Наверное, только Крестный ход с Владимирской иконой Божьей Матери сможет оградить от беды. Других заступников не осталось. Фото: Елена Севрюкова
В день памяти Державной иконы Божией Матери, который отмечался 15 марта, в храме Воскресения Христова в Шереметьево состоялись молебен и крестный ход. Крестный ход после молебна без помех выходит из храма Воскресения Христова, обходит территорию "Шереметьево-Карго" и завершается молитвой. Верующие просили Бога защитить ОАО "Шереметьево-Карго" от попыток захватить предприятие, с которым связали свою жизнь почти две тысячи работников...
На дворе весна 2013-го, а не бандитские девяностые. Современные рейдеры без особой необходимости не палят в белый свет как в копеечку. И хотя их методы кажутся менее жесткими, они не становятся менее страшными. Ибо их обращения в судебные инстанции сменяются организованными поджогами. И лишь чудом не сопровождаются человеческими жертвами.
"И вот земля свободна от всяких зол и бед ..."
Причин просить защиты Господней у работников "Шереметьево-Карго" было более чем достаточно. Корни истории о попытках захвата одного из самых преуспевающих предприятий авиабизнеса уходят глубоко в советские времена.
Перед московской Олимпиадой-80 столица получила крупный международный аэропорт, предназначенный для обслуживания туристов, многочисленных гостей Олимпиады и болельщиков. Грузового терминала в Международном аэропорту Шереметьево (МАШ) тогда еще не было. Он появился лишь через пять лет после того, как грустный олимпийский Мишка улетел из переполненных Лужников. Терминал вошел в состав Центрального управления международных воздушных сообщений (ЦУМВС).
В 1991 году на его базе было создано арендное предприятие Автоматизированный грузовой комплекс (АП АГК). От имени государства теперь выступало не ЦУМВС, а Госимущество. Сам комплекс особого интереса ни для кого не представлял: он устарел и морально, и физически. Чтобы вывести его на уровень лучших грузовых авиапредприятий, требовались колоссальные вложения.
После его приватизации, в 1993 году, было создано ОАО "Шерметьево-Карго" ("карго" в переводе с английского - груз). С наступлением "смутных времен" грузовой терминал вообще превратился в "черную дыру" криминала, где бесследно исчезали грузы и хозяйничали бритоголовые братки в кожаных куртках.
Однако в отличие от многих образовавшихся в "смутные времена" предприятий руководители грузового терминала не стремились к баснословным прибылям. По решению общего собрания акционеров, которыми были и остаются работники предприятия, деньги, которые могли идти на выплату дивидендов, шли на развитие производства.
Сегодня "Шереметьево-Карго" - один из крупнейших в России грузовых авиакомплексов. Благодаря внедрению на всех этапах производственного процесса современных технологий за последние 8 лет на предприятии не было ни одного случая хищения или порчи грузов и почты. Целый ряд информационных разработок, обеспечивающих безопасность, скорость и эффективность обслуживания авиакомпаний, занимающихся грузоперевозками, а также повышающих качество сервиса для клиентов, стали неотъемлемой частью производственного процесса неуклонно развивающегося предприятия.
Большая часть грузов, связанных с сочинской Олимпиадой 2014 года, поступает в нашу страну через грузовой терминал предприятия, который обслуживает 21 иностранную компанию и 4 российских. Каждые сутки через "Шереметьево-Карго" осуществляется почти 500 грузовых авиарейсов. Годовой грузооборот достигает 275 тысяч тонн грузов, 200 тысяч тонн из них приходится на международные рейсы. В 2009 году ОАО "Шереметьево-Карго" стало первой компанией в России, получившей лицензию Ростехнадзора на право обращения с ядерными материалами при их транспортировке. Компания имеет около 40 оформленных лицензий, сертификатов и разрешений, является агентом IATA, членом FIATO, АРЭ, АСМАП, имеет сертификат ISAGO. На сегодняшний день эксперты оценивают стоимость комплекса в 36 миллиардов рублей.
С 1991 года компания перечислила в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды 6 миллиардов 440 миллионов рублей. Получив за это время 1 миллиард 290 миллионов рублей чистой прибыли, "Шереметьево-Карго" потратило на благотворительность и социальные выплаты 424 с половиной миллиона рублей, или треть своих доходов.
