Спасительное мучение

0
197
Время на чтение 4 минуты

Подошла к концу первая седмица Великого поста... И очень хочется подвести для самого себя ее итог - что самое главное удалось вынести из этих дней - таких непростых, насыщенных, таких по-весеннему светлых и оттого, невзирая на покаянный свой характер, радостных. Вот, пожалуй, это главное, из чтения Покаянного канона и из собственного опыта: нет ничего страшнее, разрушительнее, губительнее греха. Об этом - все те примеры сокрушительных падений, о которых повествует в своем удивительном и поистине великом творении преподобный пастырь Критский. О том же свидетельствует - буквально все Священное Писание, все святые отцы говорят. И опять же - наш личный опыт подтверждает: со всем можно справиться, все можно пережить, лишь бы Господь помощью Своей не оставлял. Что бы это ни было - предательство близкого друга, нищета, болезнь, смерть того, кто для нас бесконечно дорог,- ничто не сломит, не уничтожит человека, если с ним Господь. А грех... Он не просто ранит, отравляет, уродует душу. Он разлучает нас с Богом, отлучает от единственной истинной Жизни.

Чтение Великого покаянного канона. Новоспасский монастырь. Фото: Патриархия.Ru
Чтение Великого покаянного канона. Новоспасский монастырь. Фото: Патриархия.Ru
Страшен грех. И все же... Все же есть нечто, что гораздо страшней, чем быть грешным, плохим со всех точек зрения человеком. Не считать себя таковым, быть искренне убежденным в своей всецелой или хотя бы «частичной» праведности - это самое страшное.

Умирает, гибнет душа грешного человека. Но Господь для того и пришел на землю, чтобы спасти грешников (см.: 1 Тим. 1, 15). И спасает, когда они каются в своих грехах, оплакивают их, просят с сокрушением сердечным, чтобы Он вывел их из бездны и мрака падения в Свой чудный, прекрасный свет.

А вот праведников Господь спасать не приходил. Почему? Потому что нет на самом деле, никогда не было и не будет на земле ни одного праведника в собственном смысле, кроме Одного - Того, Кто, будучи Богом, не усомнился стать Человеком. «Праведники» - это на самом деле те же грешники, только своей греховности не признающие и потому в Спасителе не нуждающиеся. Ибо зачем Спаситель, если ты не погибаешь?..

Впрочем, не обязательно почитать себя праведным для того, чтобы остаться вне пути спасения. Для этого достаточно просто... не считать себя грешным, только и всего. Что, кроме покаяния, может возвести от земли к небесам? Что, помимо него, может сотворить такое чудо: «сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся» (Лк.15:24)? Нет покаяния, нет и спасения. С чего Евангелие начинается? «Покайтесь...» (Мф.3:2). Если это слово не услышано, то все остальное - не понято.

А легко ли на самом деле видеть свою греховность, признавать, что ты грешник? Нет. Не только потому, что это ко многому обязывает: к смирению, сугубому терпению, самоуничижению, например. Но и потому, что мы невнимательны к себе, глубоко не «копаем» и никак не возьмем в толк: что уж в нас такого плохого?

Когда есть грехи по-настоящему тяжелые - те, что именуются смертными, - разглядеть их легче. И сердцем тогда совершенно естественно сокрушаться. Правда, это сокрушение, как правило, удается сохранять недолго. А если грехи всего-навсего «повседневные», «обычные», «простительные»? Как тогда попасть в число тех грешников, для спасения которых вочеловечился Господь, соединиться с ликом этих блаженных счастливцев?

Наверное, возможно это все же и без совершения особых злодеяний, каких-то исключительных беззаконий. Достаточно понять и удерживать в памяти только один, но всем нам присущий грех: несоответствия той высочайшей цели, тому поразительному назначению, которое определил для нас Господь.

«Бог сотворил нас для Себя»,- свидетельствует блаженный Августин. Не потому, что испытывает в нас нужду, не потому, что мы Ему необходимы: Он Самодостаточен, Совершен, нет ничего, что в нашем понимании было бы Ему «нужно». Суть в другом: назначение человека быть с Богом, жить в Его любви, чувствовать, воспринимать ее сердцем и на нее сердцем же откликаться. К мыслимой, предельно возможной для тварного существа полноте совершенства нас призывает и хочет возвести наш Создатель. А мы хотим ли этого так же, как Он? Или всю жизнь уклоняемся, уворачиваемся от Его заботливых, ласковых рук, ищем чего-то, кого-то, но не Его единого? Скорее - так.

Это и есть главный грех, всеобщий, объемлющий собой все прочие, их обуславливающий. Он - главный повод и основание для того, чтобы мы все же смогли счесть себя действительно грешными, действительно нуждающимися в том, чтобы Господь нас спас - вопреки всему, в том числе и нашей воле, так часто Ему противящейся.

Мне кажется, к сознанию этого греха и сердечному его чувствованию и должен подвести нас пост. Об этом мы молимся, когда просим словами преподобного Ефрема, чтобы Господь даровал нам зреть наши грехи и, конечно же, тот источник, из которого они рождаются.

И еще кажется, что Господь эту молитву только тогда исполняет, когда мы хорошо понимаем, чего в ней вымаливаем. Видеть свои грехи больно и неприятно. Видеть же главный грех, убеждаясь в том, что неправильно не что-то отдельное в жизни, а жизнь в целом, как таковая, мучительно нестерпимо. Хотим мы этого мучения? Если нет, то и не сподобимся. А если да, то Господь нам его обязательно дарует. И оно-то, войдя в сердце, завладев душой, заставит меняться - день за днем, шаг за шагом, не давая покоя и роздыха.

Таково это мучение, желанность и ценность которого приоткрывает ревностной христианской душе пост. Мучение, избавляющее от мучения вечного.

Игумен Нектарий (Морозов)

http://www.pravoslavie.ru/put/60298.htm
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Иеромонах Нектарий (Морозов)
Все статьи Иеромонах Нектарий (Морозов)
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06