Державная

2(15) марта 1917 года в Коломенском была обретена необычная икона

Новости Москвы 
0
229
Время на чтение 9 минут

Есть тайна отмеренных сроков. Почти день в день, с огромным пространством между событиями в 304 года, родилась и погибла Россия государей Романовых. Сакральная сущность символов царской власти, дарованная в 1613 году, в 1917-м исчезла. Но тут же они, эти символы, были увидены на странной иконе...

2 марта (15-го по новому стилю), в день так называемого отречения царя от престола, чудесным образом была обретена икона Божией Матери, именуемая «Державная». Икона, хранившаяся - как показали дальнейшие исследования - со времён нашествия Наполеона в приходской церкви в подмосковном Коломенском и там в подвале всеми забытая, была узнана простой женщиной, как виденная во сне.

Весть об обретении дивной иконы быстро распространилась по всей России.

Профессор Иван Михайлович Андреев (1894-1976), известный филолог и богослов, прошедший Соловки, вспоминал в эмиграции: «Вскоре после трагического отречения Государя Императора Николая Александровича от Престола, которое произошло 2-го марта 1917 г., всю Россию облетело известие, что именно в этот день в селе Коломенском под Москвой (в 6 верстах от Даниловской заставы) произошло чудесное явление новой иконы Божией Матери, названной "Державной", т.к. Царица Небесная была изображена на этой иконе как Царица земная.

Пораженный этим известием, в начале лета 1917 года я решил отправиться в Москву и попытаться пробраться в село Коломенское, чтобы поклониться новоявленной иконе и лично узнать обстоятельства ее явления.

Господь помог мне осуществить мое намерение, хотя подобные паломничества в то время были чрезвычайно затруднительны...»

Профессор И.М. Андреев приводит подробный рассказ об обретении иконы в Коломенской церкви и говорит о том, как люди отнеслись к этому чуду: «Икону стали возить по окрестным храмам, фабрикам и заводам, оставляя в Вознесенской церкви села Коломенского только на воскресные и праздничные дни. Мы с рабой Божией Марией пришли поклониться иконе именно в воскресенье...» Профессор Андреев приводит рассказ приходского священника о. Николая об обретении иконы, известный нам и по Донесению Св. Синоду митрополита Московского и Коломенского Тихона (святителя Тихона).

Далее Андреев пишет: «После своего рассказа о. Николай повел нас в церковь. При входе в храм я сразу же заметил направо около клироса большую (мне показалось даже огромную), узкую темную икону. Царица Небесная была изображена как Царица земная, восседающая на царском троне, в темно-красной царской порфире на зеленой подкладке, с короной на голове и скипетром и державой в руках. На коленях находился благословляющий Богомладенец. Необычайно для Богоматери был строг, суров и властен взгляд Ее скорбных очей, наполненных слезами». Андреев описывает свои чувства, которые, вероятно, разделялись в то время не самым большим числом людей в России: «В трепете и страхе, с мольбой о прощении, упал я ниц и после троекратного земного поклона приложился к иконе. Долго, молча, сосредоточенно, внимательно, с сердцем, захлебывающимся от горьких слез покаяния и сладких слез умиления и благодарности, смотрел я на дивную икону, овеянную духовным благоуханием святости и тонким физическим запахом розового масла. Мы с рабой Божией Марией словно окаменели: молча вышли из храма, молча, со слезами поблагодарили священника и молча пешком отправились в Москву...»

Москва на начало смуты ответила молитвой. Но...

Их было мало

В это время не на жизнь, а на смерть шла война с Германией.

2 марта 1917 года в утреннем выпуске официального советского органа «Извѣстія Петроградскаго Совѣта Рабочихъ и Солдатскихъ Депутатовъ» был опубликован Приказ № 1, убивающий армию и флот. Согласно Приказу воинские части подчинялись теперь не офицерам, а своим выборным комитетам и Совету...

Немцы ликовали, радовались краху Исторической России, салютовали революции. В их газетах появились презрительные карикатуры, изображающие разложение нашей армии.

На Балтике сразу же полилась кровь. С 3 по 15 марта 1917 года были убиты 76 офицеров и адмиралов. Убивали, порой зверски. Вспоминали: «Зверское избиение офицеров в Кронштадте сопровождалось тем, что людей обкладывали сеном и, облив керосином, сжигали; клали в гробы вместе с расстрелянными ранее людьми еще живого...» В Севастополе пока ещё было спокойно.

А что же армия? О генералах мы знаем - они предали. Лишь полковник Александр Павлович Кутепов, находившийся в отпуске в Петрограде, был единственным из старших офицеров, кто попытался организовать действенное сопротивление смуте.

А что же в войсках? В «Красном колесе» А.И. Солженицына, книге, которую «вовремя не прочитали», есть яркие фрагменты.

