Государь Николай II с государыней Александрой Федоровной на вокзале в Борках (Спасов скит), 20 августа 1898 г.
Полагают, что с появлением в России военных поселений именно маленький уездный городок Чугуев близ Харькова на полстолетия стал центром повышенного монаршего внимания. Летние царские смотры кавалерии, маневры всех родов войск, парады и церемониальные марши с салютами стали традиционными для некогда провинциального Чугуева. В городе до сих пор цел царский путевой дворец, в котором неоднократно останавливались Николай I и Александр II.
Царский путевой дворец в Чугуеве. Современное фото
Бывая в Чугуеве, государи посещали и губернский Харьков. Николай I во время одного из таких посещений в 1832 г. выразил недовольство постройкой университета, определил новое место для женского института за городской заставой, где имелся большой сад, а также указал на отсутствие в Харькове парадного плаца. А в октябре 1852 г., будучи в Харькове проездом, счел нужным вмешаться в затянувшийся конфликт харьковского городского головы купца А. Рудакова с губернатором С. Кокошкиным, которые не смогли договориться относительно размещения и аренды торговых мест в городе. Выслушав доклад Кокошкина, царь взял его сторону и сразу отправил Рудакова в двухлетнюю ссылку. Жандармскую карету, увозившую Рудакова, сопровождала длинная вереница роскошных экипажей. Так харьковское купечество выразило свою солидарность с городским головой. После кончины Николая I и отмены военных поселений за Чугуевом еще долго сохранялась роль военного центра и царского «любимца».
Тенденция сохранилась и при Александре II Николаевиче Освободителе. Военное значение Чугуева сохранилось и в советское, и в новейшее время.
* * *
Император Александр II Николаевич первый раз прибыл в Харьков в сентябре 1859 г. Из Чугуева, где накануне состоялась его встреча с Шамилем, неуловимым долгие годы «имамом Чечни и горного Дагестана». Взятого, наконец, в плен, Шамиля доставили в Чугуев, куда на традиционный смотр войск приехал и государь. Шамилю сохранили право ношения оружия. Это было опасно, но, как считают некоторые наблюдатели, государю была свойственна самоуверенность, отчасти мистическая, что известно и по истории покушений, приведших его к гибели. В честь Александра II и Шамиля в Чугуеве состоялся военный парад и конные состязания, в которых принял участие и сын вождя горцев - Гази-Магомед, заслуживший похвалу Александра Николаевича. Шамиль также отдал должное участвовавшим в параде сыновьям государя. О царских визитах в Чугуев осталась живописная легенда, связанная с сохранившимся до сегодняшнего дня зданием Штаба военных поселений в России. Да и сам град Чугуев хранит память об имперской архитектуре как ее образчик.
Штаб военных поселений в г.Чугуеве. Старое фото.
Здание Штаба военных поселений в г. Чугуеве сегодня
Высокую башенку этого здания некогда украшали часы со звоном и музыкой, считавшиеся тогда шедевром часовой механики. Рассказывают, что в определенное время под бой и музыку из дверцы в часах выходили фигурки, изображавшие улана, гусара, драгуна и кирасира, маршировали и скрывались в другой дверце. Простоявшие много лет после поломки часы, говорят, однажды удалось «оживить» - к приезду Александра II.
Связана с государем Александром Николаевичем и университетская Антониевская церковь Харькова. В 1867 г. профессорами университета в память спасения императора Александра II 4 апреля 1866 г. был пожертвован образ Александра Невского, а студентами в память 25 мая 1867 г. (покушение на царя в Париже) - образ Спасителя. Увы, сегодня всего этого в храме мы не увидим, хотя здание отреставрировано и иногда в нем теперь разрешено совершать богослужения.
Антониевская церковь. Старое фото
* * *
Одновременно трагически и духоподъемно связана Харьковщина с таким поразительным событием, как крушение императорского поезда близ станции Борки. Спасов скит (так теперь снова называется железнодорожная платформа, располагающаяся на 865 километре к югу от Москвы) стал местом, где 17 (29) октября 1888 г. произошло крушение императорского поезда.
Вся Россия восприняла спасение царской семьи как чудо. Молебенное благодарственное эхо прокатилось по великой Империи: в честь чудесного спасения повсеместно возводились храмы, по всей стране собирались пожертвования на постройку близ харьковских Борков огромного храма Христа Спасителя и часовни Спаса Нерукотворенного, что и было осуществлено в 1891-1894 гг. по проекту академика архитектуры Р. Марфельда.
Храм Христа Спасителя и часовня Спаса Нерукотворенного в Борках. Открытка рубежа XIX- ХХ вв.
