Родители, не будьте как Ирод!

Дети в храме: как приходят и почему уходят

0
240
Время на чтение 5 минут
Дети в храме - как прекрасно! Какая надежда на возрождение веры в нашей стране! И при всем при этом - какая ответственность... Автор статьи, которую мы публикуем сегодня, рассуждает о том, почему наши дети, вырастая, уходят из Церкви. И дает вполне однозначный ответ.

Что может быть трогательней картины, когда в церковь входит ребенок, держа мать или отца за руку и старательно крестясь? Что может быть умилительней молодых родителей (обычно младенца держит отец: на его лице читается и гордость, и ответственность, и любовь), которые понимают друг друга с полувзгляда и являют со своим крошечным чадом целостную картину удивительной гармонии? Как радует взгляд вереница деток около Чаши перед Причастием Святых Христовых Таин - вот оно, воплощение слов Христа: пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное (Мф. 19, 14).

Но на второй и третий взгляд трогательные и умилительные чувства уступают место вопросам: «Почему в притворе постоянно стоит гомон? Почему весь стол для записок усыпан исчирканными бумажками? Почему ребенок из притвора к родителю, стоящему в храме, проходит не тихим, спокойным шагом, а бегом, иногда расталкивая взрослых на пути и не обращая внимания на богослужение? Почему снятие огарков с подсвечников занимает его гораздо больше, чем то, что происходит вокруг?».

Полагаю, что первый ответ на это будет: «Ну это же дети... Они не могут стоять долго, они не понимают, им трудно объяснить...». На самом же деле, ответы на вопрос, почему дети ведут себя в церкви так же, как на детской площадке, надо искать в поведении взрослых, в их собственном отношении к богослужению и взаимоотношениях с детьми.

Да, многим малышам трудно выстоять всю Литургию. У меня у самой такой сын был в его уже, увы, минувшем детстве. В первые годы жизни он, в силу характера и своих частых болезней, не выдерживал Литургии, и я приводила его ближе к Причастию, оставаясь потом до конца службы. Постепенно приходила всё раньше и раньше. Непросто было и научить его вести себя в храме.

Когда я задумалась, как мне быть, то оглянулась по сторонам, наблюдая за приходскими мамами, и обратила внимание на одну из наших семей, в которой тогда было двое подросших детей и один младенец (сейчас же в семье пятеро деток). Мама и папа держали ребятишек около себя: папа - сына, мама - дочь, малышка была тоже у матери на руках, и когда начинала беспокоиться, мать выходила с ней на улицу, передавая старшую дочь отцу. Другими словами, дети всё время были под присмотром родителей, это входило у них в обычай. Став старше, эти детки по приобретенной привычке всю службу оставались около отца и матери, в отличие от тех, за кем контроля со стороны старших не было. Когда появились и подросли следующие дети, они тоже держались возле родителей, подражая старшим и следуя родительской воле. Я переняла этот обычай, он очень пригодился мне, когда сын подрос.

По воле обстоятельств наш приход попал в большой собор, куда перевели служить нашего священника,- тут для детей наступило раздолье: книжная лавка с журналами и книжками, которые очень удобно было читать за колонной на скамейке, множество укромных уголков, в которых так сладко было прятаться и болтать о том о сём... Но мне удавалось удержать чадо около себя, потому что начало этому было положено больше половины его жизни назад! Конечно же, никакая дисциплина не поможет, если ребенок не понимает, что происходит во время богослужения, не связывает это с праздниками и постами, не чувствует своего места в нем. Мы обычно уповаем на воскресные школы: мол, там расскажут и научат всему, что надо. Это обычная ошибка современного родителя - переложить свою заботу на другого. Не будет дитя любить службу, если ты сам ее не любишь, не будет читать правило, если ты с ним не читаешь, и не просто не читаешь - если молитва для тебя обязанность, а не любовь. Не будет ребенок помнить праздники, если дома лишь к Рождеству елку купят, а к Пасхе яйца покрасят, если не чувствует, что ты, родитель, сам подтягиваешься во время поста, стараешься, пусть не всегда удачно, и огорчаешься своей слабости и неудаче. Если дитя видит, что ты не читаешь ничего, кроме светских книжек, и для телепередач нет ограничения, невозможно преподать ему никакого урока. Как объяснить ему, что будет завтра на богослужении, если сам об этом имеешь смутное представление? Духовный рост, духовная жизнь невозможна для ребенка, если он не идет по этой жизни вместе с родителем, вслед за ним. Дети в своем раннем возрасте - удивительные существа: столько им открыто, чего мы даже не подозреваем, думая - «он маленький, не понимает».

