
Часть первая
I.1. В Памфилийском порту Атталия (ныне - Анталья)
... Анатолия, Анталья, Анатолий - слова родственные. Анатолией (тур. Anadolu; греч. Anatolē - восток, восход солнца) жители современной Турции называют полуостров Малая А́зия на западе Азии азиатские владения своей страны и срединную часть ее территории. В разные исторические периоды земли Малой Азии полностью или частично входили в состав различных государственных образований, а после разделения Римской империи они находились в составе Византии.
В древние времена, с V-IV вв. до РХ, вся Малая Азия носила название Анатолия, а ее жители - анатолийцами. Разумеется, что и мужское русское имя Анатолий является производным от наименования этой восточной земли и ассоциируется с понятиями «восточный», «восток» и «восход солнца». Территория современной Турции содержит еще не до конца изученные духовные сокровища древней Византии, свидетельствующие о мастерстве храмостроительства и церковно-прикладного искусства, о жизни и подвигах многих православных святых первых веков христианства. Приморский город Анталья, расположенный на южном побережье Малой Азии, откуда в первой половине марта 2013 года и начиналось очередное паломничество в Турцию автора этих строк, назывался в библейские времена Атталией, входившей в подвластную с 103 года до РХ римлянам провинцию Памфилия (Деян. 27:5). Памфилия занимала в южной части Малой Азии узкую полосу земли между Киликией на востоке и Ликией на западе. Она пересекалась отрогами Тавра и орошалась горными реками. Памфилийцы представляли собой смешанный народ: это киликийцы, финикийцы и греки (2, c. 270). Известно, что иудеи из Памфилии приезжали в Иерусалим на праздник Пятидесятницы и слушали проповедь Петра и других апостолов (Деян. 2:10). Памфилийская Атталия своим названием обязана военноначальнику и царю Пергамы - Атталу II Филадельфу (скончался в 137 г.), восстановившему после войн этот город и превратившему его природную гавань в своe владение (3, c. 90).
Ныне эта древняя гавань служит портом современной Антальи и с высоты птичьего полета напоминает форму подковы. Полукругом огибают ее и старые оборонительные стены, которые вместе с прилегающими к морю кварталами входят в исторический центр Калеичи. В этом районе находятся развалины древней византийской церкви («Панагии»?; V в.), на фундаменте которой в XII веке мусульмане построили Джуму (Пятничную) мечеть.


Рядом с ней мусульмане возвели минарет, но его верхняя часть в 1851 году была сильно повреждена по причине вспыхнувшего пожара (3, c.90). По другой версии, в минарет ударила молния, и он обрушился. С тех пор в народе сама мечеть в Калеичи называется «Мечетью со срезанным минаретом». В справочниках значится, что и городской Этнографический музей (или - «Музей Калеичи») располaгается в здании бывшей православной церкви Св. Георгия (XIX в.).
В другом крупном музее Антальи - Археологическом, вошедшем в список наиболее известных археологических коллекций мира, представлены редкие мозаики и другие уникальные артефакты византийской эпохи, найденные при раскопках в Ксантосе, а также на территории древней Пергии.

Cреди более чем пяти тысяч музейных экспонатов представлены фрагменты алтарей и иконы, собранные из различных православных церквей, в том числе и из церкви св. Николая в Демре.

В одной из витрин музея установлен мощевик с частицами мощей святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца.

