Перед этим крестьянке Бронницкого уезда, на земле которого находится наш храм, Евдокии Ивановне Андриановой, было два сновидения. Первое - 13 февраля. Таинственный голос говорил ей: «Есть в селе Коломенском большая черная икона, её нужно взять, сделать красной, и пусть молятся». 26 февраля Матерь Божия - Евдокия Ивановна поняла это сердцем - явилась ей вторично. За время между этими двумя явлениями, как вы знаете из истории, в Петрограде началась февральская революция. Матерь Божия тогда открыла, что люди, которые будут обращаться к Ней в предстоящие трудные времена, не будут вовсе избавляемы от скорбей, потому что эти скорби должны явиться, чтобы люди вспомнили о духовной стороне жизни как о главной ее стороне, но те, кто будут к Ней обращаться в это время, будут спасаемы.
И вот Евдокия Ивановна в этот самый день пришла в замечательный, исторически очень важный для нас храм Вознесения Господня в Коломенском, построенный в честь рождения первого Царя всея Руси Ивана Васильевича Грозного. И вместе с батюшкой этого храма Николаем Лихачёвым они с большим трудом нашли в подклети храма большую черную икону. Когда ее отмыли от многолетней пыли, Евдокия Ивановна увидела на ней Царицу Небесную - так, как Она ей являлась во сне. И это был именно тот день, когда нашего Царя, святого мученика Николая Александровича, заставили отречься от Богом вручённого ему Российского престола.
Когда люди увидели на явленной в тот день иконе Царицу Небесную, восседающей на царском троне, в царской короне, в царской порфире, с царскими регалиями в руках, со скипетром и державой, они поняли глубочайший смысл этого духовного события. То был голос с Небес от Самой Царицы Небесной, который дошел и до нас, который звучит над нашей многострадальной землей в течение всех этих десятилетий и разносится по всему мiру. Матерь Божия объявила, что Она Сама будет Царицей Русской земли, Своего Четвертого Удела на земле - так же, как Она когда-то объявила афонским монахам, что Она будет Игуменией Святой Горы Афон, Своего Первого Удела, то есть той части мiра, которую Она Сама просвещает Светом Сына Своего. Объявила о Своем Покрове, заступлении, защите, о Своей помощи народу Своему в предстоящих испытаниях, которые Господь судил народу нашему понести.
В том, 1917-м году явление Державной иконы совершилось в третью седмицу Великого поста, перед выносом Креста из алтаря для поклонения. И не один год мы видели Крест лежащим посреди церкви рядом с Державной иконой Владычицы, не раз в нашем церковном календаре повторялось подобное сближение. Этот день всегда приходится либо на Великий пост, либо, как в 2013-м году, на предваряющую его Сырную седмицу, когда в храмах уже проходят Евангельские чтения Страстной седмицы, - время, когда мы особенно близко переживаем страдания Спасителя перед Его Воскресением. И в этом есть глубокий духовный смысл.
В 1918 году протоиерей Сергий Булгаков вспоминал, что перед самым октябрьским переворотом близкий ему человек с великим волнением и умилением рассказывал ему, как у него во время горячей молитвы перед явленным образом Богоматери на сердце вдруг совершенно явственно прозвучало: Россия спасена. Как, что, почему? Он не знал... «Россия спасена Богородичною силою», - записал уже тогда отец Сергий, добавив, что об этом твердо знает вся Православная Россия.
Россия спасена - хотя ей предстояли испытания невообразимые. Ничего подобного никогда не было на нашей земле. Хотя, мы знаем, история русская полна великими испытаниями. Но таких испытаний еще не было ни в истории России, ни в истории христианского мiра, ни в истории человечества.
И вот еще до их начала Матерь Божия открыла, что Она полагает предел предстоящим страданиям. Что не до конца прогневался Господь, предстательством Его Пречистой Матери. Вот величайший смысл явления Державной иконы: Матерь Божия вновь умолила Господа за Россию.
