Умягчивый окамененные сердца

Обитель преп. Дмитрия Прилуцкого - один из форпостов возрождения России

0
245
Время на чтение 10 минут

Какие чудесные слова находят православные сердца в акафистах нашим святым! И к северному чудотворцу Димитрию (сегодня, 24 февраля - день его памяти), уроженцу Переславля-Залесского, который «ко граду Вологде приблизился, в предградии его на Прилуцех поселитися возжелав», то есть основавшему в трех верстах от древнего города Вологда Спасскую обитель, обращены проникновенные, возвышенные, поэтичные строки: «Светильниче Божия благодати, дарами Духа Святаго светло блистающий», «освещающий покаянием ознобленных зимою греховною».

И в «Похвальном слове прп. Димитрию чудотворцу» его называют «трисолнечный Троицы угодник», и это неслучайно, ибо он «великому Сергию чудотворцу собеседник». Тому самому столпу нашей Церкви, подарившему Руси учение о Троице. В 1354 г. преп. Димитрий впервые встретился с преп. Сергием Радонежским, приходившим в Переславль к епископу Афанасию, и с тех пор, как гласит акафист про Димитрия, на собеседование духовное к Сергию «от пустыни пешеходившаго и с ним вкупе бдения всенощныя совершавшаго, при них же лучина свещи заменяше, молитва же их, яко пламень огненный, до небес досязаше, дивимся таковому содружеству с великим угодником Божиим...»

Воистину: их молитва достигала небес, как пламень огненный!

И если вы прибудете когда-нибудь в Вологду, то непременно придите и к храму преп. Димитрия Прилуцкого, что на Наволоке, возведенному в 1651 г.; считают, что это первый каменный храм города, построенный после Софийского собора.

Народ хранит воспоминание, что хозяин дома, где останавливался преп. Димитрий летом не то 1371 г., не то 1378-го, в память о посещении его святым человеком срубил возле дома деревянную часовню, впоследствии заменявшуюся новыми храмами на этом месте.

И, конечно, посетите ставший уже прославленным Спасо-Прилуцкий монастырь, что тоже на реке Вологде, - несмотря на близость большого города хранящий особую тишину Русского Севера. Неслучайно в этой обители нашел вечное упокоение и прах поэта-вологжанина Константина Батюшкова (1787-1855), коего Осип Мандельштам назовет «записной книжкой не рожденного Пушкина».

* * *

В житии преподобного Димитрия Прилуцкого, Вологодского чудотворца, составленном прилуцким иноком Макарием по рассказам игумена Пахомия не позднее 1440 г., рассказывается, что этот необычный мальчик, сын торговца, сызмальства начал читать святые книги. Подвижник пришел затем в Горицкий монастырь Успения Богородицы в своем родном Переяславле-Залесском. «На Болоте» у Плещеева озера он поставил церковь во имя святого Николая чудотворца, основал новую обитель. Именно в тот период он хаживал к преп. Сергию в Троицкий монастырь под Москву.

Рассказывают, что преп. Димитрий был очень красив, «словно древний Иосиф Прекрасный, сын Иакова из праведного рода Авраамова», однако был у блаженного обычай всегда прикрывать лицо куколем, как свойственно инокам.

Акафист преподобному повествует об одном неординарном событии: «Слышав о дивней красоте лица твоего, отче Димитрие, едина от именитых болярынь града Переяславля возжелала насладитися лицезрения твоего и сего ради прииде к келии твоей, в ню же оконцем приникнув, узре тя на молитве стояща и светом небесным облиставаема, сама же абие всем телом разслабе и падши яко мертва, на земли лежаше. Ты же, послушествуя прошению братии твоей, молитвою твоею исцелил еси ю и поучил, да прочее уцеломудрится и не назирает чуждыя красоты...»

Соблазнившуюся и раскаявшуюся боярыню святой спросил: «Зачем хотела видеть грешное и мертвое мое тело, отвергшееся мира?» Прощенная, исцелившаяся от расслабления - встала. Слава о преподобном дошла до князя Димитрия Ивановича (Донского), который стал почитать переславского подвижника, как почитал радонежского, упросил крестить одного из своих сыновей.
От людского славословия и восхваления святой ушел из Переславля с учеником Пахомием, который впоследствии, по преставлении Димитрия, стал настоятелем обители.

