В христианство не играют

К 100-летию со дня преставления святого праведного Александра Вологодского

Ровно 100 лет назад, 10/25 марта 1913 года, в тихой провинциальной Вологде было непривычно многолюдно и непривычно же для такого многолюдства торжественно и спокойно. Из разных мест России собрались тысячи людей для того, чтобы проститься с умершим священником Александром Баданиным. Когда умирает человек, проведший жизнь с Богом, день его похорон, как замечают многие, не наполнен безысходной скорбью и горем. Наоборот: есть, конечно, печаль, но печаль эта светлая, соединенная с надеждой на молитвы ушедшего к Богу и с верой в его святость.

Протоиерей Алексий Сорокин с прихожанами у могилы св. прав. Александра Вологодского (Баданина)
Протоиерей Алексий Сорокин с прихожанами у могилы св. прав. Александра Вологодского (Баданина)
100 лет прошло - целый век, и за это время, принесшее России горы страданий и моря слез, многие потомки тех, кто прощался с отцом Александром, смогли не только убедиться в силе молитв и заступничестве святого, но и в радости, которую приносит жизнь по заповедям Евангелия.

Когда в Вологде гостил святой праведный Иоанн Кронштадтский, он часто говорил приходившим к нему за советом и молитвой людям: «У вас есть свой молитвенник - к нему обращайтесь: к отцу Александру Баданину!» Вряд ли отец Иоанн, всероссийский пастырь, отказывался от молитвы за других людей - думается, он призывал их быть повнимательнее к священникам собственной земли, присмотреться к их жизни.

О жизни святого праведного Александра Баданина мы беседуем с протоиереем Алексием Сорокиным, настоятелем вологодского храма во имя праведного Лазаря Четверодневного, ректором Вологодского православного духовного училища.

 

Святой праведный Александр Баданин
Святой праведный Александр Баданин
- Отец Алексий, что отличает служение отца Александра Баданина?

- Скорее не отличает, а показывает нам, каким должно быть настоящее служение Богу. Духовные дары, которыми обладал отец Александр: молитвенность, прозорливость, утешение, - это, я думаю, следствие искренности его служения. Любая добрая христианская жизнь, то есть жизнь по заповедям Христа, приводит человека в Царствие Божие. Этим, кстати, и объясняется та светлая печаль и радость, которую мы испытываем, когда прощаемся (или общаемся) с праведниками. Будь то учитель, священник, полицейский, банкир или еще кто-нибудь - если человек во главу угла своей жизни ставит следование Христу, то Господь не оставляет такого человека без Своей благодатной помощи. У каждого свой путь к Богу; отец Александр достойно прошел путь священника. И как достойно! Сам образ жизни и служения отца Александра является добрым примером для пастырей - настоящих и будущих - это я говорю как ректор духовного училища.

Священник твердо верил в то, что жизнь без Христа ведет к смерти и таковой уже является задолго до гроба, в то, что только легкое бремя заповедей Христа имеет живительную силу - об этом он говорил людям, приходящим к нему за помощью, советом. Отсюда, из его веры, - и бескомпромиссность отца Александра в следовании Христу.

- Бескомпромиссность?

- Да. Понимаете, он не заигрывал с миром, не пытался «приспособить христианство к новым требованиям времени». Батюшка просто всерьез относился к Православию и Церкви. Конечно, он не мог не переживать за состояние духовного образования, за церковные нестроения, видел в них огромную опасность для духовной жизни нашего народа. Как показала практика, совершенно справедливо. Например, священник призывал к тому, чтобы с малолетства дети знакомились с житиями святых, считая, что это раннее знакомство с ними - условие добропорядочной и добродетельной жизни человека. Однажды он встретил в Вологде тогдашнего обер-прокурора Святейшего Синода К.П. Победоносцева и вступил с ним в разговор. Отец Александр говорил горячо и долго, говорил искренно, не страшась за слова правды, говорил и о непорядках церковной жизни, указывал недостатки во взглядах самого Победоносцева. «Россия читает, и скоро будет читать вся. Невозвратимо важный исторический момент, переживаемый Россией. Как в жизни ребенка, первое, что видит и слышит он, имеет решающее влияние на всю его жизнь, так истово и в жизни многомиллионного народа. Что будет читать этот колоссальный младенец ныне, то он будет и в близком будущем. Скажи мне, что ты читаешь, что ты любишь читать, и я скажу, кто ты, и не только ты, но и друзья твои. И не теперь только, но и в будущем, и даже каков род от тебя произойти имеет. История народов воочию доказывает эту правду. "Мне бы Божественного чего почитать", - слышится еще от дельных и лучших из народа. Пока живо это в сердце народа, привейте к живому жизнерадостное чтение житий святых, Четьих-Миней, и непременно на церковном языке. И хотя бы целый сонм восстающих восстал против сего, ни на что не зрите и ничтоже сумняся совершите это великое дело. Последствия его в веках, перспектива в вечности. Хотя исподволь устраните те книги, которые хотя отчасти и полезны, но вредны тем, что разбивают цельность направления, расслабляют сосредоточенность внимания и драгоценную, паче видимой пользы, ценность коренного истинного православного мировоззрения. Дайте отпор этой, хотя тихой, но опасной, замаскированной деморализации народа...» - это строки из письма отца Александра К.П. Победоносцеву, эти же слова отец Александр говорил обер-прокурору Святейшего Синода и при встрече.

