Помним ли мы, отчего инославные невесты, а затем жены русских царей из династии Романовых, крестясь в Православие, всякий раз получали отчество Феодоровна? Все они были Феодоровны! И, что поразительно, становились русскими людьми! А некоторые - даже русскими святыми!
Последними августейшими «Феодоровнами» стали Великая княгиня священномученица Елисавета Феодоровна, а также Царственная страстотерпица Александра Феодоровна, супруга Государя Николая II Александровича. Обе приняли мученическую кончину от рук большевиков. Но и супругу Императора Павла I звали Мария Федоровна, Николая I - Александра Федоровна, Александра III - Мария Федоровна...
Русскому человеку следует помнить, что именование это идет от чудотворной Богородичной иконы «Феодоровской», празднуемой 14 (27) марта, а также 16 (29) августа.
Этот образ судьбоносно для нашего государства связан с утверждением на русском престоле рода Романовых. Им был благословлен первый в новой царской династии 16-летний Михаил Федорович Романов, и с тех пор святыня стала родовой покровительницей русской императорской династии.
Что же это за удивительная икона?
Предание приписывает авторство апостолу Луке, а обретение образа, первое проявление его на Руси одна из легенд связывает со святым благоверным князем Георгием Всеволодовичем и с часовней близ волжского городка Городца.
Однако на вопрос, почему же сей Богородичный образ именуется Феодоровским, отвечает другая история, согласно которой костромской князь Василий Квашня в 1239 г., охотясь у реки Запрудни, увидал на сосне икону. Причем икона князю в руки не далась: особым образом поднималась в воздух. Снять с дерева ее смогли лишь после отдания особых форм почитания: пройдя из Костромы крестным ходом, отслужив молебен. Вот тогда внимательные и пристальные люди, ахнув, сообщили, что накануне именно эту икону нес по городу «светлый муж в богатых воинских одеждах», вылитый воин-великомученик Феодор Стратилат. Икона получила имя в честь этого всегда почитавшегося на Руси святого ратника.
В летний день празднования Феодоровской иконы 29 августа в Костроме издавна установился обычай совершать общегородской крестный ход от Богоявленско-Анастасиина кафедрального собора к месту ее чудесного явления - к церкви Спаса на Запрудне, под главным престолом которой, как говорят, сохраняется пень от той сосны, на которой икона явилась князю. Храм Спаса на Запрудне современный облик приобрел в 1754 г.
Немалое почитание Феодоровская икона обрела задолго до годин русской Смуты начала XVII в., так что принесение ее новому восходящему царю было совсем неслучайным.
Бывала она какое-то время и в знаменитом Успенском соборе Владимира, а потом святой благоверный князь Александр Ярославич (Невский) неизменно брал ее с собой в походы.
Предполагают, что именно этим образом Божией Матери великий князь Ярослав Всеволодович в 1239 г. благословил своего сына Александра на брак с полоцкой княжной Брячиславой.
Лишь по кончине князя Александра его младший брат Василий вернул образ в Кострому. И был вознагражден; через десятилетие, в 1272 г., Феодоровская икона помогла Василию Ярославичу в полку против подступивших татар, которые, «пораженные необыкновенным сиянием святого образа, подобно огню пожигавшим их полчища, в страхе бежали».
* * *
Роль Феодоровской иконы в русской истории весьма значительна. Мы понимаем провиденциальность ее присутствия в нашей государственности.
Совсем не враз и не вдруг стал царем юноша Михаил, а после долгих и сложных общественных переговоров, когда народ в большой тревоге упросил в 1613 г. род бояр Романовых возглавить страну. 16-летний сын Федора Никитича Романова (впоследствии - Патриарха Московского Филарета) и боярыни Ксении Ивановны Романовой (урожденной Шестовой), к слову, двоюродный племянник царя Федора I Иоанновича (последний государь в московской ветви Рюриковичей), принял прошения народа и Церкви. Понимали Романовы всю колоссальную меру ответственности и тяжести «шапки Мономаха». Каковы могут быть «варианты» правления - в стране, разоренной годами Смуты, гражданской войны. В самом деле, на земном, рациональном уровне тут решения быть не могло.
И тогда вступили в дело силы небесные. После очередного отказа матери и сына Романовых, проживавших тогда в Ипатьевском костромском монастыре, архиепископ Феодорит, поднеся Феодоровскую икону - а дело было в Троицком соборе, 14 (27) марта 1613 г.- сказал им:
«Если не склоняетесь на милость ради нас, по крайней мере ради чудотворного образа Царицы всех и Богоматери не преслушайтесь и сотворите повеленное вам от Бога. Ибо воистину от Бога вы избраны. Не прогневайте всех Владыку и Бога».
И Ксения Ивановна, к тому моменту уже принявшая постриг как Марфа, пала пред иконой, долго молилась. Перед чудотворным ликом она благословила своего юного сына на царский престол. В предании об иконе есть слова, приписываемые Марфе: «Се, Тебе, о Богомати Пречистая Богородица, в Твои Пречистеи руце, Владычице, чадо свое предаю, и якоже хощеши, устроиши ему полезная и всему православному христианству».