Царский поезд шел из Севастополя в Москву. Официальной причиной крушения были признаны технические нарушения - превышение численной нормы вагонов и скорости движения состава, приведшие к качке и сходе с пути на изгибе трассы. Существовала также описанная позже версия, что крушение было вызвано взрывом бомбы, заложенной помощником повара императорского поезда, человека, связанного с террористами-революционерами (он впоследствии скрылся за границей).
В результате катастрофы 21 человек погиб, 35 получили ранения. Вагон с царской столовой, в которой находились Александр III Александрович и его супруга Мария Федоровна с детьми и свитой, был весьма искорежен, фактически разрушен полностью, но никто из членов императорской фамилии, по счастью, не пострадал. Большинство пассажиров этого вагона отделались легкими ушибами, ссадинами и царапинами. К слову, в нем находился и будущий российский император Николай II Александрович, старший сын государя, тогда двадцатилетний цесаревич. Рассказывали, что Александр III, человек богатырского телосложения и незаурядной силы, стоя удерживал на себе крышу сошедшего с колеи и разбившегося вагона, пока пострадавшие выбирались из него.
В вагоне из царских детей в момент крушения находилась великая княжна Ольга Александровна, впоследствии известная художница, выброшенная вместе со своей няней на насыпь, и малолетний великий князь Михаил Александрович, вынутый охраной из обломков при помощи самого государя.
Величественный храм Христа Спасителя был построен в русско-византийском стиле XVII в., в 60-ти метрах от железнодорожной насыпи и вмещал до 700 человек. Часовня Спаса была воздвигнута на том месте, где сошел с насыпи вагон-столовая, и состояла из пещерной части, расположенной в железнодорожной насыпи, и четырехгранной башни с золотой главой. Тут же был разбит парк. В начальный период Спасов скит находился под эгидой Святогорской Свято-Успенской обители (с 2004 г. - пятой русской Лавры).
Храм Христа Спасителя в Борках. Открытка конца 1890-х
На деньги железной дороги и добровольные пожертвования здесь были построены больница и дом для престарелых железнодорожников, открыты церковноприходская школа, народная бесплатная библиотека. Спасов скит как место явленного чуда спасения императорской семьи изобильно привлекал паломников. Несколько раз сюда приезжал и император.
Увы, храмовый комплекс был полностью разрушен в годы Великой Отечественной войны. В советское время платформа называлась Первомайской. А в 1992 г. силами местных жителей началось восстановление часовни на прежнем месте. При активном участии ЮЖД реконструкцию часовни завершили к лету 2003 г. Крест с Распятием Спасителя был поставлен в 2007 г. - на месте алтаря разрушенного храма Христа Спасителя. Он изготовлен из дуба, поднятого со дна р. Десны в Черниговской области. Утверждают, что дуб пролежал в воде более 1000 лет.
Часовня Спаса Нерукотворенного и Распятие у места крушения Императорского поезда. Современное фото
Теперь в воскресенье и праздничные дни все электрички, идущие из Харькова на юг, в сторону станции Лозовая, делают короткую остановку у платформы Спасов скит, и православные могут поклониться святыне.
«Нам сейчас сложно представить те чувства, которые питал тогда русский народ к своему Державному отцу, - замечает О. Куценко в газете Харьковской организации «Русь Триединая». - После чудесного спасения Императорской семьи народом русским был засвидетельствован небывалый подъем патриотизма и любви к своему монарху. По всей многонациональной Российской империи, а в то время это была земля от Польши, Финляндии и до Камчатки, служились благодарственные молебны, раздавались призывы увековечить чудесное событие. Были построены десятки храмов, богаделен, учреждены памятные стипендии. В Крыму, в Бахчисарае магометанское общество воздвигло православному Царю памятник-фонтан. ...В Харькове был предпринят ряд памятных мероприятий, отливка серебряного колокола для Благовещенской церкви (ныне - кафедральный собор)». Воистину своеобразным приношением государю Александру III стало строительство с 1890 по 1892 г. в конце улицы Немецкой здания Коммерческого училища. Это был первый харьковский проект молодого архитектора А. Н. Бекетова, который впоследствии придаст городу своими строениями особый облик, сохраняемый и поныне.
Здание Харьковского коммерческого училища. Старое фото
В вагоне, в котором была семья Александра III во время крушения, находился список древней вологодской иконы Спаса Нерукотворного. Среди разрушений и обломков икона Спаса Нерукотворного была найдена невредимой на прежнем месте, поэтому и решено было освятить престол домовой церкви Коммерческого училища в честь этой иконы с празднованием храмового праздника 16 (29 н.ст.) августа. Церковь эта по своему внутреннему благоустройству была лучшей из всех домашних училищных церквей Харькова и вмещала до 600 человек.