 

А. Маковский. Портрет обер-прокурора Св. Синода Константина Петровича Победоносцева. 1899 г.
А. Маковский. Портрет обер-прокурора Св. Синода Константина Петровича Победоносцева. 1899 г.
- Что было следствием этой встречи?

- Несмотря на просьбы обер-прокурора, батюшку наказали - на две недели отправили в монастырь на богомолье. Проявили усердие, так сказать. Но, не проявив усердие в действительном просвещении народа, получили следующие 70 лет, о которых нет нужды говорить подробнее, я думаю. Однако и сегодня слова отца Александра злободневны: мы должны уметь и любить читать (и смотреть и слушать - XXI век все-таки!) то, что созидает душу, а не разрушает ее. Урок духовной безграмотности века XX-го не должен пройти незамеченным Церковью.

Не заигрывал отец Александр с миром. Еще один случай очень для него характерен. Бывая у вологжан, он держал себя как истинный пастырь; когда было необходимо, он обличал и словом и делом. Во время Рождественского поста, в праздник святителя Николая, он заехал в дом высокого чиновника. Тот был именинником, по этому случаю у него были гости, в числе их архиепископ Вологодский. На столе были поставлены вина, яства разные, в том числе и скоромные. Гости сидели в другой комнате. Вдруг послышался звон посуды: это отец Александр бросал под стол тарелки со скоромными яствами: туда полетели ветчина, сыр и прочее. Сделав это, он своим звучным тенором запел вместе с диаконом «Правило веры и образ кротости...». Хозяева, кстати, не высказали своей досады по поводу поступка священника - они получили хороший урок на будущее: не нарушать церковного устава о посте. То есть их, как людей церковных, священник призывал относиться к Церкви всерьез - как относился и он сам.

- Если следовать этому правилу нашим современным священникам, то большинство нынешних мероприятий «с высокими гостями» обречено на «ветчинно-яичное уничтожение»?

- Думаю, в этом случае слова игумена Никона (Воробьева) вполне актуальны: «В такие дома, где в пост намеренно предлагают скоромное, нечего и ходить». Нельзя играть в христианство - отец Александр Баданин учил нас серьезному отношению к собственной вере и Церкви. Все есть в Церкви для того, чтобы мы обладали «мерою утрясенною, нагнетенною и переполненною»[1], чтобы мы, несмотря на различные испытания и скорби, были счастливы. Для чего же глупые игры с миром?

- Кстати, об испытаниях и скорбях. Даже представить себе те скорби, которые переживал отец Александр, и то жутко. Страшная болезнь, издевательства учеников (в духовном училище), смерть любимой дочери, бедность - как можно выдержать все это, да еще с благодарностью Богу, да еще людям помогать быть к ближе к Христу?

- В вопросе и ответ: правильное, христианское восприятие страданий делает самого человека другом Божиим. И, напомню, именно кротость Баданина помогла многим ученикам духовного училища исправиться - большинство из них вспоминали своего учителя с благодарностью и благоговением. Скорби, воспринимаемые по-христиански, помогли отцу Александру стать пастырем, умеющим и стремящимся помочь всем приходящим к нему за помощью. Будь то семейные неурядицы или пьянство, другие жизненные испытания и трагедии - люди знали, что в отце Александре они всегда найдут помощника и молитвенника в их преодолении.

 

Вологда. Фото начала XX века
Вологда. Фото начала XX века
- К лику местночтимых святых Александр Баданин причислен в 2000 году. Знают ли о святом в Вологодской епархии?

- Дни памяти святого праведного Александра - 9/22 февраля (день прославления) и 10/23 марта (день преставления) - торжественно отмечаются как в Лазаревском храме Вологды, так и в духовном училище. Конечно, о нем знают на земле Северной Фиваиды. Могилка праведного на Горбачевском кладбище Вологды никогда не была забыта народом - еще в годы советского лихолетья здесь молились вологодские архипастыри. Говорить о многочисленных чудесах, совершаемых по молитвам праведного Александра, можно много. Но мне кажется, что главное чудо - это христианское просвещение нашего народа. Очень надеюсь на помощь нашего святого.

С протоиереем Алексием Сорокиным
беседовал Петр Давыдов

[1] См.: Лк. 6: 38: «Давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам».

http://www.pravoslavie.ru/put/60321.htm

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Загрузка...
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Петр Давыдов:
Что значит «во славу Божию»?
Непридуманная история про «конвертики»
12.10.2019
Косово: уроки смирения от отца Иустина
Как вологжане помогают косовским сербам, а сербы - вологжанам
07.07.2013
Все статьи автора