Папа-консерватор vs папа-прогрессист - кто лучше для православных?

0
232
Время на чтение 5 минут

Смена римо-католического первоиерарха продолжает вызывать комментарии. На портале Богослов.ру размещена публикация иеромонаха Иоанна (Гуайты) под названием «А почему именно Хорхе Марио Бергольо?» В разборе обстоятельств избрания 266-го Папы Франциска автор рассуждает о борьбе двух течений, двух альтернатив в развитии Католической церкви. Описание им Конклава 12-13 марта выглядит довольно реалистичным, если бы не приложения к тематике православно-католических связей. Центральное место в анализе о. Иоанна занимает тезис о конфронтационном характере консерватизма католиков и, наоборот, о большей комфортности умеренно-прогрессистского направления в политике Ватикана.

О. Иоанн, в частности, замечает: «Часто в Русской Церкви, даже среди компетентных людей и епископата, представления о различных течениях внутри Католической Церкви совершенно не соответствуют действительности. Некоторые считают, что гораздо ближе к Православной Церкви стоят католики-консерваторы, ревнители традиций, сторонники Мессы на латыни, старых облачений и прочее. [...] Но это не совсем так. Именно для консервативных католиков православные - это раскольники... Католики-консерваторы убеждены в превосходстве латинского обряда над любым другим, они яростно отстаивают непогрешимость Папы, его непосредственное первенство над Вселенской Церковью и считают, что примирение с православными возможно только в случае полного принятия ими всех католических догматов...

Что касается так называемых прогрессивных католиков, мы не должны себе их представлять либералами-экстремистами. [...] Прогрессисты выступают за такой диалог с другими христианами, который не сводился бы только к требованиям покаяния и возвращения в Католическую Церковь. Особенно от православных, как они считают, Церковь не должна требовать никаких изменений». Конец цитаты.

Думается, автор, при всём уважении, упускает одну важную деталь. Жёсткость вероучительных позиций не обязательно связана с жёсткостью внешнего курса и терпимость не всегда обещает близость понимания. Два десятилетия тому, на политическом переломе многие предсказывали продвижение католичества на Восток, и для Православных церквей естественно было искать детанта, разными средствами сбивая накал нетерпимости со стороны католических и униатских радикалов. Ныне ситуация видоизменилась. Области влияния разграничены. Всем, чем могли, на спорных территориях католики уже овладели. Дальнейшая экспансия в Россию, Украину, Белоруссию, Грецию, Румынию, Болгарию маловероятна, и, в первую очередь, из-за внутренней анемичности, слабости наступательных сил. На таковую имелись в своё время способы и средства, но для обеспечения присутствия в восточноевропейских миссиях банально не было людей. Нехватка клириков в Старом Свете общеизвестна. Таким образом, наиболее рьяные планы и намерения в католической среде, потерпев крушение, сами собой перегорели. Нынешний эксклюзивизм консерваторов - это эксклюзивизм для внутреннего пользования. Немаловажный момент! Энциклики и буллы по поводу Матери Церквей и Папы как Вселенского Патриарха уже не разогревают воинственность, но выражают прямо противоположное - намерение жить своим внутренним содержанием и смыслом. Они призваны склеить конфессиональную идентичность, в которой в последнее время всё чаще возникают трещины из-за излишне смягчённой, политкорректной риторики. Всё большее число людей в обществах развитых стран оказываются католиками по названию, пренебрегающими основными доктринальными требованиями и установлениями. Всё большее число перетекает в обезличенное «внеконфессиональное христианство». Действительно, если благодать и апостоличность, как утверждалось ватиканскими богословами на пике экуменического единения, наличествует и вне Католической Церкви, тогда рядовому католику становится всё равно, как верить. Критерии размываются. По этой причине консервативное крыло в Ватикане на сегодняшний день - это не экспансионисты, а, главным образом, «интраверты», полагающие необходимым утверждать паству в понимании важности, исключительности своей конфессиональной принадлежности и своих религиозных обязанностей. Примером этого служил ушедший понтифик Бенедикт (Ратцингер). На момент сошествия с престола много говорилось о положительном вкладе его в двусторонние православно-католические отношения. На самом деле, главная заслуга его в том, что во вторую половину понтификата обе стороны смогли отдохнуть друг от друга. Прекратилось педалирование контактов, во многом искусственное. После нескольких инцидентов в Равенне, на Крите, Кипре и, как финал, в Вене отлаженная дипломатическая машина Ватикана, бомбардировавшая противоположную сторону хитроумными инициативами, неожиданным для всех образом встала. Остановилось вращение колеса бесконечных переговоров и согласований с обычным для подобных мероприятий выкручиванием рук. Наступило затишье, католики сенсационно занялись сами собой! И это, возможно, есть самое большее, чего на сегодняшний день и на некоторую перспективу вперёд можно желать в двусторонних отношениях. Звучит обескураживающе, но это так, если иметь ввиду предысторию и сопутствующую конъюнктуру.