Старший инспектор по авиационной безопасности министерства транспортной авиации США Терренс Хайнз заявил, что "Шереметьево-Карго" - "лучшая отправляющая грузы компания из инспектированных мной".
Лестную оценку деятельности предприятия дал Берт Янсен, оперативный директор по Европе компании KLM-CARGO: "Отмечаем хорошее качество наземной обработки груза и высокий уровень взаимодействия с сотрудниками KLM. Выдающийся уровень безопасности!"
А его коллега Эрик Кельдерманн, специалист по бизнес-системам той же компании заявил: "Я восхищен информационной системой для наземной обработки и уровнем безопасности".
Спор длиной в 13 лет
Одним из основных направлений благотворительной деятельности предприятия стало строительство, восстановление и реставрация православных святынь, среди которых храм в честь Нерукотворного Образа Спасителя в селе Павельцево, храм Архистратига Михаила в Лобне, храм Новомучеников и Исповедников Российских в Железнодорожном и многие другие. На деньги компании по соседству с ее главным офисом был возведен храм Воскресения Христова, церковные службы в котором начались в 2002 году.
"Пройдут годы, пронесутся столетия, забудутся не только имена наши, но самые могилы наши, исчезнет всякая память о нас в потоке веков и поколений, но если во дни земной жизни нашей мы подали руку свою посильному благодеянию храмам Божьим, то никогда не забудет о сем Святая Церковь", - написала в своем благодарственном письме настоятельница Спасо-Влахернского женского монастыря монахиня Параскева.
В зоне особого внимания ОАО "Шереметьево-Карго" - дети, инвалиды, пенсионеры, ветераны войны и труда, воины - участники локальных войн.
Не случайно, что руководитель благотворительного фонда "Программа помощи России" во имя великой княгини Ольги Александровны, который уже десять лет успешно осуществляет различные гуманитарные проекты в России, Ольга Куликовская-Романова дала высочайшую оценку деятельности компании: "От имени благотворительного фонда, который я имею честь возглавлять, я хотела бы поблагодарить руководство и сотрудников "Шереметьево-Карго" за их труд, постоянную и бескорыстную помощь подопечным нашего фонда, за добрые дела, которыми компания занимается на протяжении всех лет своего существования, и за самоотверженную борьбу, которую они сейчас ведут".
"Ты раздражала силы зла и, видно, так их доняла..."
Слова про самоотверженную борьбу Ольга Куликовская-Романова произнесла не случайно. По мере того, как "Шереметьево-Карго" вставало на ноги и развивалось, интерес к нему возрастал. Причем не только у тех, кто становился его партнерами. Многим захотелось заполучить превратившееся в лакомый кусочек предприятие. Сначала его попытались отнять относительно цивилизованными способами, а когда судебные тяжбы приняли затяжной характер, а доходы "Шереметьево-Карго" резко пошли вверх, захватчики не стали брезговать и криминальным методами. В полном соответствии со словами почитаемого в советские времена, а ныне основательно позабытого основателя марксизма: "Обеспечьте капиталу 10 процентов прибыли, и он согласен на всякое применение, при 20 процентах он становится оживленным, при 50 процентах положительно готов сломать себе голову, при 100 процентах он попирает все человеческие законы, при 300 процентах нет такого преступления, на которое он не рискнул бы, хотя бы под страхом виселицы".
Первые судебные иски к "Шереметьево-Карго" были инициированы еще в 1994 году. Но сразу же лопнули словно мыльные пузыри. С годами их становилось все больше. Тем более что и зацепка нашлась - разгорелся спор о собственности на землю, на которой было построено предприятие.
Суть его в том, что когда-то права на нее принадлежали советскому государству, а теперь о своих притязаниях на нее заявляют сразу два субъекта Федерации - Москва и Московская область. Судам бы вовек не разобраться в хитросплетениях земельных отношений, если бы в их работу периодически не вмешивались высокопоставленные чиновники. Поэтому то суды принимают решение о сносе тех или иных принадлежащих "Шереметьево-Карго" зданий, то отменяют их. В точном соответствии с народной трактовкой нашей судебной системы: "Закон - что дышло, куда повернул, туда и вышло".
