет и просьбы их слышит. Священное Писание даёт нам примеры, когда по молитве немногих праведников, любящих Бога, кающихся за свой народ и молящих за него, Бог отлагал Свой гнев. 

Пусть же в этом году время Великого поста станет временем нашего общего изменения. Богатых и бедных, знатных и незначительных. Пусть вспомнится нам настоящая цель нашей жизни - встреча со Христом и жизнь там, где вечная Пасха. И если солнце по милости Божьей встаёт и сегодня, значит, у нас остаётся ещё немного времени (хотя и не знаем, сколько). Значит, нам снова открывается путь. И да поможет нам на этом покаянном пути Церковь, дарующая благодать Великого Поста.

http://odnarodyna.com.ua/node/12837

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Ян Таксюр:
Все статьи автора
Последние комментарии
Нельзя осуждать суррогатное материнство
Новый комментарий от Владимир Петрович
09.12.2019
Еще раз о могиле «екатеринбургских останков»
Новый комментарий от казак.бел
10.12.2019
Модернистские потуги или обыкновенное невежество?
Новый комментарий от София7
05.12.2019
Убогая кураевская методология
Новый комментарий от Oldman1312
09.12.2019
Заработала авторизация и форум
Новый комментарий от Разработчик РНЛ
04.12.2019
Протодиакон Кураев примеряет мундир апологета нацизма?
Новый комментарий от Ортодоксос
07.12.2019
«Полуправда хуже лжи» нужно адресовать самому Ю.А. Григорьеву
Новый комментарий от Николай Волынский
28.11.2019