Учитель и ученик нашли место в устье р. Лежи, но жители из селения Авнеги (ныне с. Воскресенское Грязовецкого р-на Вологодской обл.) боялись, что святой «овладеет их богатствами».

И вот в вологодских Прилуках, то есть на излучине р. Вологды, как говорит житие, «тамошние христолюбивые жители - муж именитый именем Илья и его друг и сосед Исидор по прозвищу Выпряг - подарили Димитрию по его просьбе столько земли, сколько потребовалось на устроение обители. На месте, которое благословил святой, был установлен крест». Речь идет о Киликиевском кресте - деревянном, восьмиконечном - украшенном медной позолоченной басмой и 84 иконками, вырезанными из кости. По преданию, он был вывезен из армянской области Киликия (ныне крест хранится в Вологодском гос. ист.-арх. и худ. музее-заповеднике, ВГИАХМЗ).

И верующий вологодский народ устремился в обитель, в 1371 г. «поставил там большую церковь во имя Спаса нашего Иисуса Христа, Пречистой Богоматери и в честь Креста Христова, в первый день августа на освящение водам». Пришли дары и от тезки молитвенника, - от князя Димитрия Донского. Кстати, впоследствии, обладая даром прозрения, святой указал братии момент кончины своего державного соименника.

Говорят, что к северу от левого клироса в Спасовом храме святому было ограждено досками особое молельное место. Спустя века тут за стеклянной дверью находилась особая памятная палатка.

Не благословил Дмитрий своего родного брата, жившего в Переславле, идти в третий раз торговать в племена «югра и печера, в те места, где живут чудь и самоядь». Брат, ослушавшийся святого провидца, погиб.
Любивший убогость, подвижник весь год носил тулуп из твердой овечьей кожи, даже в праздники питался лишь горячей водой с малой просфорою, до глубокой старости вместе с братией участвовал в общих работах.

Скончался преподобный 11 (24 по нов ст.) февраля 1392 г. При кончине святого братия ощутили растекающийся по монастырю запах ладана, исходивший из келии Димитрия. Казалось, что святой уснул, а тело его было озарено дивным светом. Но вспомнили иноки и давешние слова настоятеля: «Стащите мое грешное тело в болото и ногами потопчите...» Однако с плачем и молитвами тело было положено в церкви, которую поставил сам святой.

В церкви во имя прп. Димитрия Прилуцкого, расположенной в подклети Спасского собора, под спудом почивают мощи трех святых: Димитрия Прилуцкого, а также благоверных братьев-князей Игнатия Прилуцкого (Иоанна Андреевича Угличского) и Димитрия Андреевича Угличского, сосланных сюда Иваном III в заточение.

Чудеса от мощей святого Димитрия начались в 1409 г., и в том же ХV в. почитание его распространилось по всей Руси. Чудеса и исцеления недугов исходят от гроба чудотворца и до нынешнего дня.

Вошло в историю и чудо о вятичах, отделившихся, было, от Московской державы. Придя в Вологду, они разорили город, разграбив и Прилуцкий монастырь. Один из помраченных мародеров, схвативший покров с гроба преп. Димитрия, тут же был «ударен о пол церковный, оцепенел и лишился силы, лежал скорченный и безгласный. И напал страх великий на всех видевших и слышавших это». Несчастный злодей-вятич был похоронен в монастыре, а остальные захватчики, убоявшись, ретировались, сохранив этот страх и через годы.

Исцелялись у гроба преп. Димитрия бесноватые и слепые, а князь Андрей Ржевский, впавший в окончательную слабость, исцелился от пьянства, будучи положенным у гроба старца. Не раз Димитрий Прилуцкий являлся в облике седовласого старца разным людям, и один из таких случаев, отмеченный многими очевидцами, произошел, когда к Вологде подошла захватническая рать князя Дмитрия Шемяки. «Старец, весь сиявший неизреченным светом», с двумя белоризцами большими бревнами укреплял городские стены». Город удалось отстоять.