«В одних частях после отречения императорские портреты тихонько убрали сразу все. В других - остались висеть, и когда солдаты погорластее требовали, чтобы сняли, - начальники имели твёрдость отказаться: на то, как на всё, должен быть приказ. Но и им приходилось вскоре убрать: раздражали...»

«Собрали на митинг 125-й Курский полк. На середину выехал автомобиль, с него стали ораторствовать капитан, солдат, рабочий, гимназист - он задиристей всех: Кровавый Николай... И наследник был не от императора, а от Распутина... Царизм разорил Россию до основания и только теперь, при свободе, будем воскресать и жить как в раю.

Только вот хлеба стали выдавать не 2,5 фунта, а два».

«Генерал граф Келлер, командир 3-го конного корпуса, был неутомимый кавалерист, проходивший по 100 вёрст в сутки. Когда, щеголяя молодцеватой посадкой, он появлялся перед полками в своей волчьей папахе и чекмене Оренбургского казачьего войска, его кавалеристы готовы были за ним куда угодно, по взмаху руки.

Теперь близ Кишинёва он велел собрать сводный строй ото всех сотен и эскадронов. Объявил с коня громко:

- Я получил депешу об отречении Государя и о каком-то Временном правительстве. Я, ваш старый командир, деливший с вами и лишения, и бои, и победы, не верю, чтобы Государь император в такой момент мог добровольно бросить на гибель армию и Россию. Я послал телеграмму: «Третий конный корпус не верит, что Ты, Государь, добровольно отрёкся от престола. Прикажи, Государь, и мы приедем и защитим Тебя!»

- Ура-а-а! ура-а-а! - закричали драгуны, казаки, гусары. - Веди нас!

Но через несколько часов подтвердилось необратимое - и он сломал свою саблю перед строем».

«Когда в запасной полк, стоящий в Борисоглебске, достиг «приказ №1», командир маршевой роты, зауряд-прапорщик из фельдфебелей, георгиевский кавалер, пытался скрыть его. Но нашёлся другой офицер, прапорщик из студентов, который собрал ротное собрание и прочёл «приказ» вслух. После этого маршевая рота потребовала: сменить ротного до её отправки на фронт. И выбрала новым ротным - прапорщика-студента».

Но были и другие студенты.

В Киеве «первый «политический арестованный нового строя» - юноша-офицер, поляк. Командир их первого польского полка, формирующегося в Киеве, потребовал от офицеров письменного объяснения, как они относятся к перевороту. Этот прапорщик подал рапорт, что относится к перевороту отрицательно и стоит за Николая II. Командир полка арестовал его». В тюрьме новый комендант Киева, «всю жизнь ненавидевший этого царя, спросил:

- И вы, поляк, так любите Николая II?

- Да, я хочу видеть его на престоле.

- И будете стараться восстановить его?

- Непременно.

- Как же вы думаете это сделать?

- Если только узнаю, что где-нибудь зреет заговор в его пользу - немедленно примкну, - ответил без запинки.

- А если нигде не будет?

Юноша задумался:

- Составлю сам...»

Священная дружина

Со времён Ивана Осиповича Сусанина всегда находились люди, готовые как Келлер или как безвестный польский офицер, отдать за государя жизнь.

Марту 1917 года предшествовал трагический март 1881-го.

В высших аристократических кругах после убийства Александра II была создана организация «Священная дружина», призванная защитить молодого императора Александра III.

32-летний С.Ю. Витте, в будущем тот самый министр финансов, который укоренил ставленника Ротшильдов в банковской системе Российской империи, первоначально был монархистом. В своих мемуарах он пишет о том чувстве, которое подвело его к мысли о необходимости создания тайной монархической организации. Узнав о гибели императора, Витте засел за письмо, которое и отправил родственнику, имевшему высокие связи. «Мысль этого письма заключалась в следующем, - пишет Витте. - У меня в Киеве, в паровозной и вагонной мастерской имеется громадный паровой молот, и если положить на наковальню громадный кусок железа и ударить по нём этим молотом, то от этого удара железо обратится в лист... А вот с этими анархистами такой молот, как вся сила государства - справиться не может, хотя сила государства может быть сильнее, могущественнее, чем молот. Почему это происходит? А происходит это потому, что, если, например, под этот самый молот мы подложим микроскопическую песчинку железа, то можем бить этим молотом сколько угодно, а песчинке никакого вреда не нанесем. Так в данном случае и тут - вся государственная сила не может справиться с этими анархистами... На основании этих рассуждений я и делал в письме такое заключение, что с анархистами надо бороться их же оружием.

Следовательно, нужно составить такое сообщество из людей безусловно порядочных, которые всякий раз, когда со стороны анархистов делается какое-нибудь покушение или подготовление к покушению на Государя, - отвечали бы в отношении анархистов тем же самым...