Мы твердо знаем из нашей истории, это не раз уже происходило в прежние века: Матерь Божия умоляла Своего Божественного Сына за Дом Свой, за Свой Удел, возлюбленную Ею Россию, за Святую Русь. И Господь принимал Ее молитвы. И вот вновь люди русские узнали, что Матерь Божия приняла молитвы православных и умолила Господа и теперь, когда надвигались новые, небывалые испытания. Когда на нашей земле начинались жесточайшие гонения на Бога, на Его Церковь, Его заповеди, на все самые лучшие представления о жизни... На народ православный, на его душу, веру, традицию, на названия городов и улиц, на ремесла, на семейный уклад... На русский дух, русский язык, на русскую историю, литературу, музыку, живопись, архитектуру - на всё абсолютно были воздвигнуты гонения. Какую бездонную скорбь испытывали наши соотечественники, видя, как страдали и погибали лучшие люди, как разрушалось, истреблялось, оскорблялось всё святое, родное, - мы не можем себе вообразить. Какую скорбь испытывали отцы, матери, дедушки и бабушки, когда их дети и внуки отрекались от Бога, от вечной правды, вечной жизни и снимали с себя кресты, поверив абсолютной лжи тех, кто, в отличие от их родителей, не желал им никакого добра, а только хотел над ними властвовать. Когда шла чудовищная братоубийственная война и русские люди стреляли в русских людей. Когда потом наши соотечественники вынуждены были покинуть любимую Родину, дороже которой не было для них ничего, и уходили и в Европу, и в Китай, и в Америку, и в Австралию... И очень многие там остались навсегда, никогда уже не увидели русской земли, и их потомки остаются до сих пор. Какую нечеловеческую скорбь они должны были испытывать - они оставили нам об этом свои свидетельства.
Впрочем, и сегодня мы испытываем подобную скорбь, видя, как наши русские молодые люди, поверив такой же точно лжи о том, что здесь у нас на Родине нет ничего хорошего, уезжают на Запад и живут там уже не из страха смерти - добровольно. Нет ничего хорошего?! А за что же веками шли здесь на смерть наши воины? За Веру, Царя и Отечество. Или, может, они хуже нас знали, дороже какого сокровища нет ничего на земле?
Святитель Тихон, избранный Патриархом Всероссийским в том же 1917-м году, мучительно переживая со своим народом его беду, говорил народу нашему:
«Неужели ты не возродишься духовно и не восстанешь снова в силе и славе своей?
Неужели Господь навсегда закрыл для тебя источники жизни, погасил твои творческие силы, чтобы посечь тебя, как безплодную смоковницу?
О, да не будет сего. Одна мысль об этом повергает нас в трепет...»
А ведь мог, наверное, Господь посечь Россию?.. Хотя и не совсем уж безплодную, она была, может, плодоносней других, произраставших на земном шаре... И ее падение - тайна Промысла Божия. Так говорили те, кто осмысливал это глубокое, величайшее событие нашей истории, и мы еще будем осмысливать его. Может быть, это было не только наказание за грехи, которые, конечно, были у нас, - и, возможно, наши грехи самые тяжкие перед Богом, потому что нам больше всех было дано: Дом Богородицы, Удел Матери Божией! Это куда же выше! Но страдания русского народа были еще и жертвой всемiрного значения, жертвой за грехи и тех, кому столько не было дано...
И вот Господь не отверз хляби небесныя и не потопил землю Русскую с ее грехами, не попалил нас, как Содом и Гоморру, не до конца прогневался. Почему? Потому что Царица Небесная вновь взяла под Свой Покров нашу землю, умолила Его за Свой Удел и в это лютое время, явила Державу Свою Непобедимую. И явились люди, для которых Россия, Церковь Русская, правда Христова были дороже их собственной жизни. Господь дал им силы. Явились новомученики и исповедники, молитвенники. И прежде всего, Царь Николай со своей Семьей. И святитель Тихон с сонмом архиереев, священников, монахов, мiрян...
И многие другие русские люди. И Господь принял их молитву, их жертву. Матерь Божия умолила Его об этом. И Россия не погибла. И принесла свой красный плод.