Во время Великой Отечественной войны храм был разрушен прямым попаданием авиабомбы, при восстановлении здания на его месте возвели актовый зал. Теперь в этом доме располагается Национальный университет «Юридическая академия Украины имени Ярослава Мудрого», а улица давно носит название Пушкинской.
Национальный университет «Юридическая академия Украины имени Ярослава Мудрого»
После той катастрофы Александр III стал испытывать сильные боли в пояснице. Обнаружился нефрит почек, усилившийся простудой. Осенью 1894 г., почувствовав сильное ухудшение самочувствия, царь отправился в Крым. 20 октября 1894 г. император скончался, фактически на руках у святого о. Иоанна Сергиева (св. прав. Иоанна Кронштадтского).
Харьковчанам была предоставлена возможность проводить всенародно любимого Государя в последний путь: для прощания гроб с телом был выставлен на Харьковском вокзале.
* * *
Через неделю после кончины Александра III в дневнике его сына, престолонаследника Николая II, появилась запись: «28-го октября. Пятница. День свадьбы дорогих Папа и Мама! Сколько страданий для нее - ужасно! Помоги, Господь! Останавливались в Борках и Харькове для панихид. Везде такие же встречи - почетные караулы, все начальство, учебные заведения и пр.» Через десять лет Николай Александрович снова приедет в Харьков.
Свой визит в Харьков 4 мая 1904 г. Николай II предварил остановкой в деревне Малиновка под Чугуевом, где был лагерь пехотной дивизии, пятый по величине в империи (деревню кинозрители помнят по комедии «Свадьба в Малиновке»). Уже началась война с Японией, войска готовились к отправке на фронт. Император осмотрел квартировавшие в то время в Харькове полки - Пензенский и Тамбовский пехотные и 1-й Оренбургский казачий. Государь нашел их в отличном состоянии и напутствовал в поход. Затем вернулся в поезд и приехал к харьковскому вокзалу, где был встречен депутацией от Харьковской губернии. Проехав по городу, он отметил царивший в Харькове порядок, однако задерживаться в городе не стал, выехал в Полтавскую губернию.
И снова судьба отмеряла десять лет. Уже началась война, 23 ноября 1914 г. Николай II прибыл в Харьков. После приема в зале Дворянского собрания поехал в собор, где архиепископ Харьковский Антоний отслужил обедню. Затем посетил раненых - в трех клиниках университета и в доме дамского комитета. После завтрака продолжил объезд лазаретов, а уже в 4 часа пополудни отбыл на юг. Покидал царь город, как отмечено в его дневнике, «очень довольный встречей и порядком в городе и внешним видом войск. Это был последний визит в Харьков последнего Российского Императора, Страстотерпца.
Николаевский храм в Харькове. Фото 1911 г.
Посещаемый Николаем II храм в Харькове носил имя в честь святого Николая, небесного соименника последнего Русского государя. Храм начинался с деревянной церкви, а в конце XIX в. превратился в храм-красавец византийского стиля. Он был взорван в 1930 г. Так тогда Николаевскую площадь очистили «для движения трамваев». Потом площадь носила имена Тевелева, Советской Украины, а теперь - Конституции. Совсем недавно она была освобождена от трамвайных путей.
«Мы рушим на века, и лишь на годы строим», - горько воскликнул поэт-харьковчанин Б. Чичибабин.
Место Николаевского храма зияет зримой пустотой, по которой ныне проносятся ни о чем не подозревающие автомобилисты. Однако православные люди знают, что Ангел Хранитель продолжает пребывать на месте, где был освящен алтарь, даже если храм снесен с лица Земли.
В своем сердце надеюсь, что и этот, символично-державный, храм будет когда-то восстановлен.
Образ незримо присутствующего храма глубоко символичен. То же можно сказать и о присутствии в сердце русского православного человека неотменимого образа Русской Монархии. А если сделать проекцию из сферы идеального на земное, то следует неукоснительно помнить, что принцип Царской власти являлся одной из важнейших скреп тысячелетней русской истории. Св. праведный Иоанн Кронштадтский, на руках коего почил государь Александр III, наставлял: «Запомните: если не будет монархии - не будет и России. Только монархический строй дает прочность России, при конституции она вся разделится по частям».
Нет, совсем не случайно в июне 2012 г. приуроченная ко Дню России в одной из центральных художественных галерей Харькова состоялась выставка работ Елены Борисовой «Цвет императора», посвященная семье Царственных Страстотерпцев.
Афиша выставки «Цвет императора»
Работа Е. Борисовой
http://odnarodyna.com.ua/node/12370