В турецкой справочной литературе можно встретить следующие гипотетические рассуждения: в начале XI века итальянские купцы из Бари якобы «вывезли не все останки, либо то были останки не св. Николая»; и «нет стопроцентной определенности насчет того, где именно нaходятся мощи св. Николая Угодника» (3, с.85). Между тем, власти Турции неоднократно в последние годы обращались к Правительству Италии и Святому Престолу в Ватикане «с требованием вернуть украденные мощи». При этом Анкара ссылалась на якобы «обнаруженное археологами Турции ... завещание святого Николая быть похороненным в Мирах Ликийских». Католические СМИ Италии деликатно ответили авторам официальных бумаг: это было «священное воровство» ради спасения мощей от вандалов, цинично и веками уничтожавших следы христианства на завоеванных землях. Они же смело адресовали мусульманской стороне вопрос: не продиктовано ли ее желание владеть мощами одного из самых почитаемых христианских святых исключительно экономическими интересами - для притока в Дембре паломников и туристов?!
Невзирая на все дипломатические споры Анкары и Рима, в дни памяти великого угодника Божия православные богомольцы и паломники группами и поодиночке приходят в музей археологических древностей, чтобы помолиться и приложиться к его мощам, находящимся под спудом...
Однако возвратимся в Старый город и у скал древней гавани Антальи откроем Деяния святых Апостолов, чтобы в процессе чтения посланий апостола Павла (+ 67 г.) совершить экскурс в новозаветные времена. Даже в наше время послания Павла считаются блестящими литературными произведениями, где гениальная богословская мысль охватывает Бога, веру, этику и эсхатологию.

В Деяниях святых Апостолов повествуется, что апостол Павел дважды посетил порт Атталии во время своего первого миссионерского путешествия (Деян. 14:25). Апостолу Павлу суждено было играть ключевую роль в проповеди христианства в Малой Азии и на Западе. Это произошло, как считают историки Церкви, в 33-м году после той чудесной и перевернувшей всю его жизнь встречи с воскресшим Иисусом Христом по дороге в Дамаск.
I.2. В родном городе апостола Павла - Тарсе
В первое миссионерское путешествие родившийся в Тарсе Павел отправился в 45 или 46 году (2, c. 344) из Селевкии (Селевкия Пиерия) - портовой гавани Антиохии Сирийской, расположенной ныне в Турции, недалеко от границы с Сирией. Вместе с Павлом на Кипр отплыли Варнава и его племянник Иоанн Марк (Деян. 13:4) , позже отставший от них во время этого путешествия. Варнава (Бар Набба), «сын утешения» - это было прозвище родившегося на Кипре левита по имени Иосия - христианина, состоявшего членом иерусалимской общины (2, с. 197). Узнав об успешном распространении Слова Божия в Антиохии, эта община послала туда щедрого и добросердечного Варнаву, чтобы он посодействовал в Антиохии новым христианам. Варнава отправился в расположенный на Киликийской равнине город Тарс с намерением попросить о помощи новообращенного Павла. Здесь он разыскал Павла, вернувшегося в отеческий дом после своего обращения в Дамаске. Павел познакомился и сблизился с Варнавой в Иерусалиме, где христиане знали, что Варнава продал свою землю и положил вырученные деньги к ногам апостолам. Варнава тепло встретил Павла в отличие от тех иерусалимских христиан, которые с подозрением относились к нему, бывшему в молодости фарисеем и противником христианства. Кроме того, многие помнили, что Павел присутствовал при побиении камнями христианина Стефана и одобрял его казнь (Деян. 7:58; 8:1). Варнава ввел Павла в среду апостолов (Деян. 9:26) и позднее привел его из Тарса в Антиохию, где они пробыли приблизительно до 45 года, то есть до того времени, когда антиохийские христиане послали помощь своим голодающим братьям в Иерусалим. Во время пребывания в Антиохии Павел и Варнава основали новые общины среди язычников.
В наши дни родной город апостола Павла - Тарс - обозначен на современной карте Турции как Тарсус (тур. Tarsus).