Поэтому необходимо проводить различие между жёсткими вероучительными, катехизическими позициями и жёсткостью внешнего курса. Сентенции католических консерваторов, представляющие папство истиной в последней инстанции, на деле отражают реакцию самозащиты и собирания. Ватикан не располагает возможностями начинать новый крестовый поход под знамёнами собственной правоты и исключительности. Всё, на чём в данных условиях католики могут надеяться выиграть на Востоке, укладывается в парадигму soft power, мягкой силы - предложения прогрессистской риторики союзничества, сближения, якобы стирающих различия между доктринами, «религиозной глобализации», опутывания разного рода дипломатическими обязательствами и пр. Другими словами, посредством идеологической игры на продвижение своего влияния и ослабление идентичности оппонента, которая, как мы знаем, при внешней демократичности способна быть и бывает весьма жёсткой.

Сочтите теперь сами, кто для нас лучше - консерваторы, которые при некотором традиционном католическом снобизме совершают, по большому счёту, акт интеллектуальной и моральной честности, демаркацией: «мы есть мы, и они есть они», - или же те, кто у о. Иоанна (Гуайта) названы прогрессистами.

Проблема обретения доверия стоит главным препятствием, и обрести доверие невозможно объявлением нового курса или очередной «перезагрузки». Стороны должны просто почувствовать себя более свободно, пожить в положении, при котором визави временами отходят от шахматной партии и напряжённого вглядывания друг в друга.

Отец Иоанн, будучи тесно знаком с жизнью Католической церкви, расценивает победу Х.-М. Бергольо на Конклаве 12-14 марта как победу умеренных прогрессистов, и данное мнение можно принять за основу. Избрание Папой прелата-иезуита из третьего мира вполне соответствует логике возобновления внешней экспансии. Не исключено, что из идей опрощения Папы-сюрприза, как его называют, вызреет своеобразная тактика завоевания дискурса. От себя добавлю, что с политической точки зрения, в той роли, которую отводит себе Европейский Союз на постсоветском пространстве, давление по линии «прогрессизации» православных также наиболее вероятно.

http://www.radonezh.ru/analytic/17886.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Брониславович Рогозянский
Первосвященник и Дева. Во Святом Святых иудейского храма
4 декабря - праздник Введения Пресвятой Богородицы
03.12.2024
Преображение Господне и наше
6/19 августа - праздник Фаворского света
18.08.2024
Духовное завещание отца Василия Ермакова
3 февраля - 17 лет со дня преставления прославленного петербургского пастыря
03.02.2024
Стоящий на границе двух заветов
7 июля - Рождество св. Предтечи и Крестителя Господня Иоанна
07.07.2023
Все статьи Андрей Брониславович Рогозянский
Последние комментарии
Рождённые в СССР
Новый комментарий от учитель
30.12.2024 18:53
Ладушки – нескладушки
Новый комментарий от Агафон
30.12.2024 18:45
Нотр-Дам перестала быть христианской церковью?
Новый комментарий от Александр Волков
30.12.2024 17:19
Новый год встречает нас своею неопределённостью
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
30.12.2024 16:23
Борьба с Антихристом и Его Антицерковью
Новый комментарий от Владимир Николаев
30.12.2024 16:22
«В этом трагедия лютеранства и его адептов»
Новый комментарий от Павел Тихомиров
30.12.2024 14:36
Обстановка внутри и вокруг УПЦ
Новый комментарий от Владимир Николаев
30.12.2024 14:29