Было в свое время обострение креститься

Было в свое время обострение креститься Признает ли Церковь моду? И есть ли сейчас мода на веру? На вопросы «Вечерки» отвечает настоятель храма Святой Великомученицы Варвары в Архангельске иеромонах Даниил (Плотников).

В манто или авто

- Отец Даниил, в миру мода существует буквально на все, от цвета глаз и машин до кулинарных блюд и литературных авторов. А что, модно ли сейчас в церковь ходить?

- Было в свое время обострение креститься, обзаводиться защитными амулетами. Почетно было сказать, мол, я человек верующий. Но это затихло, лет двенадцать назад. Потому что в вере разочароваться очень несложно. Я бы даже сказал - очень просто в ней разочароваться. По крайней мере, проще, чем в манто или авто. Ведь со всем, что модно, человек связывает определенные надежды - должна быть какая-то отдача. Смотрите, на все, что сегодня модно, человек возлагает вполне определенные надежды. Приоденусь - буду на высоте. Помолюсь - спасусь. В принципе, это нормально, естественно. Но если всяческие модные «фишечки» сменяют друг друга безболезненно, то разочарование в вере чревато травмой и даже озлоблением. Никто ведь не станет считаться с выпавшими из моды штанами. А пустота внутри - всегда нехорошо.

- Посмотрела в словарях определение слова «мода». Если просто - это то, что привлекательно в какой-то период времени. То есть мода - нечто сиюминутное. Можно ли в таком случае сказать, что Церкви это явление чуждо?

- Конечно, я не могу свидетельствовать от имени Церкви, а только от своего. Почему-то отложилась в памяти старая песенка группы «Любэ»: «Трубы парохода модны в любое время года...» Вполне светские музыканты с долей иронии озвучили здесь собственное отношение к этому понятию. И если мы все-таки станем говорить о Церкви - она не оперирует им, разумеется, нет.

- Мода - индустрия, большой бизнес, и сложно даже представить себе, чтобы современный человек без этого обошелся. Но дело даже не в этом. А в том, что стремление сделать себя привлекательнее - это естественное человеческое стремление.

- Да, тяга к самосовершенствованию заложена в нас самой природой. Человек, осознает он или нет, всегда стремится стать лучше. Но, как и ум, как и голос, как и моторику пальцев, стремление это нужно правильно развивать, ставить, воспитывать, в конце концов. И мне видится, что холодное и бездумное следование всему модному - это неверно воспитанное в человеке желание стать лучше.

- Можете ли вы привести какой-то конкретный пример?

- Возможно, он крайний и несколько абсурдный, но, скажу я вам, бывают ситуации, когда при одном взгляде на очень модную девушку даже неверующему человеку хочется перекреститься. Объясните мне, ну что прекрасного в перекачанных ботексом губах? Или других частях тела? Наверняка слышали вы и о том, сколько страданий женщинам приносят ошибки недобросовестных медиков. Мне страшно за людей, когда они после всего этого начинают приходить в себя. А они начинают, рано или поздно.

На одно лицо

- За тем, о чем вы говорите, стоит, на мой взгляд, нечто большее, чем желание иметь и возможность покупать. Украшаясь, женщина выделяет себя среди остальных, соперниц. Ведь ей нужно привлечь внимание мужчины, выйти замуж, родить детей. И внешний фактор часто один из верных способов достижения благой цели. Вы согласны?

- Конечно, согласен - ничего худого в этом я не вижу. Стремление быть лучше, прекраснее, интереснее в женщине Богом заложено. Нет ничего плохого, если она пользуется косметикой или одевается в нечто блестящее. Но надеюсь, вы не станете спорить и с тем, что вкус и чувство меры делают человека еще более привлекательным.

- Допустим, вы зашли в священническом облачении в автобус, а там расхристанный парень или условно одетая девушка. Вы станете читать им проповедь?

- Ни в коем случае. Я же в рясе или в подряснике, а это и есть обращение, это и есть молчаливая проповедь. Когда человек, пусть и случайно, проходит мимо церкви, смотрит на купола, на христианские символы, когда встречает на улице батюшку, в его душе обязательно что-то отложится, что-то, что, может быть, положительно заявит о себе в будущем. А разговаривать можно, когда человек сам того просит.

- Батюшка, бытует мнение, что на церковных службах все прихожанки «на одно лицо» - в платочках, свитерах, длинных юбках. А многие «так» не хотят. Что ответите?

- Люди пожившие, опытные за нас давно ответили: жизнь научит. Правильно относиться к внешним, да и вообще к любым проявлениям жизнь действительно учит. Это сейчас мы говорим: «Да чтобы я так? Да никогда!» А через год-другой-третий, поглядишь, сами так же стоим и Богу в этих самых платках да юбках молимся. И ничего! У нас в храме Святой Варвары на днях настоящее чудо произошло. Один молодой человек - а вел он себя по отношению к Церкви всегда агрессивно - впервые причастился.

