Духовное единение ученика и учителя

Сокровенной сердцевиной подлинного образования является духовное единение ученика и учителя в их стремлении обретать Истину и жить ее высокими идеалами. В российской культуре Истина воплощена в личности Иисуса Христа, в одной ипостаси Всесвятой Троицы, являющейся первопричиной всего бытия. Познание Творца в опытном богообщении и Его творений в законах природы, гармонии Вселенной, в постижении предназначения человека, - сакраментальная сущность отечественной школы с момента ее становления на Руси. Именно это привело к тем выдающимся результатам, которые наблюдались в системе образования дореволюционной России и отчасти, (системностью, фундаментальностью и последовательностью), были унаследованы советской школой, что позволило ей быть одной из лучших интеллектуальных школ в мире. Но простое сохранение прежнего уровня невозможно - слишком велики уже произошедшие общественные потрясения и постоянное ускорение темпа жизни. Кроме того, советская школа имела искажения целевых установок воспитания, а постсоветская явила еще большее уродство - безыдейную, отказавшуюся от самого воспитания педагогику, что само по себе является абсурдом педагогической теории и образовательной практики.

Воспитание безусловно осуществляется во взаимоотношениях учителя и ученика в процессе учебной деятельности. Но оно может носить характер антагонизма, а может явить духовное единение учителя и ученика. В первом случае результатом образования может быть воспитания нигилизма, цинизма и агрессивности в душах подрастающих поколениях школьников. Во втором случае есть реальная возможность воспитать добросовестного гражданина, патриота добродетельного семьянина, словом - одухотворенную личность.

Главным основанием духовного единения учителя и ученика является христоцентричность содержания всей учебной деятельности. Евангельская цитата: «Свет Христов просвещает всех», - точно указывает методологический фундамент неложного образования, прославившего русскую школу целой плеядой ученых-энциклопедистов и выдающихся общественных деятелей. Христоцентричность формирует не только разумную стройность мировоззренческих представлений ученика (креационную картину мира), но и воспитывает главное - всечеловеческое в человеке, что выражается в устремленности (интенциональности) к проявлению образа Божия, к обожению. Духовная доминанта является первейшим и важнейшим условием истинного учительства, где педагог сам является живым носителем отечественных нравственных и религиозных ценностей. Для России культурообразующими являются православные ценности и традиции, что исключает духовную эклектику и релятивизм, а национальная самобытность малых народов определяется как этническая особенность, но не повод к насаждению вульгарного интернационализма и агрессивного атеизма.

Христоцентричность взаимоотношений учителя и ученика выражается в двух аспектах.

1. Послушание Промыслу Божию в исполнении своего служения. Учительство как служение предполагает добросовестное отношение к своим профессиональным обязанностям, главнейшим из которых является воспитание разумности и целомудрия в личности ученика. Ученичество как служение предполагает доверие, послушание и уважение к учителю, а также точное выполнение учебных заданий. Служение иерархично, т.е. взаимоотношения четко соотнесены, нет места фамильярности и дерзости, заигрыванию и грубости, лести и попустительству.

2. Подражание Господу Иисусу Христу в кротости и смирении. Мужество в перенесении и преодолении трудности определяется кротостью личности учителя и ученика. Образовательная и педагогическая практика очень сложна и непредсказуема. Необходима огромная выдержка в проживании сложностей и превратностей земной жизни, которую возможно обрести как учителю, так и ученику лишь в добродетели кротости. Смирение же дает возможность к нелицеприятному и нелицемерному характеру отношений учителя и ученика. Принятие других людей как образ Божий есть результат отсутствия эгоцентричности в мировосприятии. Безусловно, что характер отношений учителя и ученика обуславливается двумя факторами: личностью учителя и стилем семейного воспитания ученика. Но тон этим отношения в школе задается учителем.

Христоцентричность в учительстве определяется еще и тем, что главной целью своего педагогического делания учитель считает приведение ученика ко Христу, в лоно Православной Церкви. Причем «привести ко Христу» не означает физическое посещение ребенком Церкви, храма. Привести ко Христу означает подарить ученику радость познания, упование и созерцание Божественной Истины. Когда учитель достигает этой цели, тогда ученик жаждет Разумности, Красоты и Любви. Тогда он отвращается от гнусности и пошлости, от лжи и насилия, ему становится противен дух наживы и цинизма. Христоцентричность учительства - это пламенный призыв к служению высоким идеалам, к поиску и обретению смысла собственной жизни, к постижению красоты предназначения человека как творца и созидателя.