"Это спор, в котором 13 лет никто не смог разобраться, - сообщал СМИ гендиректор ОАО "МАШ" Михаил Василенко. - Нам повезло, что процесс сдвинулся с мертвой точки после вмешательства властей Московской области и благодаря их принципиальной позиции".
В 2005 году Арбитражный суд Московской области признает договор аренды недействительным. В январе 2006 года Федеральный арбитражный суд Московского округа отменил решение первой инстанции. А в мае того же года ВАС РФ оставил решение первой инстанции без изменения. В 2008-м Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом вдруг направляет в суд сразу три исковых заявления о признании незаконными и сносе более десятка зданий и сооружений общей площадью примерно 50 тысяч квадратных метров. В том числе тех, что были построены в ...1985 году! И в 2009-м суд выносит решение об их сносе, признавая строительство некоторых из них законным.
А у нас еще поют: "Ты веками непонятна чужеземным мудрецам!" Такое невозможно понять не только иностранцу, но и россиянину, даже имеющему отечественный диплом юриста.
Но мы все-таки попытаемся это сделать. Интерес ОАО "МАШ" к имуществу соседа понятен. По сообщениям СМИ, за первый квартал 2008 года рост грузооборота составил в ОАО "МАШ" 0,5 процента, в ОАО "Аэрофлот" - 13 процентов, в ОАО "Шереметьево-Карго" - 24 процента. У возглавляемого Михаилом Василенко предприятия просто нет такого современного грузового терминала, каким располагает "Шереметьево-Карго". А раз у компании нет таких возможностей, как у преуспевающего соседа, и отнять у него имущество не получается, то - не доставайся же ты никому - все снесем!
Но государству-то зачем обрубать крылья высоко взлетевшему "Шереметьево-Карго"? Оказывается, на самом верху давно вынашиваются планы развития Московского авиаузла, суть которых сводится к объединению аэропортов Шереметьево и Внуково. Госактивы предстоит консолидировать (по данным СМИ, государству принадлежит 83,04 процента акций ОАО "МАШ" и 25 процентов + 1 акция "Международного аэропорта Внуково), а затем, к 2016 году, - продать. Возможно, даже зарубежным инвесторам, для которых объединенная компания может представлять стратегический интерес, ибо она обеспечивает транспортную безопасность России.
Решение об объединении аэропортов было обнародовано в марте 2011 года. Знало бы высшее руководство, с каким рвением кое-кто возьмется за решение поставленной им задачи! Очень непростой, между прочим: объединить законными методами активы московского авиатранспортного узла непросто - воздушное сообщение обеспечивает слишком много частных (неподконтрольных государству) компаний.
Кто заступится за правду?
С 2013 года события, связанные с "Шереметьево-Карго", начали разворачиваться в ускоренном темпе. У генерального директора ОАО "МАШ" появилось несколько заместителей: замом гендиректора по правовым и организационным вопросам был назначен Александр Ильин, замом по инвестициям и коммерческой деятельности - Сергей Ярышев, заместителем по экономике и финансам - Александр Олейник.
Возможно, это совпадение, но с их назначением в ОАО "МАШ" почему-то пышным цветом расцвел настоящий криминал. Горят автомобили и квартиры сотрудников "Шереметьево-Карго". И можно считать чудом то, что пока не дошло до человеческих жертв: поджоги совершаются по ночам, когда в квартирах спят старики и дети.
Руководители компании пишут письма во все возможные инстанции: в Генеральную прокуратуру, Следственный комитет РФ, минтранс, Федеральную службу безопасности Российской Федерации. Но машины и квартиры продолжают гореть по ночам.
В один прекрасный день ОМОН в масках под надуманным предлогом даже ворвался в офис "Шереметьево-Карго", изъял документы и парализовал его работу. Ничего противозаконного, естественно, найдено не было.
Работникам предприятия остается лишь уповать на Господа Бога да собственную твердость. Не случайно уже упомянутая Ольга Куликовская-Романова как-то с горечью обмолвилась: "Надеюсь, что недавний крестный ход по вашей земле с Владимирской иконой Божией Матери оградит от беды. Похоже, других заступников у вас в России не осталось".
http://www.rg.ru/2013/03/22/reyder.html