Лечить или само пройдет? - Во главе модного угла, как правило, стоит нечто материальное - вещь. И многие из тех, кто застал еще времена дефицита, окунувшись в изобилие, до сих пор не могут всплыть. Ученые, медики ставят таким диагноз «шопоголик». Нужно это лечить или само пройдет?
- Что ж, человек - существо религиозное. Это внутри каждого из нас заложено. Поэтому приверженность вещам, моде можно воспринимать как проявление особого рода религиозности. Человек подсознательно и всегда ищет себе объект для поклонения и служения ему. В данном случае это вещи. Но это и подсказка для него, что нужно обрести Бога истинного.

Знаете, я уверен, что по количеству торговых центров можно судить о религиозности общества. В России, на мой взгляд, религиозность зашкаливает, но совершенно не воспитана. Часто в магазинах, заглядывая в глаза человеку, понимаешь - он же верующий. Он вещь бережно в руки взял, он так смотрит на нее, он даже не дышит над ней - он молится. Поэтому европейская цивилизация уже пришла к тому, чтобы дать человеку передышку. Возьмем Германию, где в субботу и воскресенье не работает ни один приличный магазин. В субботу до обеда работают непритязательные столовые и супермаркеты. В воскресенье никто - святой день.

- Ваша мысль мне понятна, а многим, уверена, будет близка. Но чего же мы хотим добиться? Чего будем от этого ждать?

- Например, того, что человеку наконец откроется что-то новое, очень важное. Не надо в церковь, не надо! Просто, воспользовавшись паузой, передохнуть, побыть собой, побыть с собой. Ведь даже это теперь зачастую невозможно и даже невыносимо. Наедине с собой нам тревожно, беспокойно, грустно или, не дай Бог, скучно. Мы тут же начинаем все включать - телик, компьютер, музыку. Или начинаем звонить друзьям-знакомым. В общем, создаем некий шум, дабы утонуть в нем, раствориться в нем.

Психологи о том же говорят - это огромная проблема. А у самых слабых, самых беззащитных возникают грустные думы о смысле жизни, о смерти...

Человек с грехом не связан


- Батюшка, правильно ли призывать людей к скромности в быту или даже аскетизму, если материальный мир - то немногое, что доставляет удовольствие и, по большому счету, не мешает другим?

- Аскеза - это не засушенные индусы с кривыми руками. Аскеза - это, вообще-то, спорт. Нести аскетический подвиг - значит тренироваться как спортсмен. Для духовного человека аскеза - это молитва, воздержание, послушание, любовь. Церковь ни в коем случае не регламентирует быт человека, ведь человек сам хозяин своей жизни. Но Церковь может призывать к воздержанию. И это правильно.

Я знаком с людьми, которые раз в полгода меняют один новый автомобиль на другой новый автомобиль. И когда начинаешь говорить о таких вещах, как воздержание, видишь, как плохо становится человеку даже физически. Ведь воздержание - это ограничение. А мы химически, соприродно от вещей зависим. Купить, взять в руки, насладиться игрой, разочароваться, выбросить, снова купить...

- Да уж, нет святых среди нас...

- Как верно сказал когда-то Иоанн Кронштадтский: «Грех ненавиждь, грешника люби». Здесь у Церкви есть право рассуждать, каким духом человек живет. Церковь таким образом заботится о людях.

Обличать грех - это функция Церкви, иначе она не нужна. Она не нужна для молебнов, для свечек, для записок или просто чтобы зайти постоять, все это второстепенно. Она нужна в первую очередь для того, чтобы человек встретился с Богом.

В последнее время часто слышим: Церковь что-то резкое о ком-то там сказала... Не совсем так. Мы не может переносить конкретный грех на конкретную личность. Мы грех обличаем, а не человека. Ибо сам по себе человек с грехом не связан, грех в нем инороден, он ему мешает, человек от греха страдает. Но нужно дать человеку пройти через это, нужно позволить ему совершить ошибку, то есть позволить человеку вырасти.

- Что ж, спасибо за эту интересную беседу.

Наталья КОЛОГРЕЕВА

"Вечерний Северодвинск"

http://www.arh-eparhia.ru/publications/?ELEMENT_ID=32248
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Даниил (Плотников):
Все статьи автора
Последние комментарии
«Стирается грань между Церковью и расколом»
Новый комментарий от Неизвестный
06.12.2019
Заработала авторизация и форум
Новый комментарий от Сант
04.12.2019
Защитим семью вместе!
Новый комментарий от Александр Копейкин
05.12.2019
Асмолов и Реморенко против Министерства просвещения
Новый комментарий от Коротков А. В.
02.12.2019
Модернистские потуги или обыкновенное невежество?
Новый комментарий от Александр Тимофеев
05.12.2019
Лукашенко дезавуирует создание Союзного государства
Новый комментарий от Юрий Светлов
06.12.2019
Георгий Франциск Скорина
Новый комментарий от Здравый
05.12.2019