Интересное явление: полуголые "активистки" организации "Фемен", напавшие на бывшего премьер-министра Италии Сильвио Берлускони с надписями "Хватит!" на обнаженных грудях, почти не удостоились осуждения прогрессивной западной общественности. Это стало интересным контрастом с осуждением, которое вызвала недавняя акция все тех же "феменок" в Соборе Парижской Богоматери считанные дни раньше. Почему?
Дело в том, что в западном медиа-мейнстриме (извиняюсь за этот термин, который можно было бы перевести на русский как "главное течение западных средств массовой информации", но я здесь сознательно предпочитаю "самоназвание" и потом объясню, почему) - в этом самом "мейнстриме" существует иерархия положительных и отрицательных персонажей. Причем иерархия эта еще строже, чем когда-то у партийной газеты "Правда", в которой вляпавшийся в пытавшуюся свергнуть Хрущева "антипартийную группу" министр иностранных дел Шепилов назывался не иначе как "и примкнувший к ним Шепилов" (в составе этой "канонической" фразы он и вошел в историю). В составе этой иерархии Берлускони занимает позицию "полудьявола", "малого Сатаны" Европы, заигрывающего с однозначно отрицательным для "мейнстрима" персонажем - российским президентом Путиным (ему, если бы европейцы использовали терминологию нелюбимых ими иранцев, полагалась бы роль большого Сатаны). Атаковать такого малого Сатану - не только не грех, но и обязанность каждого радикально-политкорректного европейца.
А вот предыдущая акция "Фемен" - дебош в Соборе Парижской Богоматери, во время которого семь полуголых француженок и одна украинка били дубинками в колокола и кричали оскорбления в адрес уходящего в отставку Папы Римского, - вызвала-таки осуждение. И от кого! От тех самых людей, которые приветствовали аналогичный дебош "Пусси Райот" в Москве. Мэр Парижа Бертран Деланоэ, например, заявил, что "грустит" по поводу этой "карикатуры на славную борьбу за равенство между мужчинами и женщинами". Интересно, почему его не возмутила столь же гнусная карикатура в храме Христа Спасителя? Как будто это не совет города Парижа с подачи местных "зеленых" несколько месяцев назад дал членкам "Пусси Райот" статус почетных гражданок города Парижа (с моей точки зрения, скорее позорный для города, чем почетный для таких гражданок). В истории с Собором Парижской Богоматери отличие от вполне либерального подхода к римскому инциденту бросается в глаза, но оно вполне объяснимо. Да, Папа Бенедикт Шестнадцатый, будучи консервативным католиком, рассматривается кучкующимся вокруг Евросоюза политкорректным европейским истеблишментом в качестве врага. Но этот враг - старый и поверженный, к тому же еще и ведущий невиданное с пятнадцатого века отступление в женский монастырь. Можно отпустить с миром, без арьергардных боев. А вот Берлускони - враг несдавшийся (он посмел критиковать Еврокомиссию!), да он к тому же еще и имеет наглость хвалить Россию почти в стиле Жерара Депардье.
Почувствовав, чем пахнут акции "Пусси Райот" и "Фемена" не в Москве, а у них, во Франции, французские политики вдруг нашли этот милый им в Москве и Киеве запах прямо-таки нестерпимой вонью в Париже. Священникам было разрешено пожаловаться на бездействие полиции - и не где-нибудь, а в печати "мейнстрима". А полиция и правда в первый момент повела себя "либерально". "Отсутствие со стороны полиции даже попытки задержать этих женщин было очевидным с самого начала, - цитирует газета "Фигаро" настоятеля Собора Парижской Богоматери Патрика Жакена. - Даже на видео можно видеть, как после того как их вывели наши храмовые служители, эти дамы продолжали спокойно скандировать свои лозунги в голом виде - теперь уже на площади. А полиция не вмешивалась, хотя участок совсем рядом". Тот же Жакен позволил себе пофантазировать на тему, которая в отношении "Пусси Райот" в европейской прессе считается святотатством: а что было бы, выбери "феменки" для своей акции мечеть? "Обратите внимание, что эти дамочки никогда не нападают на мечети, где их просто повесят!" - отмечает отец Патрик Жакен. Под впечатлением таких выступлений священников те самые французские газеты, которые кричали об отсутствии юридических оснований для преследования "Пусси Райот" и защищали "пусек" ссылками на европейские хартии, вдруг вспомнили: во Франции есть статья 222/32 Уголовного кодекса ("сексуальный эксгибицианизм в общественных местах"), есть и статья за "покушение на свободу отправления культа" (закон 1905 года), откуда-то из юридических загашников оказалось извлечено и положение об "оскорблении, нанесенном личности или группе лиц по признаку из принадлежности к определенному вероисповеданию" (закон принят еще в 1881 году). Оказывается, для борьбы с "Пусси Райот" в европейских законах есть целый арсенал, надо только поискать - ЧЕСТНО, а не так, как искали в 2012 году.
Результат не заставил себя ждать: жалоба парижской епархии на "Фемен" была принята - причем почему-то только после того, как министр внутренних дел Мануэль Вальс вполне по-путински высказался о произошедшем, осудив эту "провокацию" и выразив свою "солидарность с католиками Франции, которые могли быть оскорблены этим отвратительным актом". И никто не закричал, что это покушение на свободу слова и что место Вальса во французском общественном мнении - рядом с Путиным и Кадыровым. И никто не стал "кошмарить" этого французского чиновника - какой контраст с певицей Мирей Матье, которой за то, что она назвала действия "Пусси райот" грехом, газета "Фигаро" тотчас припомнила и концерт в присутствии Путина и Каддафи, и все прочие грехи. Теперь, надеюсь, ясно, отчего (или, вернее, ОТ КОГО) уехал Депардье? Но либералы, конечно, напишут, что он уехал от высоких налогов.
Дмитрий Бабич, обозреватель радио "Голос России" - специально для religare.ru