Как вместе жить?
Последние
заявления актуализируют давнюю проблему взаимоотношений между
христианской Церковью и левыми силами в широком смысле слова.
Неслучайно, думаю, оно совпало с началом деятельности нового
общественного движения «Русский лад», призванного, по мысли коммунистов,
объединить всех русских патриотов, независимо от их мировоззренческих и
политических позиций. Включая даже и патриотов-либералов. Другой
вопрос, насколько это возможно и продуктивно.
Тем более что
вопрос этот распадается на три неравные части. Одно дело -
взаимоотношение христианской веры и коммунистической доктрины Маркса.
Второй вопрос - отношение современных русских христиан (да и
коммунистов) к практике этой доктрины, которая имела место в России с
1917 по 1991 год. Наконец, третий, самый важный вопрос - как нам вместе
жить дальше?
На Руси как на Руси
Сначала
о первом. В своё время Владимир Соловьёв шутил, что социализм очень
похож на христианство, только христианство требует отдать своё, а
социализм требует взять чужое. Шутка, конечно, но с долей правды. Нельзя
достигнуть правды насильно, нельзя без веры войти в рай. Духовное,
экономическое и политическое самоутверждение («самостоянье», по слову
Пушкина) человека - такое же его божественное право, как и право раздать
своё богатство нищим. Однако такой поступок может быть личным,
невынужденным, иначе он не имеет смысла. Надеясь исправить мир
посредством планового перераспределения активности человека,
коммунисты-материалисты отвергли христианское учение о его первородной и
личной греховности, неизбежной (хотя и в разных проявлениях) при любом
социальном строе.
Другое дело, что коммунизм в России впитал в
себя духовную энергетику русской правды. Хотели этого коммунисты или
нет, эта правда - то есть православие, самодержавие, народность -
постепенно русифицировала марксизм-ленинизм до такой степени, что
сотворила из него фактически новое учение. Прав Н. Бердяев: «Третий Рим
стал Третьим Интернационалом». «Левая» решительность превратилась в
собственную «правую» противоположность.
Стержень русской судьбы
ХХ века воплотился в фигуре Сталина. Бывший революционный боевик
Джугашвили-Сталин построил (вопреки ленинско-троцкистскому фетишу
мировой революции - вот где промысåл Божий!) могучую «красную империю» и
тем самым вытянул Россию из болота, в которую её загнали в феврале 1917
года взбунтовавшиеся западники-либералы.
При осмыслении
советской истории следует решительно отвергнуть как тупой сталинизм в
стиле «культа личности», так и патологический антисталинизм в кругозоре
кухонного диссидентства. В известном смысле Сталин был убийцей русского
народа и его спасителем одновременно. Так или иначе в России не нашлось
других исторических сил, которые осуществили бы воссоздание страны после
революционного разгрома другими, более гуманными - я уже не говорю,
христианскими - средствами.
Дело не в оправдании жестокости, а в
ясном понимании того, что своим сегодняшним существованием мы, живущие в
ХХI веке, обязаны тем самым «советским людям», которые в 1936 году
голосовали за социалистическую конституцию, а в 1945 ценой своей жизни
спасали буржуазную Европу от «окончательного решения» еврейского,
цыганского, славянского и других расовых вопросов.
Начавшись как
террористическая «Совдепия», Советский Союз унаследовал народную
энергетику тысячелетней православной традиции и одержал в середине ХХ
века победу над самой страшной антинациональной и антиправославной
силой, когда-либо надвигавшейся на Русь в истории.
Что же дальше?
Дальше,
конечно, православным русским христианам и русским
коммунистам/социалистам придётся договариваться и заключать в той или
иной форме политический союз - иначе мы Россию потеряем.
Положение
коммунистов в олигархической России весьма противоречиво. Конечно,
нынешняя КПРФ значительно расширила свой мировоззренческий горизонт,
включив в него немыслимые прежде национальные и даже религиозные
положения. Однако наличие наследственных идеологических «родимых пятен»,
начиная с трактовки человека как «совокупности общественных отношений»
(базис и надстройка) и кончая критикой традиционной монархической России
как «оплота реакции», делает позицию современных русских коммунистов
как бы промежуточной между космополитическими построениями либералов
(правых западников) и взглядами тех мыслителей-патриотов, для которых
Россия продолжает оставаться уникальной православной цивилизацией в
глобализирующемся мире.
С другой стороны, в своей тактике и
практической политике деятельность современных коммунистов - прежде
всего в лице патриотического крыла КПРФ - заслуживает уважения и
поддержки. Теоретики современной компартии резонно указывают, что
новейшее технологическое оснащение цивилизации ХХI века отнюдь не
отменяет основных законов капиталистической эксплуатации.
В
завершение скажу следующее. В той мере, в какой социализм/коммунизм
остаётся модернизированным вариантом «последней правды буржуазности», то
есть учением о производстве и распределении материальных благ как
смысле земного человеческого бытия, он может и должен быть подвергнут
философской, культурологической и прежде всего религиозной критике.
Однако
поскольку он рассматривает сам принцип капиталистической организации
жизни - производство финансовой прибыли как автономный процесс - в
качестве античеловеческого и аморального, русский национальный коммунизм
оказывается объективным союзником православно-патриотических сил,
стремящихся вывести Россию из тупика, в который она попала в результате
необуржуазной революции конца ХХ века.
Любой капитализм вообще, а
компрадорский российский капитализм в особенности, имеет
антихристианский характер. Продающий свою рабочую силу на рынке человек
остаётся фактическим рабом капитала, даже если он имеет свой дом, машину
и носит те же джинсы, что и его номинальный хозяин.
Сытый и
самодовольный раб есть холоп, хам. Массовое общество и массовая культура
«золотого миллиарда» и рассчитаны на управление подсознанием подобных
«демократических» рабов. Фундаментальное противоречие глобального
рыночного «человейника» ХХI века состоит в том, что здесь под влиянием
виртуализации ключевых ценностей бытия образ Божий в человеке
распадается быстрее и внешне незаметнее, чем в условиях предшествующих
анатагонистических эпох.
Поэтому православным христианам и
русским коммунистам необходимо поддерживать друг друга в их
патриотической деятельности на фоне антихристианской и антирусской атаки
по всему миру. Стремясь в то же время по возможности сблизить и свои
мировоззренческие убеждения. Да, сделать это непросто. Но Россия у нас
одна.
доктор философских наук,
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
http://www.lgz.ru/article/21142/