Он расположен на реке Тарсус-чай (в древности - Кидн) в 16 километрах от Средиземного моря в южной провинции Мерсин. Тарсус находится приблизительно в 30 километрах северо-восточнее главного города провинции Мерсин, рядом с автомагистралью Мерсин-Адана. Основанный ассирийским царем Сеннахирибом (705-681 РХ ) Тарс в древности был главным городом Киликии. Иудеи этой земли имели свою собственную синагогу в Иерусалиме (Деян. 6:9). Павел родился в Тарсе Киликийском (Деян. 22: 3) от еврейских родителей: его отец был фарисей и имел права римского гражданина. Сын, вероятно, имел с самого рождения два имени: еврейское Савл («испрошенный») и римское Павел («маленький»). По мнению некоторых западных источников, евреи в течение римского владычества обыкновенно имели одно еврейское и одно римское имя. Вспомним, например, имена Иоанн Марк и Иисус Иуст (Деян. 12: 12; Кол. 4: 11).

На родину Павла, в Тарс Киликийский, христианство распространилось из Антиохии Сирийской. По преданию, одним из первых христиан этого города был Иасон - один из 70 апостолов, ученик святого апостола Павла. Он также происходил из Тарса и был поставлен в нем своим учителем во епископа.
История Тарса связана и со священномучеником Иулианом Аназаврским, или Тарсийским († между 305 и 311), пострадавшем в Антиохии Сирийской при императоре Галерии Максимиане (305-311). День памяти этого святого у восточных христиан отмечается 21 июня, у западных - 16 марта. Сохранились сведения, что уже в первые века христианства мощи почитаемого Православной и Католической Церквями священномученика Иулиана прославились чудесами.

Священномученик Иулиан Аназаврский, или Тарсийский
В истории Церкви известны также христианский подвижник из этого города, преподобный Адолий Тарсянин, Иерусалимский (IV в.), и пострадавший при императоре Диоклетиане (284-305) мученик Диомид Тарсянин, лечивший не только от телесных, но и от душевных болезней. Он просветил верой во Христа и крестил многих язычников. Его память отмечается в календаре16/ 29 августа.

Мученик Диомид Тарсянин
В городе Тарсе родилась и святая Пелагея (Пелагия), пострадавшая за Христа в 287 году во время правления императора Диоклетиана (284-305 гг.). Дни памяти этой святой - 4 мая и 7 октября.

Святая Пелагия Тарсийская
Тарс Киликийский прославили своими трудами философы-стоики Афинодор ( I век до РХ), Архедем (175 -115 до РХ) и греческий ритор Гермоген (ок. 160 - 230).
Достопримечательностью современного Тарсуса является расположенный на одной из городских улиц рядом с овощным рынком древний колодец, названный в честь апостола Павла. Колодезная вода считается целебной (3, с. 103). Рядом с этим неглубоким колодцем находится и так называемый «Дом Апостола».

Другой достопримечательностью Тарсуса является расположенная в его пригороде Улу Джами (Ulu Cami) единственная сохранившаяся древняя церковь св. Павла. Ее каменное здание было возведено в XII веке.

Известно, что спустя семь столетий в этой церкви проходили православные
богослужения. С северной стороны мастерами были устроены небольшая
колокольня и окно в форме креста. В 1943 году церковное здание
перешло в государственную собственность и некоторое время
использовалось местными властями как складское помещение, но позже было
превращено в музей. Внутри церкви предназначенная для иконостаса стена
ныне совсем пуста, сохранились лишь отдельные фрагменты потолочных
фресок.

В Тарсусе, по данным справочной литературы (3, с.103), имеeтся и
«Пещера Семи Спящих». Последняя, вероятно, является одной из
нескольких известных мемориальных пещер, потому что с семью чудесным
сном почившими отроками эфесскими связывают и другие пещеры Передней и
Средней Азии, и даже Испании ( См.: 9).
I.3. В Пергии, где благовествовали Павел и Варнава
Первым городом, который по прибытии в порт Атталии посетили Павел, Варнава и сопровождавший их Иоанн Марк, была Пергия ( на современной турецкой карте - Перге) на реке Кестр, стоявшая на торговом пути, ведущем из Киликии через Атталию в Писидию.

