Тут надо сразу оговориться, что вся строгость поста относится ни в коем случае не к детям, не к беременным или кормящим женщинам, не к людям преклонного возраста и не к людям, страдающим какими-то тяжелыми хроническими болезнями.
Болезнь сама по себе - это строжайший пост. И святые отцы говорили, что болезнь, перенесенная с благодушием, приравнивается к мученичеству. Тут надо слушаться предписаний врача и вводить те ограничения, которые не усугубляют и без того тяжелого состояния больного человека. Если мать вынашивает ребенка, то, конечно, нужно, чтобы ребеночек развивался полноценно. Для этого она должна полноценно питаться.
Думаю, что в практически любую болезнь можно обходиться без мяса. Все могут положить себе ограничения, за редким исключением, когда мясо выступает как лекарство. Тогда уже не до лакомства, а нужно просто силы поддерживать или обеспечивать правильный обмен веществ.
Конечно, очень важно постом регулярно ходить в храм и стараться делать это чаще, чем в обычное время. По двум причинам. Во-первых, постовые службы очень красивы. Они не похожи на привычные нам службы, которые совершаются в другое время года. И для того,
Фото orthphoto.net
чтобы духовно себя поддерживать, не позволять себе расслабиться, унывать или раскиснуть от того, что испытываешь чувство голода и дискомфорт, потому что действительно требуются большие усилия.
Конечно, когда мы думаем о таких испытаниях (эти примеры, может быть, для нас недостижимы), мы должны все-таки ориентироваться на вершины, чтобы знать, насколько подвижники выше нас и какие высокие цели они перед собой ставили и на какую высоту восходили.
Где-то в 80-х годах скончался замечательный подвижник архимандрит Серафим Тяпочкин. Он перестрадал так же, как и многие-многие его современники. Он сидел в лагерях, он испытывал страшные гонения, бессмысленные, жестокие, беспощадные, изощренные. Но Господь сохранил его жизнь. Он вышел из заключения и служил где-то под Белгородом в деревенском храме, и со всех стран к нему съезжались люди.
И, конечно, он был очень преклонного возраста, больной. Сыграли роль и возраст, и те тяготы и испытания, нужда, лишения, которые он пережил. Он был больным человеком, и епископ той области, где он подвизался, зная о его болезни, благословил Великим Постом вкушать рыбу, чтобы подкрепить свои силы. Отец Серафим, святой человек, помолился и сказал: ничего, Бог благословит есть постное.
Я перечислял, что люди преклонного возраста, больные могут сделать себе послабление постом, и я от этих слов не отказываюсь. Но такие люди, как архимандрит Серафим себе никаких поблажек не давали. Его великий современник епископ Афанасий Сахаров пишет, что как-то он дал себе некое послабление постом, находясь в заключении, просто на голодном пайке. Он вкусил по уставу не разрешенную пищу. И говорил потом: единственный раз за все годы моего заключения (он десятки лет провел в заключении) на Благовещение я не имел рыбного утешения. Проследил эту связь и отметил. Казалось бы, что не поесть, если и так голодный, силы-то надо подкрепить. Нет. Вот эти люди не давали себе поблажек. Конечно, это люди, находившиеся на вершинах духа, доблестные войны Христовы. По мере сил, чтобы это не было гордыней, мы должны им подражать и стараться поститься со всей доступной нам строгостью.
http://www.pravmir.ru/velikij-post-na-puti-k-vershine-video/