Три дня

Владимир Григорян

В Церковном календаре на 2013 год исчезли имена тридцати шести святых. Сначала казалось, что это ошибка, но выяснилось - нет. По сути, речь идёт о начале деканонизации, едва ли не самой массовой в истории Церкви, однако объяснений на этот счёт минимум, не говоря о внутрицерковном обсуждении.

Нам дают понять, что вскрылись новые обстоятельства, возникли сомнения относительно ряда священнослужителей. Например, достойно ли они вели себя на допросах. Но, простите, у кого возникли? Какого рода сомнения? Вопросов много, ответов практически нет.

Настоятель храма Троицы в Голенищево протоиерей Сергий Правдолюбов признался газете «Известия»: «Из календаря исчезли два брата моего деда: отец Николай Правдолюбов расстрелян в Рязани 13 августа 1941 года, его старший брат, Владимир Анатольевич Правдолюбов, расстрелян в Карагандинских лагерях 4 октября 1937 года. Дело священномученика Николая я лично смотрел в архиве и не нашёл никаких оснований не прославлять его».

Но самым известным святым, имени которого больше нет в календаре, стал священномученик епископ Василий Кинешемский. Этот человек прошёл множество ссылок и лагерей, мужественно сражаясь за веру. В память о нём строится сейчас храм в Иваново, однако мощи святителя вывезены в Москву, их местопребывание неизвестно. Что произошло? Никаких новых сведений о святом в последние годы не появилось. Об этом свидетельствует проректор Иваново-Вознесенской Духовной семинарии Алексей Федотов, который лично изучал дело владыки в архивах.

В этих материалах, однако, есть один момент, за который цепляются сейчас сторонники деканонизации. Речь идёт о том, что владыка был арестован вместе с духовной дочерью Ираидой Осиповной Тиховой, бывшей учительницей, предоставившей ему приют в своей баньке. На следствии епископ признал, что они были знакомы и делали одно дело, что полностью соответствует действительности. В результате оба отправились в ссылку, вместе их потом и прославили. Показания епископа Василия, заметим, никакого влияния на судьбу Тиховой не оказали. Она прожила ещё много лет, сохраняя добрую память о своём погибшем в узах учителе.

Всё это известно давно, но признание владыки, что они с Ираидой Осиповной были единомышленниками, вдруг начали выдавать за донос и предательство. То есть резко повысились критерии, которым больше не соответствует, скажем, святой целитель Пантелеимон. Ведь и он указал императору, что принял веру от пресвитера Ермолая, стало быть, тоже «сотрудничал». Но его попробуй низвергни, вся Церковь поднимется. А недавно прославленных, оказывается, ещё можно.

В итоге мы имеем календарь за 2013-й, но не только это. Собственно, я мог бы, скрепив сердце, умолчать о случившемся, если бы не комментарий протодиакона Андрея Кураева. Вот что он сказал в адрес русских мучеников и исповедников:

«Древние мученики страдали и умирали прилюдно... Потому и была их кровь, пролитая воочию всех, "семенем Церкви". Новомученики допрашивались и казнились потаённо. Поэтому их казни не стали "семенем". На смену "павшим борцам" не вставали тысячи новых, зажжённых примером их свидетельства до крови... Церковная жизнь угасала с нарастанием числа мучеников, а не разгоралась. Потому сегодня приходится создавать малоубедительные для неверов "мистико-историософские схемы" - мол, хотя страна и не заметила подвига новомучеников, но возрождение церковной жизни 90-х было вымолено мучениками, убитыми в 30-х...»

Трудно это комментировать. Это текст человека, который говорит об пиар-эффекте от смерти мучеников, в одном случае достаточном, в другом сомнительном, не ставшим «семенем». Я не иронизирую и не утрирую, просто называю вещи своими именами. Причём выводы Кураева очень далеки от истины. В лагерях наши исповедники обратили тысячи и тысячи людей. Помню, какое громадное впечатление оказали их стойкость и верность на меня лично, на мою судьбу. Вспоминается история нашего коми святого Евфимия Кочева. Его внук - Герой Советского Союза Николай Оплеснин - мог избежать возвращения на фронт. Когда он прибыл на побывку в Сыктывкар, ему предложили поступить на работу в НКВД. Оплеснин сознательно отказался, памятуя о деде, и вскоре погиб, совершив свой подвиг.

Вдруг слышим: «не стали "семенем"». С каждым днём всё заметней раскол в православном сообществе. Он никак не оформлен, но от того намного страшнее. Игумен Тихон (Шевкунов) признаётся: «Я как-то попутешествовал по православным форумам, и просто не по себе стало, с какой циничной злобой православные люди, считающие себя весьма церковно образованными, относятся не только к духовенству, которое они вообще ни во что не ставят, но и к самым благочестивым мирянам».

Мне иногда кажется, что у многих вдруг закончился тот «завод», который привёл их когда-то в Церковь. Там действовали диссидентские и патриотические соображения, мода. И, наконец, многие действительно какое-то время хотели верить. Прошло двадцать лет, и вот они растерянно озираются, пытаясь понять, что же это было-то? При этом чаще всего не уходят из Церкви - сложилась привычка, слишком много связано со статусом православного, некоторые вообще рукоположение приняли, а то и постриг. Нет, не уходят, а переделывают православие под себя, в том числе избавляясь от новомучеников, которые перестали соответствовать их возросшим требованиям.

«Вражеская сила, которая начинает нагнетаться духовно охладевшими христианами изнутри Церкви, - скорбно произносит отец Тихон (Шевкунов), - бесконечно опаснее, чем любая внешняя сила, чем гонения. Что происходит? Люди зашли в Церковь, но полюбили её лишь отчасти. И постепенно, через годы в тайне своей души осознали страшную истину: они с глубочайшим презрением относятся к православию».

Нужно сознавать, что мы оказались в совершенно новой реальности и что нас ждут тяжелейшие испытания, предательства, ложь, но я ни в коем случае не призываю озираться вокруг в поисках изменников и требовать очистить от них Церковь. Просто будем бодрствовать, чтобы самим не оказаться в их числе. Столько лет мы думали, что Церковь - это могучий корабль, который несёт нас в Царствие Небесное. Но оказалось, что она, как и две тысячи лет назад, есть горстка людей, стоящих у Креста: ненадёжных, слабых, опускающих глаза. Он посреди нас и безумствующая толпа вокруг, ещё недавно кричавшая: «Осанна!» И три дня до Воскресения.

Владимир ГРИГОРЯН

http://rusvera.mrezha.ru/679/2.htm

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Владимир Григорян:
Все статьи автора
Последние комментарии
Нельзя осуждать суррогатное материнство
Новый комментарий от Владимир Петрович
09.12.2019
Еще раз о могиле «екатеринбургских останков»
Новый комментарий от казак.бел
10.12.2019
Модернистские потуги или обыкновенное невежество?
Новый комментарий от София7
05.12.2019
Убогая кураевская методология
Новый комментарий от Oldman1312
09.12.2019
Заработала авторизация и форум
Новый комментарий от Разработчик РНЛ
04.12.2019
Протодиакон Кураев примеряет мундир апологета нацизма?
Новый комментарий от Ортодоксос
07.12.2019
«Полуправда хуже лжи» нужно адресовать самому Ю.А. Григорьеву
Новый комментарий от Николай Волынский
28.11.2019