Помню, как я трехлетнему сыну читала Евангелие перед сном, понемножку, по-церковнославянски, затем по-русски, чтобы было понятно. Однажды он меня остановил: «Не надо по-русски, я понимаю». Не поверила, попросила пересказать раз, другой - правда, он передавал содержание близко к тексту, без перевода! Сейчас у него, у юноши, эта способность утрачена, но тогда - была! И каждый из внимательных родителей может рассказать что-то необычное про своих маленьких детей, об их духовных открытиях. Они распахнуты Богу, и если от тебя идет тепло веры - ребенок обязательно это воспримет.

Ребенок рисует на бумажках для записок потому, что родителей это не возмущает. Он бежит по храму потому, что ни мать, ни отец не видят в этом ничего особенного, хотя и внимают богослужению с прилежанием, как им кажется. Он пренебрежительно относится к старушке, потому что она должна посторониться, давая ему путь к Чаше,- он должен быть первым здесь, а значит, везде и всегда. Девочка отказывается надевать в храм платье, потому что она видит, что для матери - это тоже неповседневный, непривычный костюм. Когда мы не холодны и не горячи, станут ли наши дети, такие же теплохладные, как и мы, Божьим народом?

11 января был день памяти 14 тысяч младенцев, от Ирода в Вифлееме избиенных. И я услышала проповедь, впечатлившую меня: священник говорил о том, что в каждом из нас сидит Ирод - когда мы разливаем спиртное за столом, когда закуриваем, когда обманываем на глазах у детей, мимоходом, казалось бы, по мелочи, когда употребляем неуместные слова и рассказываем сомнительные истории, когда не благоговеем, идя на службу в храм, когда ленимся прочитать вместе с ребенком Евангелие, потому что устали, когда не оберегаем их от житейской грязи («пусть знают, какая жизнь») и во многих других поступках, не откладывающихся даже в нашем сознании,- мы подобно Ироду избиваем младенцев, своих собственных детей.

Нам кажется, что мы много занимаемся детьми: тут и кружки, и языки, и спортивные секции. Но мы забываем о самом главном: каким он будет человеком, какой путь выберет, скажет ли, выросши, вслед за царем Давидом: Мне же прилеплятися Богови благо есть (Пс. 72, 28), или свысока будет рассуждать об устарелых постах и недостатках Церкви. Сами того не замечая, мы прокладываем для детей вектор в сторону от Церкви, потому что в нашей собственной жизни она не занимает всеобъемлющую, главную роль. Мы ничем не готовы пожертвовать Христа ради.

Как тревожный сигнал нашего воспитания - почти полное отсутствие в храмах подростков. Они уходят не потому, что перестают верить Богу,- они перестают верить нам. Как много младенцев и детей - и так редко увидишь подростка. Нам кажется, мир виноват: это он набрасывается и отнимает наших подросших чад, на которых положено столько сил. Однако, чуть-чуть перефразируя знаменитую фразу преподобного Серафима Саровского, можно, наверное, сказать: спасись сам, и детям твоим будет легче спастись.

Уважаемые читатели! Этой статьей мы бы хотели положить начало разговору о детях в Церкви. Если вы хотите поделиться своими мыслями по этому поводу, присылайте свои заметки и письма к нам в редакцию.

Газета «Православная вера» №2 (478), 2013 г.

Наталия Левшина

http://www.eparhia-saratov.ru/pages/2013-02-05-00-12-19-roditeli,_ne_budte_kak_irod!

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Наталия Левшина
Все статьи Наталия Левшина
Последние комментарии
Святые или нет?
Новый комментарий от Алекс
16.11.2024 20:48
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от Бузина Олесь
16.11.2024 20:37
Сатанизм стучится в церковные двери
Новый комментарий от Владимир С.М.
16.11.2024 20:21
Мировое зло повержено, да здравствует мировое зло!
Новый комментарий от Калужанин
16.11.2024 19:49
Зачем?
Новый комментарий от Владимир С.М.
16.11.2024 19:48
«Мигранты в законе»
Новый комментарий от Рабочий
16.11.2024 18:47