14 марта 1613 года Михаил Романов был призван на царство - 400-летие этого исторического события падает на 27 марта 2013 года по новому стилю. Для некоторых историков и журналистов эта знаменательная дата - 400-летие дома Романовых, отмечаемое в нынешнем году, - стала поводом обратиться не только к началу самодержавного правления Романовых, но - и прежде всего - к его концу: в событиях 1917 года им видится некая закономерность, подтверждающая несостоятельность и обреченность самой идеи православной монархии. Так действительно ли неизбежно поражение православной монархии? И было ли «поражение»? Как попытку ответа на эти вопросы сайт «Православие.ру» публикует отрывок из новой книги протоиерея Александра Шаргунова «Царь».
За минуту перед казнью |
Среди как будто самых благоприятных обстоятельств мы видим повсюду неистребимое и многообразное присутствие греха и зла. Только на краткие мгновения траектория человеческой деятельности становится единой с идеальным путем, ведущим к Богу. Человек постоянно уступает своим страстям, и даже во граде справедливости покоряется прежде всего воле власти. Мир, как правило, - торжество силы, а то, что именуется порядком, основано не на согласии и любви, и этот порядок - не более чем «упорядоченный беспорядок». Каждое благо и каждую ценность этой земли, именуются ли они родиной, искусством или наукой, даже если они устремлены к высшей цели, следует воспринимать как промежуточную цель, как ступени восхождения к Богу, как то, через что человек достигает высшего блага. Увы, в наших руках эти блага, эти ценности нередко разрушаются в самой своей сущности, превращаясь в чудовищные карикатуры. Здесь не следует сразу же говорить о пессимизме историков-атеистов, выносящих приговор всякой политической системе, в особенности православной монархии. Они констатируют повсюду торжество греха, зла, решительно побеждающего силы добра: православная монархия для них в обозреваемом периоде истории, с точки зрения провозглашаемого ею идеала, - только насмешка над ним. Сознавая слепоту этих историков там, где они добросовестно заблуждаются, не видя главной - светлой - стороны жизни, мы, христиане, не можем не признавать их частичной правоты. В коллективной истории мы находим тот же горький опыт поражения, что и в личной жизни в нравственном плане: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» (Рим. 7: 19). То, что было вначале прекрасной мечтой, благородным предприятием, по мере того как теоретический его образ уточнялся, все более вызывало разочарование. Все яснее обнаруживался разрыв между тем, чем люди хотели бы быть, и тем, чем они остаются и фактически становятся. Наступает день, когда это расстояние становится слишком большим, и перед нами разверзается бездна.
Но всякое поражение во временной жизни, каким бы оно ни было, не должно приводить нас в отчаяние, как это бывает с не знающими Бога людьми, когда они видят, что все их возможности исчерпаны. Ибо наша надежда устремляется дальше и выше. Да, все земное приговорено к исчезновению и зло возрастает. Но Бог никогда не обещал нам, что мы будем непременно успешными в земных делах. Вот почему православное богословие - снова и снова будем повторять эту мысль - отвергает как иллюзию надежду тысячелетнего царства, царства праведников со Христом на этой подчинившейся злу и смерти земле и во временной истории. Скорее мы должны ждать противоположного. Мы знаем, как судит Бог лжепророков, вдохновляемых подобным воображением. «Пусть никто, - говорит блаженный Августин, - не обещает того, чего не обещает Евангелие. Наше Священное Писание не возвещает в веке сем ничего, кроме испытаний и мук, несчастий, страданий и искушений» (Толкование на псалом 39).
Икона святых царственных страстотерпцев |
В адрес православных христиан нередко звучат обвинения в алармизме, в апокалиптическом восприятии всего происходящего, в сгущении красок. Но поскольку участие каждого человека в земной истории, по крайней мере видимое, находит свой конец в час смерти, очень важно для нас не допустить, чтобы искажение христианского идеала в мире не сопровождалось атрофией апокалиптической надежды. Конец света, как обычно это называют, - определение с разным значением. Ибо если верно, что «проходит образ мира сего» (1 Кор. 7: 31), то, как говорят святые отцы, исчезает только его образ, форма, но не сущность. Чудесно преображенный, мир станет новым и лучшим - и это будет последним днем всеобщей истории. У многих же, увы! даже среди именующих себя христианами, этот день удерживается в сознании как образ катастрофы, исполненный отчаяния и страха. Как если бы этот день Второго пришествия Господа не должен быть для нас всепревосходящей надеждой, как если бы христиане не должны были жить в ожидании победоносного возвращения Христа, «избавляющего нас от грядущего гнева» (1 Фес. 1: 10), как если бы Священное Писание не заканчивалось словами: «Ей, гряди, Господи Иисусе» (Откр. 22: 20). Но есть у великих катастроф исключительные преимущества, когда кровь невинно убиенных и кровь мучеников вопиет к небу: «Доколе, Владыка Святый и Истинный?» (Откр. 6: 10). И здесь ответ на вопрос о смысле истории.
Смысл истории - глубокое испытание веры. Прогресс в христианстве - не линейный и не горизонтальный, он - вертикальный. Он измеряется вечностью, не продолжительностью времен. Христианство всегда требует от нас решительного и полного обращения. «Покайтесь!» - первое слово проповеди святого Иоанна Предтечи (Мф. 3: 2) и Самого Спасителя (Мф. 4: 17), а также апостола Петра в день Пятидесятницы (Деян. 2: 38). Это то, что требуется от нас сегодня не только в личном плане, но и в подлинном видении решающих событий истории. И столь же важно другое ключевое слово, непрестанно звучащее в Евангелии: «Не бойтесь!» - уверенность, что среди самого беспросветного мрака всегда есть решение и что здесь источник ничем не омрачаемой радости. Увы, чаще о христианстве говорят, желая возвеличить или унизить его с точки зрения чисто земной: содействует ли оно внешнему процветанию или, наоборот, ведет к упадку. Чтобы познать подлинную человеческую историю в ее целостности, в ее полноте или хотя бы в какой-то ее период, надо быть Богом - Тем, «Кто был, Кто есть и Кто грядет» (Откр. 1: 4). Или надо быть с Богом, Божественным - тем, кто по дару Христа знает, куда мы идем.
http://www.pravoslavie.ru/jurnal/60386.htm