Другим основанием духовного единения учителя и ученика является способность учителя быть, а не казаться христианином. Исповедание христианской Истины личным примером заключается в том, что укрепившись во Христе, учитель может принять и понять мир души своего ученика. Не разговоры о добродетелях, а явление этих добродетелей в своем поведении. Не декларирование на занятиях как должно поступать, а исповедование христианской этики во всех аспектах собственной жизни, не демонстрация учительской «правильности», а деятельностное отсечение греховных влечений, не упрек и насмешка над ошибками учеников, а сокрушение, помощь и поддержка в минуты огорчения и неудач.

Еще одним основанием духовного единения учителя и ученика является дух любви и заботы, который формирует такую среду воспитания, когда ученик невольно пропитывается духом христианской Истины. Доброжелательность учителя в общении заключается в передаче ученику начал сверхнормативной евангельской этики, исполненной благодатного содержания и любви, когда милосердие превышает справедливость, прощение преодолевает гнев, щедрость не знает корысти и лихоимства, радость не отравляется завистью и злом. В духовном наставничестве нет места цинизму, насмешки и ехидству. Общение в Духе Святом направляет учителя к строгой взыскательности, но без жестокости, требовательности, но без насилия. Жажда утвердить самобытность своего ученика, раскрытие его таланты, вложенные Богом, укрепление воли подопечного в соблюдении нравственных норм - главная характеристика духовного наставничества и одухотворенного учительства. Русские старцы Макарий (Иванов, 1788-1860), Серафим Саровский, Федор (Ушаков), Варсонофий (Плеханков), Анатолий (Зерцалов), Анатолий (Потапов), последние оптинские старцы Нектарий и Никон, о. Алексей Мечев (1859-1923) и многие другие, обладали выдающимся даром духовного общения - того глубинного личного общения с любым человекам, которое проникая во внутренний мир, сразу и точно выявляет его проблемы, больные места, озаряет их светом христианской истины и любви и поднимает, возводит акт общения к общению в Духе Святом. В этом акте, благодаря духовному наставлению, у человека возникают стимулы и возможности перемены себя, духовного осмысления и осиливания своей ситуации и обстоятельств. Именно этим даром русские старцы служили людям.

И тогда все конкретные предметно-дисциплинарные сведения из естественно-научных и гуманитарных курсов становятся значимыми как для постижения законов мироздания, так и для самоопределения в духовно-нравственном и профессионально-деятельностном аспектах. В этом случае не приходится сетовать о потере мотивации к обучению учащихся, характерной для современного школьника и обнаруживается уже в начальной школе. Все в истинном учительстве направлено к единому духовному руслу, к единой цели - служению Истине, исполнению собственного предназначения посредством своих дарований, освещению души христианскими добродетелями.

Важно сохранить отечественные, русские, российские традиции воспитания и образования. Они касаются, прежде всего, взаимоотношений учителя и ученика. Распредмечивание системы воспитания в образовании, навязывание школы как института «мозаичной культуры», как цеха по формированию «человека массы», «потребителя рыночной продукции», получающего вместо знаний компетенции, - губительно для нашего общества и культуры. Недопустима американизация не только в плане отказа от фундаментальности научного образовании, от формирования мировоззрения как основополагающего принципа образования, но и в отношении разрушения духовного единства учителя и ученика, превращения их взаимодействия в учебном процессе в оказание рыночных предметных услуг, где учитель выступает продавцом знаний, а ученик - покупателем.

Насаждение в российскую школу толерантности как этической и религиозной нейтральности разрушает основу учительства. Учитель должен быть водителем (педагогом) по сложному пути духовного восхождения. Ему вменяется в обязанность помочь подопечным не заблудиться в опасностях нигилизма и сектантства, надлежит вдохновить ученика на высокое служение своему Отечеству, защищая прежде всего его духовные идеалы.

http://www.portal-slovo.ru/pedagogy/46538.php
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Надежда Храмова:
Все статьи автора
Последние комментарии
Пушкину лишить депутатского статуса и арестовать
Новый комментарий от Владимир Петрович
28.11.2019
Модернистские потуги или обыкновенное невежество?
Новый комментарий от Владимир Петрович
05.12.2019
Кто укажет Родниной её место?
Новый комментарий от Владимир Петрович
05.12.2019
«Святейший достойно совершил свое Патриаршее служение»
Новый комментарий от наталья чистякова
05.12.2019
Заработала авторизация и форум
Новый комментарий от Олег В.
04.12.2019
«Страшный червь ползёт по России»
Новый комментарий от Разработчик РНЛ
02.12.2019
Очень запутанная история
Новый комментарий от Студент
04.12.2019