Есть две службы Державной иконе Божией Матери. Одна из них была написана тогда же с участием святителя Тихона, она исполнена тех глубоких смирения и покаяния, той горечи, которые испытывали тогда наши верующие соотечественники (то есть подавляющее большинство нашего народа), - и в то же время великой надежды на всесильное заступление Царицы Небесной: если Матерь Божия умолит, то Господь сохранит Россию и впредь.
Неправда, яко море, скры землю Твою, и ныне люте потопляеми есмы, но Ты простри десницу Твою, и, яко Всехвальная, постави ны на камене веры, и спаси ны, Владычице, спаси ны, и утверди посреде нас державу Твою.
(Стихира на «Господи, воззвах»).
Эта великая надежда не осталась тщетной. Все эти десятилетия, можно сказать, пронизаны заступлением Царицы Небесной. Этих лет без заступления Матери Божией в жизни нашего народа не существовало, без него их не могло быть, и их не было. Все события, которые были у нас в эти годы: и наши неисчислимые скорби, страдания, и в то же время неизмеримая высота подвига нашего православного народа, который все-таки не отступил от Бога, как ни добивались от него этого всеми способами, силой, ложью, страхом, но сохранил свою веру, сохранил и многочисленные списки с Державной иконы, на которую тоже были гонения, - всё это совершилось под Державным Покровом Царицы Небесной, который простирался над нашей Родиной в каждый день и час нашей истории минувшего века.
Оглядываясь на этот век, мы благодарим Царицу Небесную за то, что Россия не сгорела в огне «мiровой революции», как ее приговорили тогда враги, но у нас были даже и державные победы. И прежде всего, конечно же, мы благодарим Заступницу Усердную за Великую, Богом дарованную, Ею тоже вымоленную Победу в Великой Отечественной войне, которая явилась знамением милости Божией к нашему народу. Знамением того, что Господь, предстательством Царицы Небесной, принял и эту величайшую жертву, простил нас и вновь даровал нам Свою милость.
Во всех событиях нашей истории мы видим дивный светозарный Покров Царицы Небесной. И мы можем по праву называть Державную икону Божией Матери Покровом Царицы Небесной над Россией в новейшей русской истории, которая длится и ныне. Празднуя чудное явление этой иконы средь богоборческих бурь, мы благодарим Небесную Царицу Русской Земли, не зная даже, как нужно ее благодарить, ибо нет таких слов и таких мыслей, чувств, что могли бы выразить ту благодарность Державной Владычице, которую мы должны приносить Ей за все Ее милости и любовь к нам, грешным, за Ее смирение перед нашими нескончаемыми немощами, перед всем разгулом безбожия, неверия, сатанизма, который проходил перед Ее взором на Ее любимой земле, да и продолжается ныне, - а Матерь Божия всё терпит и принимает наши скудные молитвы по Своей неизреченной Материнской любви к нам, грешным, недостойным, и просит и просит за нас Своего Божественного Сына... Конечно же, Она делает это в надежде на то, что мы будем верны Ее Сыну и Богу, верны правде Его, верны Его Евангелию и Кресту.
Крест Христов, орудие нашего спасения - это и ключ к пониманию нашей истории, как говорили наши мыслители, осмысливая все эти события. Духовный писатель А.С. Глинка-Волжский накануне Первой мiровой войны написал: «Вся русская история - история Святой Руси - только всё еще тянущаяся и доселе Страстная седмица; путь грядущих судеб, чаемых, идет всё дальше, но дальше - вглубь Святых Страстей, в тишину тайны Голгофы, - и суждено ей воскресение в последний день».
Вот какие глубокие переживания и размышления рождает этот великий день, этот праздник, который по праву можно назвать нашим национальным праздником и который весь обращен, конечно, и в будущее.