Ныне развалины этого древнего города, являвшегося когда-то центром
провинции Памфилия (Деян. 13:13; 14:25), расположены возде деревни
Муртана, в 18 километрах от Анталии. Пергия, где апостол Павел начал
свою евангельскую проповедь на территории Малой Азии, неоднократно
упоминается в книге Деяний апостольских. На обратном пути в Антиохию
они проповедовали здесь Евангелие (Деян. 14:25). Святой апостол
посетил Пергию также во время своего второго миссионерского путешествия,
на этот раз вместе с апостолами Силой и Тимофеем.
В 333 году до РХ Пергия была захвачена Александром Македонским, а после его смерти - селевкидами и пергамцами (2, с. 93). Во II столетии Пергия попала под влияние Рима и в IV веке, подчинившись Византии, приняла христианство. В древности в Пергию можно было въехать с трех сторон. Южные ворота, по соседству с которыми находились две базилики, были главными, и их развалины сохранились до наших дней.

Через Пергию крестообразно - с севера на юг и с востока на запад - были проложены улицы с колоннадами (Там же).

В Пергии сохранились древнее здание стадиона, на арене которого, по мнению экспертов-историков, «приносились в жертву христиане», а также здание театра, где «мог проповедовать апостол Павел», а также алтарная стена воздвигнутого в VI веке и освященного во имя святого апостола Павла христианского храма, разрушенного в средние века.

В алтарной апсиде этого храма сохранился полуразрушенный камень, напоминающий формой святой престол. Памятным событием для Пергии стал день 21 мая 2010 года, когда на руинах этого храма архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий (ныне митрополит Ташкентский и Узбекистанский, глава Среднеазиатского митрополичьего округа), путешествовавший с группой клириков и паломников из Русской Православной Церкви по святым местам древней Византии на территории Турции, совершил Божественную литургию.
I.4. В Селевкии Пиерии и в Силифке


Селевкия, построенная в 300 г. до РХ Селевком I Никатором - основателем династии Селевкидов и названная им в свою честь, была морским портом сирийской столицы Антиохии (Антиохии Великой), прилегающий к устью реки Оронт (ныне Эль-Аси ). Древняя Антиохия обозначена сегодня на карте как турецкий город Antakya, находящийся на юго-западном побережье, в 25 километрах от впадения в Средиземное море. Селевкия Пиерия былa рано обращена в христианство. Сохранились сведения, что во времена походов крестоносцев этот известный в Малой Азии портовый город назывался «Святой Симеон». Такое название связано с тем, что в окрестностях Антиохии находится Дивная гора, где подвизался родившийся в 521 году в Антиохии преподобный Симеон Столпник (Младший, Дивногорец), чей день памяти отмечается в православном календаре 24 мая/ 6 июня. До сего дня сохранились развалины древнего монастыря, который, по преданию, построил святой Симеон на Дивной горе (См.: 10).

Отметим, что слово «Селевкия» является названием нескольких городов эллинистического и римского периодов на Ближнем Востоке и в Малой Азии. В турецкой провинции Мерсин, в 90 километрах западнее одноименного города находится город Силифке (Silifke), известный также как Селевкия-на-Каликадне, Селевкия Исаврийская или Селевкия Трахеотис.
Город Силифке, называвшийся и Селевкией, был основан в III веке до РХ одним из полководцев Александра Македонского - Селевком. Упадок города, достигшего расцвета в римские времена, наступил по причине опустошительных набегов арабов в Византийский период. В XII веке город стал объектом борьбы между киликийскими армянами, византийцами, крестоносцами и сельджуками. Возле Силифке 10 июня 1190 года при переправе реки Селиф упал с коня участвующий в Третьем крестовом походе в Святую Землю император Священной Римской империи Фридрих I Гогенштауфен ( 1122-1190), имевший прозвище «Барбаросса» (из-за своей рыжей бороды: от итал. barba - «борода», rossa - «рыжая»). Император упал с коня, был подхвачен течением реки и захлебнулся в воде. В других источниках встречается, впрочем, другие названия реки Cелиф - Гёксу и Каликадн.
Город Селифке знаменит еще и тем, что в его окрестностях находится пещерная церковь, где, согласно церковному преданию, долгие годы жила преследуемая языческими жрецами раннехристианская святая, почитаемая в лике равноапостольных, первомученица Фёкла (30-е годы I века- II век). По другой легенде, пещера cвятой Феклы расположена в небольшом сирийском городе Маалула в 55 километрах к северо-востоку от Дамаска.

