Чудовищная в своей разбитости автомобильная дорога без разметки. Заброшенные сёла с опустевшими улицами. Одинокие заправки на трассе как островки тлеющей жизни. Такая неприглядная картина является путешественнику, проезжающему Николаевскую область.
В самом областном центре дела обстоят не намного лучше. Всё те же разбитые дороги, слаборазвитая коммунальная сфера и как апофеоз бессмысленности нынешнего существования горожан - многочисленные объявления на столбах и подъездах: «Требуются девушки для приёма входящих звонков». И это знаменитый некогда на весь Союз город судостроителей! Увы, сейчас его жителям вместо постройки кораблей предлагают заниматься сетевым маркетингом и прочей лабудой. Можно подумать, об этом они мечтали в детстве...
Нормальной работы (а в судостроительном городе Николаев таковой по праву может считаться любая специальность, связанная с постройкой кораблей) в городе нет. Всё логично: нет заказов на корабли - нет работы. Общаясь с николаевскими корабелами, понимаешь: заказов не предвидится и в будущем.
Дело в том, что нынешней Украине собственное судостроение не нужно. Нет, оно, вне всякого сомнения, нужно нам, гражданам Украины. Потому как это рабочие места, возможность содержать свои семьи, рожать и воспитывать детей, заниматься достойным делом, быть созидателем. Однако для украинской власти отечественное судостроение - как бельмо на глазу. Военных заказов государство отрасли дать не может - одно только словосочетание «украинский флот» вызывает улыбку у посвящённых. Но, может быть, помощь власти могла бы заключаться в том, чтобы она хотя бы не мешала судостроителям получать заказы от других государств? Как бы не так!
На сегодняшний день у жителей Николаева почти нет сомнений в том, что в умерщвлении судостроения на Украине виновна именно украинская власть. И никто другой. Ведь потребность в построенных Украиной кораблях существует. Прежде всего, такая потребность есть у России, которой недостаёт собственных производственных мощностей (российские верфи перегружены заказами). Так почему бы городу Николаеву не строить корабли для России?
Однако, чтобы иметь возможность продавать свою продукцию в других странах, производители должны решить, как их товары попадут на рынки этих стран. Продавать что-либо в другой стране - это значит прибавить к стоимости своего товара существенные таможенные сборы и пошлины. Можно ли рассчитывать, что товар после прохождения границы останется конкурентоспособным? Вряд ли.
На прошлой неделе в Николаеве состоялся представительный круглый стол по вопросам российско-украинской экономической интеграции в судостроительном комплексе, организованный общественным движением «Украинский выбор». В круглом столе приняли участие ведущие судостроители Украины и России, представители Таможенного союза, бизнесмены, общественные деятели. Тема вызвала живой интерес и у областных СМИ, и у всеукраинских. Одних телекамер было под два десятка, что ещё раз показало - тема актуальна и для Николаева, и для всей Украины.
Лидер движения «Украинский выбор» Виктор Медведчук, открывая заседание, коснулся некоторых аспектов внешнеэкономического курса Украины. По его мнению, только скорейшее вступление страны в Таможенный союз (ТС) даст украинской промышленности в целом и судостроительной отрасли в частности возможность производить и - самое главное - беспрепятственно продавать свою продукцию на рынках стран-участниц ТС...
В свою очередь заместитель начальника Департамента судостроения Минпромторга России Александр Давидов заявил, что Российская Федерация по-прежнему рассчитывает на тесное сотрудничество двух стран в сфере судостроения, но масса существующих таможенных препятствий создаёт колоссальные трудности для получения новых российских заказов украинскими предприятиями. По его словам, Россия готова уже сейчас в буквальном смысле слова спасти Севастопольский морской завод, обеспечив его загрузкой, но не может этого сделать ввиду многочисленных таможенных и иных препятствий, находящихся в сфере компетенции украинской власти. Присоединение Украины к Таможенному союзу одним махом ликвидировало бы массу проблем и вывело бы судостроительные отрасли обеих стран на новый уровень, уверен Александр Давидов.
Украинские корабелы, присутствовавшие на круглом столе, были настроены в целом оптимистично. Однако до сих пор многочисленные предложения сотрудничества неизменно упирались в пресловутую украинскую «многовекторность», сводящую на нет все здравые идеи. Ведь и в самом деле: что толку подписывать очередной меморандум о сотрудничестве, если те самые таможенные пошлины и барьеры остаются и никуда не уходят? Россия просто не будет покупать украинские корабли, ибо после растаможки они станут непомерно дорогими.
Выход из ситуации предельно прост: вступление Украины в Таможенный союз на многие годы загрузит украинских корабелов заказами, открыв им громадный рынок сбыта. А ведь судостроительная отрасль - это не вещь в себе, она тянет за собой сотни других предприятий по всей стране! Сложно не увидеть здесь очевидных выгод для украинской экономики и благосостояния её граждан. И тем не менее украинская власть по-прежнему дистанцируется от Таможенного союза, продолжая бесперспективный, экономически неоправданный курс на евроинтеграцию. И все знают, что ни страны Евросоюза, ни какие-либо другие страны покупать украинские корабли не спешат.
Так о чём всё же или, вернее, чем думают в Киеве? Наверное, тем же, чем думали, когда продавали французам «Цемент Украины». После покупки ушлые европейцы тут же закрыли на одном из предприятий концерна линию по производству высокопрочных видов цемента - и тем самым убрали своего единственного конкурента. И как после этого назвать такое, с позволения сказать, понимание национальных интересов Украины?
У судостроителей Украины один выход: оказывать как можно более сильное давление на власти, чтобы те, наконец, приняли единственно верное решение в интересах страны. Если завтра тысячи украинских корабелов придут к Администрации Президента Украины, чтобы твёрдо высказать свою позицию по вопросу вступления Украины в Таможенный союз, играть в «многовекторность» станет намного сложнее. Как известно, душить кого-либо хорошо в подвале, пока никто не видит и не слышит. Если жертва удушения начинает сопротивляться, кричать - душить становится не очень удобно. А если за окном собираются тысячи людей, чтобы потребовать остановить удушение - продолжать оное и вовсе мало кто рискнёт.
Так что всё в наших руках.