Я писал, что это есть единственное средство борьбы с ними, и думал, что это отвадило бы многих от постоянной охоты на наших Государей...»

Витте, сочиняя мемуары по прошествии многих лет, несколько смущён, но и умилен своими охранительными идеями той поры, когда «чувство преобладало над разумом», что и название организации путает, именует её «Святой дружиной», и себе некритично приписывает главную роль в её создании.

Действительно, тайная организация была создана. Историк Александр Черёмин сообщает о её истоках: «На содержание "Священной Дружины" и её агентуры было выделено 3 млн рублей из личных средств Александра III. При этом принимались пожертвования от членов Дружины, а также отпускались деньги из бюджета министерства императорского двора и уделов. Каждый член общества получал жалованье и командировочные на разъезды. Деятельность дружинников не должна была сливаться с деятельностью государственной полиции, усилия которой признавались недостаточно эффективными...» Примечательно, что молодой Пётр Аркадьевич Столыпин (ему было 19 лет) состоял в Самарском отделении Дружины.

К сожалению, эта организация, дискредитированная международной революционной прессой, просуществовала всего лишь полтора года.

Письмо о «Святой дружине», несомненно, поспособствовало карьере Витте. В свой час он получит доступ к реальным рычагам управления русским государством...

На примере Витте можно увидеть, как свойственно человеку радикально меняться и не в лучшую сторону. Когда в 1906 году он был отставлен с поста Председателя Совета министров, Витте воспылал идеей организовать покушение на Николая II...

Но знаем мы примеры и обратных перемен.

О Божественной правде

Один из деятелей революционного движения Лев Александрович Тихомиров, член Исполкома «Народной воли», осуществившей убийство Александра II, преобразился в крупнейшего идеолога монархии.

Хрестоматиен его фундаментальный труд: «Монархическая государственность». Это оттуда:

«Демократия выражает доверие к силе количественной. Монархия выражает доверие по преимуществу к силе нравственной».

Его размышления о существе монархи изложены и в статье "Носитель идеала", написанной над гробом Александра III, в 1894 году. Носитель идеала - это Государь, монарх.

«Монархия - не диктатура, не простой "абсолютизм", - пишет Тихомиров. - Диктатура есть единоличное исполнение назревшей народной воли, абсолютизм есть её отрицание. Монархия в своем самодержавном идеале может иногда сделать то, что делает диктатура, может, если нужно, выступить и с отвержением народной воли. Но сама по себе она стоит выше, чем какая бы то ни было народная воля. Монархия есть идея подчинения интересов и желаний высшей Божественной правде».

В известном смысле Лев Тихомиров подобен Ивану Сусанину. Сусанин сохранил своей верностью юного царя для будущего России. Тихомиров сохранил и развил идею монархии и передал её в руки ХХI веку.

По пророчествам старцев России ещё будет дарован Царь. Сейчас, кажется, и предпосылок нет. Но истории свойственны удивительные повороты!

В 1967 году, когда советский народ простодушно отмечал 50-летие Великого Октября, русская душа работала и над осмыслением явления «Державной» иконы, над тем фактом, что символы власти все эти непростые годы хранимы Богородицей.

1967-й год был и 50-летием явления «Державной».

Анонимный автор оставил в 1967 году такую запись:

«Символ этой иконы ясен для духовных очей: через неисчислимые страдания, кровь и слезы, после покаяния, русский народ будет прощён и Царская власть, сохранённая Самой Царицей Небесной, будет России несомненно, возвращена. Иначе, зачем же Пресвятой Богородице сохранять эту власть?»

День 2/15 марта - особый в нашей истории.

В разных городах на Руси в память о явлении чудесной иконы «Державная» совершаются Крестные ходы.

http://www.stoletie.ru/vzglyad/derzhavnaja_272.htm

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Олег Семенович Слепынин
Жители города, но не люди
Два рассказа
20.01.2022
Тайна исповеди
Заявка на сценарий
24.11.2021
Все статьи Олег Семенович Слепынин
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от Кирилл Д.
14.11.2024 00:31
Русскому человеку нужно одуматься и покаяться
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
13.11.2024 21:42
Диверсия государственного уровня?
Новый комментарий от наталья чистякова
13.11.2024 21:27
Греция – Македония: спор из-за Александра Македонского не утихает
Новый комментарий от Павел Тихомиров
13.11.2024 21:20
Царь Иоанн Грозный не виновен в смерти святителя Филиппа
Новый комментарий от р.Б.Алексий
13.11.2024 21:15
Религиозная амбивалентность?
Новый комментарий от Апографъ
13.11.2024 20:34
«Стратегическая победа всех защитников традиционных ценностей»
Новый комментарий от Владимир Петрович
13.11.2024 19:22