О ее житии пойдет повествование во второй части паломнических записок.
По данным турецких историков, возвышающаяся над природной пещерой
церковь св. Фёклы построена в 337 году по повелению императора
Константина Великого. Стены самой церкви размерами 37 на 55 метров
когда-то были отделаны мрамором, а полы украшала мозаика. Кроме того, в
церкви были два ряда коринфских колонн. Их фрагменты, а также
археологические находки и этнографические экспонаты можно увидеть в
музее Силифке.

I.5. В Антиохии Сирийской
Почти на самой юго-западной границе Турции с Сирией находится Антиохия Сирийская (в древности Антиохия-на-Оронте) - самый знаменитый из 16-ти городов эллинистического мира, носивших имя Антиохия. В настоящее время - это город Антакья (Antakya), центр турецкого ила Хатай. При римлянах Антиохия была административным центром Сирии и третьим по величине городом Римской империи после Рима и Александрии. В годы расцвета в городе предположительно жило более полумиллиона человек. Здесь была крупная иудейская община, славился город и как крупный культурный центр. После гибели Стефана гонимые христиане бежали из Иерусалима в Антиохию (2, с. 254). С этого моментa и начинается история одной из самых крупных и деятельных раннехристианских Церквей. Здесь многие местные жители были обращены в христианство. Именно в эту же митрополию неизменно возвращался Павел после своих миссионерских путешествий (Деян.15:35). Из Атталии морем возвратились Павел и Варнава в Антиохию, откуда и начали свое первое путешествие. Они собрали в городе все общество христиан и поведали ему, «что сделали не они сами, а Бог через них». Больше года Павел и Варнава наставляли здесь новообращенных.
По сказаниям, сохранившимся у древних церковных писателей - Евсевия Кесарийского (ок. 263-340), Софрония Евсевия Иеронима (342-419 или 420), Феофилакта Симокатта (нач. VII в.), в Антиохии родился сподвижник cвятого апостола Павла cвятой апостол и евангелист Лука. В городе жил и учитель Симеон, «называемый Нигер» (Деян. 13: 1) - учитель Антиохийской Церкви. Вероятно, он был африканцем и, может быть, тем самым Симоном Киринеянином, который нес крест Иисуса Христа (2, с.213). Известен был и другой учитель Антиохийской Церкви - Манаил, бывший совоспитанником четвертовласника Ирода Антипы (Деян. 13:1). Славу этому городу добавили епископ Антиохийской Церкви, святой Игнатий Богоносец (†II в.) и почитаемый в лике преподобномучеников пресвитер Лукиан Антиохийский (†312), создавший известную богословскую школу. Из Антиохийской церкви вышли многие святые: родившийся в Антиохии святитель Иоанн Златоуст (†407); преподобный Иоанн Дамаскин († ок. 780); преподобный Иларион Великий (†ок. 371); преподобный Ефрем Сирин и многие другие. В 268 году на Антиохийском соборе был осужден епископ Павел І Самосатский (†275), отрицавший божество Иисуса Христа. C 451 года Антиохийская Церковь приобрела статус Патриархата, а конце V - начале VI века она была ослаблена монофизитской смутой. С 637 года Церковь попала под власть арабов, а в начале XVI века захвачена турками и пришла в упадок. Однако Антиохийская Православная Церковь существует до сих пор, но её центр ещё в средние века перенесён в Дамаск. В 526 году этот древняя Антиохия была уничтожена сильным землетрясением. В 1098-1268 годах город стал столицей созданного крестоносцами Антиохийского княжества. После его падения и сама Антиохия пришла в упадок, в 1516 году она была завоёвана турками.
Одной из самых известных достопримечательностей окрестных мест современного города является церковь-грот святого апостола Петра, устроенная на склоне горы Сетирис.

