«Сила Божия в немощи совершается» (2 Кор. 12:9-10) - красивые, но до времени непонятные для нашего сердца слова святого Апостола. Когда-то услышанная фраза из Священного Писания, возможно, впечатлившая ум своей непостижимо-противоречивой высотой, но не тронувшая в глубине души того, что поможет осознать ее практическую силу и истину.
Пока молодо и сильно, пока мощно и «горячно», пока превалирует телесно-душевное над духовным, можно ли оценить практическую приложимость к обыденной жизни сказанного святым Божьим человеком? Можно ли рассуждать о том, что еще не легло на сердце, а только почивает как некая сумма «бесполезных знаний» в человеческом уме? Что об этом высказывании думают святые отцы - несложно узнать, когда под рукой интернет, книга или духовно опытный собеседник. Но если на достаточно противоречивые слова отзывается только ум, а сердце молчит, как приподняться до уровня восприятия этих удивительных слов? Благо, Церковь - как сокровищница Благодати дает возможность приблизиться к пониманию христианских истин. Одним из таких средств является Великий пост.
Стяжание тихой радости
Время поста, и в особенности Великого, - время стяжания тихой радости в добровольной телесной немощи. Великий пост - время, когда «возница- душа» может несколько притормозить пыл «ослика-тела». Ведь пока мы несемся в суетных делах к финалу своей жизни, подпрыгивая на ухабах судьбы, мы не можем сконцентрироваться на очень важных для нас вещах. Переживая непрестанную тряску, душа неспособна прислушаться к той тишине, в которой единственно и открывается Бог-Творец. Постоянно отвлекаясь на мельтешащие мимо нас мирские картинки, мы не можем сконцентрироваться на главных образах нашей жизни. Первым из них, конечно, является пребывающий в нас образ Божий.
Да, в течение жизни не всегда удается воплотить в себе подобие Божие, прикоснуться к Божественной благодати. Способности видеть, слышать, чувствовать, осознавать, усваивать, оценивать - все это дано нам от Бога как залог нашего возрастания в святости и приближении к своему Создателю, в уподоблении Ему. Но как услышать тихий Голос Всемогущего Бога, Который пытается обратиться к нам?
В болезни наш ум посещают мысли, которые способны ввергнуть в тоску, уныние, безысходность, парализуя волю и душу. От таких мыслей необходимо максимально отстраняться, не допуская, чтобы они овладели умом и чувствами. Но есть и другие мысли - тихие, благодатные, наводящие на рассуждения о предметах, возможно, до сих пор не вполне нами оцененных и незаслуженно отброшенных на задворки нашего быта. Что может быть более естественным для человека в болезненной немощи, чем мысли о вечности, о жизни, о смерти, о святости, доброте и счастье? Разве занимают ум человека, переживающего упадок здоровья и сил, мысли о том, что касается повседневной суеты более, нежели вопросы о том, «а что будет после»? Конечно, если не говорить о совсем тяжелых случаях глубокого духовного повреждения, когда человек даже в предсмертной агонии будет хвататься за жизнь ради богатства, власти и славы. Что может быть более благодатным для размышлений о своем духовном состоянии, как ни немощь человеческая?
Время добровольной немощи
И вот, чтобы предварить неизбежную жизненную катастрофу для человека, забывшего о своем предназначении возрастать в Боге и пребывать в Нем, Святая Церковь подает время, чтобы он сделал небольшую остановку, успокоил своего «ослика» и дал передышку «вознице».
Великий Пост - это время добровольной немощи. Время, когда человек может освободить свое тело от насилия мясной, молочной (скоромной) пищи, свой ум - от насилия развлечений и суеты, переживаний, чувствований и всего прочего, что расстраивает внутренний душевный мир.
Во время поста тело, душа как бы истончаются, и более ясно проступают черты человека как образа и подобия Божия. Если человек несет пост не как вынужденное и невыносимое бремя, то телесная немощь не становится для него поводом к «голодному озлоблению», головокружению, потере ценных витаминов, слабостью и прочим негативным проявлениям «мирских диет». Великий пост всегда должен соблюдаться в соработничестве с Богом, с Его Церковью, которая подает человеку пройти Великий пост во всей его полноте, а не только в области воздержания от «молока и мяса». Великий пост, помимо воздержания душевного и телесного, подает постящемуся величайшее утешение в приобщении Тела и Крови Христа-Бога.
Человек может довольствоваться малым, и примером в этом является двухтысячелетний святоотеческий опыт Церкви, давшей нам удивительных подвижников благочестия, аскетов, духовных тружеников.
К деланию Великого поста необходимо приступить разумно. Обязательно нужно согласовать свои действия, режим самоограничения с духовно опытным человеком - наставником, способным дать рассудительный, простой и понятный ответ. И, конечно, необходимо помнить, что Великий пост всего лишь одно из средств для стяжания самой главной добродетели - смирения, которое открывает путь к Богопознанию.
Иеромонах Даниил (Плотников)