Памятозлобие

Из наследия Оптинских старцев

0
388
Время на чтение 5 минут

Мучительная страсть

Памятозлобие (злопамятность) - мучительная страсть. Человек верующий знает, что Господь заповедал прощать обидящих и ненавидящих нас, и пытается простить. Но изгладить из сердца пережитую боль оказывается очень трудно. Мучают навязчивые помыслы об обидчиках и пережитой обиде, о том зле, которое нам причинили. Преследует желание отомстить, наказать, взять реванш. Это в нас говорит наш ветхий человек, который ослеплен жаждой мести и помнит только: «око за око, зуб за зуб».

 
Оптинские старцы учили бороться с памятозлобием.

Не смущаться, если чувствуешь в себе страсть злопамятности

Преподобный Лев учил не смущаться, если чувствуешь в себе страсть злопамятности, потому как победить страсти - дело совершенных, «художество из художеств и хитрость хитростей»:

«Вы упоминаете об устроении своем, которым, будучи оскорбляемы, смущаетесь, и доходите до малодушия. Вы хотите вдруг совершенства, не обучась и не претерпев вражиих нападений и не познав своей немощи и смирившись. Просто сказать: ты хочешь, быв еще младенцем, стать совершенным мужем; или: вступя на службу нижним чином, сделаться сейчас генералом; и начав учиться азбуке - вдруг читать все книги. Не многими ли трудами, подвигами и временем дошли до сего святые? Художество художеств и хитрость хитростей есть дело спасения, а не просто: как захотел, так и сделал».

Никто не может сотворить нам зла или оскорбления без воли Божией

Преподобный Макарий учил принимать обиду как попущение Божие к наказанию нашему или искусу нашей веры и помнить, что никто не может нанести нам обиды или причинить зла без воли Божией. Старец писал в письме к духовному чаду:

«Ежели мы веруем в Господа, то веруем и учению Его и Промыслу Его всеблагому, всепремудрому и вездесущему, а Он заповедал нам, чтобы любить не только любящих нас, а и самых врагов, и что никто не может нам сотворить никакого зла или оскорбления без воли Его; удостоверил, что Он имеет о всём промысл, что даже и птица не падет без воли Его (Мф. 10: 29), и влас главы нашея не погибнет (Лк. 21: 18) - аще Он не попустит; и ежели кто нас оскорбляет, то явно, что попущением Его, к наказанию нашему или искусу нашей веры, - и заповедал любить оскорбляющих (Мф. 5: 44)».

Преподобный напоминал, что наши обидчики суть оружие Божие, через них действует в нашей жизни Божий Промысл:

«Люди же, нас оскорбляющие, не сами собою делают, а попущением Божиим, и потому они суть орудие Божие».

Злопамятный и ропотливый увеличивает свои скорби

Преподобный Макарий объяснял, что по духовному закону злопамятный и ропотливый человек увеличивает свои скорби:

«Ты ропщешь, но тем самым увеличиваешь свои скорби; а когда ты подклонишь смиренно выю свою под руку Божию и будешь себя винить, кроме всех других вин, за нетерпение и ропот, то получишь облегчение и утешение в скорбях твоих».

Как бороться со страстью злопамятности

Преподобный Лев советовал для сопротивления страсти смиряться, не надеясь на свои дела, свои силы и свой разум, а уповая на милость Божию:

«Святые отцы, деятельно прошедшие путь сей и стяжавшие богатство благости чрез делание заповедей Христовых, оставили нам пример в учениях своих, чтобы чрез оное познавали в себе страсти, сопротивлялись им, а в уклонении к ним навершали смирением, самоукорением и покаянием; отнюдь не надеялись на свои дела или на свои силы и на свой разум - и только помалу очищались бы от страстей и приближались к Богу. Вспомните, что Господь ублажает тесный и прискорбный путь, а не пространный, бесскорбный... Прошу Вас не отчаиваться, но Господу во всех случаях предаваться, ибо отчаяние доказывает явную гордость, от коей силен Господь Вас сохранить».

Преподобный Макарий, отвечая на письмо чада, которая жаловалась, что ее хотят несправедливо очернить, советовал для избавления от скорби и обиды винить во всём себя:

«Что ты пишешь о действиях против тебя сестер, желающих тебя очернить, - пусть будет правда: они делают неправду; а между тем неправда их соделывает в нас Божию правду... Кратко скажу: когда виним себя, то скорби избавляемся; а если виним других, то умножаются и продолжаются».

 
Старец Макарий также учил при появлении чувства обиды внутренне зазреть и укорить себя за проявление страсти:

«Не показать смущения, что ты не оскорбилась, невозможно, надобно соблюдать: "смятохся и не глаголах" (Пс. 76: 5), а внутренне зазреть и укорить себя за подвижение страсти. При таком делании мало-помалу получишь исцеление от страстей и дойдешь до того: "уготовихся и не смутихся" (Пс. 118: 60)».

Преподобный призывал строго наблюдать за своим устроением и помнить, что только самоукорение и смирение «есть победа на все страсти»:

«Помни, что самоукорение и смирение на все страсти есть победа, и враг ничтоже успеет».

Преподобный Варсонофий советовал искать силы для борьбы со страстью злопамятности и обидчивости в молитве:

«Милость мы окажем, пожалуй даже справимся со своей раздражительностью, но снести поношения да еще добром заплатить за него - это уже вовсе невозможно нам. Это преграда, которая отделяет нас от Бога и которую мы и перешагнуть не стараемся, а перешагнуть надо. Где искать силы для этого? В молитве».

Не обольщаться временным отсутствием брани

Преподобный Макарий наставлял не обольщаться, если кажется, что страсть затихла, потому что это чаще бывает от временного отсутствия брани, а не от того, что человек достиг бесстрастия:

«Вы обе теперь находитесь вне поприща и брани, то и спокойны, пока рать противного не сделала приступу. У вас направлена врагом брань не против кого другого, а друг против друга - то и надобно готовить оружие против врага: самоукорение, смирение и любовь. А какое в тебе является самооправдание и обольщение спокойною жизнью, не поведет ни к чему доброму. Итак, советую тебе держаться правил смиренномудрия, которое умерщвляет страсти, а не мнимого покоя, токмо усыпляющего оные».

«Отпустите мало, отпустится вам много»

Преподобный Иосиф о памятозлобии писал:

«Некоторые взяли на себя труды и подвиги, чтобы получить прощение; но человек, не помнящий зла, опередил его или их, ибо истинно слово: "Отпустите мало, отпустится вам много" (Лк. 6: 37; 1 Кор. 13: 1-8, 13)».

Преподобные отцы наши, старцы Оптинские, молите Бога о нас, грешных!Ольга Рожнёва


http://www.pravoslavie.ru/put/60080.htm
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Ольга Рожнева
Люди старой России
Рассказы протоиерея Стефана Павленко
15.09.2021
В чем ошибался Дарвин, как дрогнула цитадель атеизма в Беларуси...
И другие истории протоиерея Евгения Грушецкого
16.08.2021
Хранимый молитвами Оптинских старцев
Посвящается памяти Ивана Михайловича Концевича († 6 июля 1965 года)
08.07.2021
Все статьи Ольга Рожнева
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06