По преданию, именно здесь в новозаветные времена «учили немалое число людей» Варнава и Павел и проповедовал апостол Петр. В турецких справочниках-путеводителях эта церковь-грот значится как «самая первая христианская церковь» и якобы слово "христиане" впервые вошло в употребление тоже именно здесь. Первое известное упоминание термина "христиане" (в значении - последователи Иисуса Христа) в контексте священных писаний можно обнаружить в Деяниях (11:26), где говорится: "...ученики в Антиохии в первый раз стали называться Христианами".

Внутри церкви-грота над престолом устроена скульптура апостола. Здесь
же находится купель-крестильня, построенная в III веке по повелению
царя государства Селевкидов Антиоха I Сотера (324 - 261 до РХ; cм.:
3,с. 106).

Испещренную гротами и искусственными пещерами гору над церковью святого апостола Петра называют Крестовой. На этой и соседней с нею горе Силпиус (Mount Silpius) сосредоточены многие развалины и части стен древних построек Антиохии Сирийской. Из других памятников старины в Антакье можно отметить фундамент и стены византийской церкви, возведенные в свою очередь на месте античного храма. Ныне эта церковь перестроена в мечеть Хабиби-Наккар.
В Антакье среди паломников и туристов очень популярен Археологический музей, имеющий богатейшую коллекцию древних мозаик.

В залах музея выставлены римские и византийские напольные мозаики II -V
вв., обнаруженные в 1930 году в ходе раскопок, проведенных в городе
Дафне сотрудниками Принстонского университета.
I.6. И снова - в Анталии
...Однако вернемся из Антакьи в Анталью, откуда позже продлилось паломничество автора этих строк в сторону Коньи (Иконии). Глядя из машины на позеленевшие по весне обочины дорог и простиравшиеся за ними плодоносные земли, повсеместно замечаешь бело-розовое цветение абрикосов, какие встречаются иногда и около развалин древних христианских памятников. В голову приходят мысли и о том, что появились заметные островки «цветения» православной веры и на карте мусульманской страны. В последнее десятилетие в Турции происходят перемены в области свободы вероисповедания. Так, в 2000-м году православные получили возможность совершать службы в храме святителя Николая Чудотворца в Мирах Ликийских (Демре). В декабре 2004 года турецкое информационное агентство «Anatolia» сообщило об открытии в курортном городе Белек на побережье Средиземного моря культурно-духовного центра «Сад религий», где расположились здания мечети, церкви и синагоги. Правда, у мусульман страны открытие такого центра вызвало некоторое беспокойство. А по замыслу властей этот «Сад религий» в одном из лучших курортно-туристических центров Турции, куда ежегодно прибывают миллионы иностранцев, будет символизировать «религиозную толерантность» страны. В 2010 году впервые после выселения греческого православного населения в рамках так называемого «греко-турецкого обмена населения» в соответствии с положениями Лозаннской конференции Патриарх Варфоломей отслужил литургию в православном Сумельском монастыре, возведённом в конце IV - начале V века на меловой скале Трабзона (ранее - Трапезунд). Однако стало известно, что в том же Трабзоне в первой половине февраля 2011 года исламисты, скандируя националистические лозунги, забросали католическую церковь св. Марии бутылками с «коктейлем Молотова». По данным швейцарского агентства «KIPA», в одной из бутылок полиция обнаружила записку с угрозой: «Либо вы удалите крест с крыши церкви, либо мы сделаем это сами». Пять лет назад священник этой церкви итальянец Андреа Санторе был убит 18-летним подростком-исламистом. Камеры наблюдения зафиксировали нападавших на церковь, но турецкая полиция так и не сообщила в печати, удалось ли ей обнаружить исламистов.
Уже несколько лет представители Армянской Апостольской Церкви торжественно отмечают день памяти cвятого апостола Филиппа на месте храма-мартирия в Иераполисе - на территории нынешнего заповедника Памуккале (Cм.: 8). Здесь же проводят свои богослужения и группы католиков из числа организованных пилигримов.
По некоторым данным, в Анталье находится самая многочисленная в стране русскоязычная община, состоящая из эмигрантов, работников совместных предприятий и организаций, туристов и отдыхающих. В 2010 году в мусульманском городе на канонической территории Константинопольского Патриархата открылся русский православный приход в храме святого Алипия Столпника. Годом раньше в церкви «Сада религий» в Белеке состоялось первое богослужение для русскоязычной общины. Божественные литургии в приходе Антальи совершаются на церковно-славянском языке.