Обряд призвания на царство был совершен. И - избранный Земским собором юный царь был возведен на престол. Завершилось шестилетнее пребывание Михаила Романова в Ипатьевском костромском монастыре. По всему по тому Ипатьев монастырь называют «колыбелью Дома Романовых».
Обитель же была основана в XIV в. Иваном Калитой, в честь священномученика Ипатия, епископа Гангрского, привидевшегося князю во сне и исцелившего его. Однако со словом «Ипатьев» в династии Романовых произойдет страшная закольцовка через 300 лет, когда семья Государя Николая II будет расстреляна в Екатеринбурге, в подвале дома горного инженера Ипатьева, в ночь на 17 июля 1918 г. На месте кровавой расправы найдут образ Богоматери Феодоровской, с которым Царица-мученица Александра Феодоровна никогда не расставалась. Именно Государыня выстроила в Царском Селе Феодоровский собор с городком.
Милая Кострома сохранила нам древний чудотворный образ. Народное моление перед образом не прекращалось и в безбожные времена.
Костромичам и по сей день памятна особая роль в спасении Феодоровской иконы от безбожных властей епископа Костромского Никодима (Руснака, 1921-2011), впоследствии в течение десятилетий митрополита Харьковского и Богодуховского.
Владыка Никодим, уроженец Буковины, был хиротонисан во епископа Костромского и Галичского Патриархом Алексием I в 1961 г. и называл Кострому своей второй духовной родиной. В 1960-е годы он выступил с инициативой о канонизации в лике святых народного героя И. Сусанина, уроженца Костромского края, совершившего здесь свой знаменитый подвиг по спасению молодого боярина Михаила Романова от польских интервентов.
Когда в 1964 г. в Костроме кафедральным собором стал находившийся под угрозой сноса знаменитый храм Воскресения Христова на Дебре, именно епископ Никодим лично ночью перевез в него из храма Иоанна Златоуста чудотворный образ Богоматери Феодоровской, где на защиту иконы, а также самого древнего храма, встали прихожане. Там икона и пробыла почти три десятилетия - до 1991 г., когда костромская всероссийская святыня была торжественно перенесена в восстановленный после сильного пожара 1982 г. и возвращенный церкви Богоявленско-Анастасьинский кафедральный собор Костромы, где и пребывает ныне.
Сама святыня и костромичи отблагодарили владыку Никодима: 8 июля 2011 г. в Харьков чартерным авиарейсом на три дня прибыл чтимый список иконы Феодоровской. Это единственный список - точная копия оригинала - хранится в костромском Богоявленском соборе рядом с подлинником. (На обратной стороне чудотворной иконы так же, как в оригинале, написан образ святой великомученицы Параскевы.) Пришествие чудотворной в харьковский Покровский монастырь, в митрополичью резиденцию, стало фактически прощанием с владыкой, весной того года отмечавшим свое 90-летие и пятидестилетие рукоположения в епископский сан, а осенью почившим. На юбилее владыки побывали Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, а также митрополит Киевский и всея Украины Владимир.
Прибытие и принесение чудотворной Феодоровской в Харьков в июле 2011 г. прошло при изрядном скоплении православных паломников, прибывавших как с Украины, так и из России. Православная общественность обращала внимание также на внятный символизм события: державная святыня прибыла на Украину в день Архиерейского собора в Киеве, не проводившегося с 1992 г. Прибыла она, можно сказать, к своему спасителю, владыке Никодиму, который и проводил тот самый исторический Архиерейский Собор 1992 г., сохранивший каноническое единство Русской Церкви.
Образ укрепляет и подтверждает это сохраняющееся знаковое единое, державное стояние против раскольников, разъединителей, самосвятов, автокефалов и прочей ереси.
Известно, что сама Феодоровская икона не покидала костромской земли до 2001 г., за исключением периода, когда ее отправляли на реставрацию в московские мастерские И. Э. Грабаря, где работы выполнил В. О. Кириков. Икона была на реставрации недолго; из-за отсутствия более древних слои живописи нового времени пришлось оставить на лике, руках, одеждах. Известно также, что в 1948 г. Патриарх Московский и всея Руси Алексий I посетил Кострому и выразил пожелание украсить икону новой драгоценной ризой, отвечающей ее статусу почитаемой святыни. Сбор средств занял несколько лет, и весной 1955 г. в Москве был изготовлен серебряно-позолоченный оклад.
В начале 2000-х чудотворная посетила Москву, Екатеринбург, Ярославль, Архангельск, Соловецкий Спасо-Преображенский монастырь.
Кондак 10-й акафиста к Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Феодоровская», гласит: «Соблюсти хотящи в чистоте домостроительство Церкве Православныя, Чистая, и утвердити скипетр державы Российские чудною иконою Твоею вложила еси в сердце благовернаго государя Михаила Феодоровича прияти венец царский земли Российския, да вси видящии видят, яко Вышний владеет царством, и емуже хощет дает е, и возопиют Ему: Аллилуиа».
http://www.stoletie.ru/vzglyad/pokrovitelnica_doma_romanovyh_517.htm