Годы, прошедшие со дня явления Державной иконы - исторически это небольшой срок. Это всего-навсего время жизни одного человека на земле. Мы знаем, какая короткая жизнь у человека. Не так давно почила монахиня Елена (Оболенская) - она родилась именно в тот день, когда явилась Державная икона, пережила с нашей страной, нашей Церковью все эти годы. Ее отец, протоиерей Иоанн, был расстрелян. Кто ходил в Москве в советское время в храм Ильи Обыденного возле Храма Христа Спасителя, тогда ещё не восстановленного, знал Елену Ивановну, она там свечки продавала. Между этими храмами теперь стоит храм-часовня Державной иконы. Всего лишь одна человеческая жизнь. Если оглянуться на нашу последнюю историю, нам очень много может дать взгляд на этот совсем небольшой отрезок времени в масштабе предыдущих веков. Бывали у нас более длительные тяжкие времена, например татарское иго, когда народ переживал великие скорби - и все-таки потом исцелился, восстал. От многих скорбей он восставал более сильным, как после Великой Отечественной войны, которую мы закончили могучей державой, духовно очищенной. Этот исторический срок - небольшой, однако он исполнен великого значения. Оно состоит прежде всего в том, что никогда за всю историю нашего Отечества наш народ не был так близок ко Кресту Господнему. Эти годы - время особого крестоношения. Время страданий и физических, и душевных. Батюшка старец протоиерей Николай Гурьянов говорил: «Россия - на Голгофе».
И сегодня, прославляя Державную Владычицу, мы просим Ее и умоляем, чтобы Она не отходила от Русского Креста, как Она не отходила от Креста Своего Сына. Чтобы Она не отнимала Своего Покрова от нас, грешных и недостойных. Чтобы Она вновь и вновь явила Свою силу, Свое заступление, Свою любовь к нашему Отечеству, Свое чудо на нашей земле - которое ведет к Небесам.
Всё, что творит Господь, что совершает Царица Небесная, исполнено именно такого смысла: это всегда путь на Небеса. И мы просим, чтобы Царица Небесная укрепила нас в понимании того духовного языка, на котором с нами постоянно разговаривает Господь, разговаривает Она Сама всеми посылаемыми нам земными событиями. Чтобы мы внимали этим речам, чтобы мы творили святую волю Господню в большом и малом, чтобы и в сердце, и в мыслях, и в чувствах, и в жизни повседневной мы имели в виду главный смысл, который открывается нам в Евангелии, который открыла нам вся наша история. Чтобы мы видели эту правду и жили по ней. Чтобы не остались безплодными те страдания, которые испытал наш народ, тот опыт, который мы наследовали. Мы тоже несем в себе печать прошедших лет, и мы должны быть верными, родственными всему лучшему, что за это время совершилось и чего еще ждет от нас Матерь Божия.
Если мы будем просить Ее, умолять, то Она дарует нам эту Свою милость, это понимание, это стремление к правде Божией, это ощущение того, что на нашей земле совершается духовная, православная история, даже и в малых событиях. Ну что такое черная икона, которая лежит где-то там в пыли, в подклети храма? Батюшка нашел, прихожанка ему сказала - ну что это значит? И вдруг оказывается, что здесь - главное событие века.
Вот так, бывает, тихо, прикровенно являет Господь в нашей земной жизни Свою правду. Но важнее и сильнее ее нет ничего в нашей жизни.
Дай Бог, чтобы Матерь Божия открывала нам эту правду, чтобы Она убеждала нас этой правде сердечно следовать. Чтобы величайшие жертвы, и прежде всего Крестная спасительная Жертва Самого Господа, страдания Матери Божией, Которой оружие прошло и проходит душу, Ее безценные слезы и непрестанные молитвы за нас, грешных, за всех людей, которых искупил Спаситель мiра Своей Божественной Кровью, и все страдания новомучеников и исповедников Российских, и подвиг всех наших воинов, живот свой на поле брани положивших, подвиг веры всех наших благочестивых соотечественников принесли и в нас тоже драгоценный, вечный плод. Аминь.
настоятель храма Державной иконы Божией Матери,
г. Жуковский, пос. Кратово
Московской области.
http://www.rusderjavnaya.info/article.php?art_id=727