Храм святого Алипия Столпника, построенный в 1841 году, находится в
районе Калеи-чи исторического центра города, недалеко от парка Караолу
и здания Генерального консульства Российской Федерации.

В здании Русского Общества Антальи ныне действует «Школа православия» для детей и взрослых, которой руководит отец Михаил (Анищенко) из того же храма святого Алипия Столпника. Отец Михаил служит литургии и в церкви св. великомученика и Победоносца Георгия в городе Алания, расположенном на побережье Средиземного моря, в 138 километрах от Антальи. В окрестностях Алании можно видеть развалины храмов византийской архитектуры. Турецкое население называет расположенную внутри крепости церковь св. Георгия «Айя Йорги» (3, с. 98). Это одно из немногих в Аланье античных построек, дошедших до нас из времен, предшествовавших турецко-исламскому периоду.

Самостоятельно добраться до храма св. Георгия в Аланье нелегко, поэтому в дни богослужений верующие собираются утром на площади у местного муниципалитета, а далее по инициативе "Общества взаимопомощи и сотрудничества русскоговорящих г. Аланьи» («ARDID») их доставляют на заказном автобусе в храм.
Имеются некоторые новости и у живущих в
Турции западных христиан. Так, в 2004 году в центре Антальи, недалеко
от античных ворот римского императора Адриана (Публий Элий Траян
Адриан; 76-138), при поддержке Конференции католических епископов
Германии была открыта христианская часовня св. Николая, где
совершают свои богослужения немецкие католики и протестанты.
Продолжение следует.
Литература:
1. Bakirci N.(Dr.)Konya & Mevlana.- (?),2010.
2. Библейская энциклопедия./Перевод с англ.- М.: Российское Библейское Общество, 1995.
3. Жира О. Турция. Колыбель цивилизации. Комплексный путеводитель. - Анкара - Стамбул, 2011.
4.Ercenk G. Antalya. Geschichte, Kultur, Natur.- Antalya Promotion und Tourismus Entwiklung Gmbh, 2012.
5. Mustafapasa (Sinasos), the city of cun, is calling you.- Mustafapasa Municipality.(б.г.)
6. Ламек Ж. Каппадокия. - Cтамбул, 2010.
7. Юдин Г. Сокровенная Каппадокия.-М.: «Белый город», 2010.
8. Иераполис (ныне - Памуккале). По следам св. апостола Филиппа.-См.: http://www.pravoslavie.ru/smi/57821.htm
9. В амманской пещере Семи спящих отроков: Из путевых заметок по Иордании.-См.: http://www.pravoslavie.ru/put/070529110112.htm
10.Самандаг.-См.:http://www.travelled.ru/travel/200705/10.shtml