* * *

Прилуцкий монастырь рос и прославлялся. Его в 1528 г. посетили Великий князь Василий III Иоаннович с супругой Еленой Глинской, они побывали также в Кирилло-Белозерской и Ферпонтовской обителях с конкретной целью: вымолить наследника. И родился сын, Иоанн IV Васильевич. Сохранивший благодарную приязнь к вологодской обители: в послании кирилло-белозерским старцам царь упоминал Дмитриеву Спасову Прилуцкую обитель в ряду тех, которые «благочестием стоят и неоскудны бывают».

Иоанн Грозный в 1545 г. приезжал сюда на богомолье, а в 1552 г. взял из монастыря Киликиевский крест преп. Димитрия при сборах в Казанский поход.


Игумены Прилуцкого монастыря присутствовали на избирательных соборах в столице, созываемых для утверждения на Московском престоле нового царя: в 1598 г. - Бориса Годунова, а в 1613 г. - Михаила Феодоровича Романова.

Монастырь сильно пострадал в Смутное время, последствия которого Россия не может преодолеть, похоже, по сей день.

Известно, что на снаряжение армии М. В. Скопина-Шуйского в 1610 г. Димитриева обитель передавала денежные средства и серебряные изделия. А когда шли военные действия в 1612 г., и геройски отличился соседствующий Кирилло-Белозерский монастырь, Прилуцкая обитель кормила сражавшихся за Русь стрельцов и казаков, снаряжала ополчение. Увы, монастырь в октябре 1612 г. был разорен польско-литовскими захватчиками, а в 1613-1614 гг. - отрядами сибирского царевича Араслана Алеевича с татарами и казаками, которые были посланы для охраны Вологды. История повествует, что 18 декабря 1619 г. в трапезной палате Спасо-Прилуцкого монастыря погибло 200 человек, включая 59 монахов.

* * *

Современный, каменно-крепостной облик монастырь приобрел в XVII в. Величественный Спасский собор стал первым каменным зданием обители.

В 1812 г., при вторжении французской армии в Москву, в продолжение 3-х месяцев, до самого освобождения Москвы, в Спасской церкви монастыря хранились драгоценности, вывезенные из Патриаршей ризницы, Троице-Сергиевой лавры, Чудова, Новоспасского, Знаменского, Угрешского, Покровского, Новодевичьего, Вознесенского монастырей и некоторых московских соборов.

* * *

Согласно житию святого, при прп. Димитрии братия Прилуцкой обители была многочисленной. А к 1918 г. тут было 15 насельников.

В безбожное время появились склад колонии малолетних преступников, казарма для красноармейцев. Возроптавшие прихожане были арестованы. По закрытии обители, с 1924 г., тут были и инвалидный дом, и киноклуб во Введенской церкви, и в начале 1930-х - пересыльный пункт для «спецпереселенцев» с Украины и из Белоруссии, потом интернат для беспризорных детей. Лет тридцать в зданиях монастыря располагались склады Министерства обороны СССР, а с 1979 г. начал работу филиал Вологодского областного краеведческого музея.

С 1990 г. начались известные перемены. К 2007 г. были отремонтированы и освящены несколько храмов обители, служат тут полтора десятка насельников, богослужения совершаются ежедневно.

Русь мало-помалу возвращается к своим духовным истокам, и мощную помощь оказывают нам наши святые отцы.

Отче Димитрие, Прилуцкий чудотворче, «яко благоумиленнаго учителя и к покаянию действеннаго возбудителя, восхваляем тя по достоянию сице: Радуйся, врачу благоискусный недугов душевных. Радуйся, возбудивый к покаянию спящия совести. Радуйся, умягчивый ко исправлению окамененныя сердца!»

http://www.stoletie.ru/sozidateli/umagchivyj_okamenennyje_serdca_934.htm

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Станислав Минаков
Меч Евгения Вучетича
50 лет назад скончался выдающийся советский скульптор 
12.04.2024
«Из Белгорода бежать некуда и незачем»
Уроженец Харькова поэт Минаков выразил уверенность, что его родной город вернется в состав России
04.04.2024
О русской ереси «украинства»
Взгляд писателя харковчанина, на проект «Украина-91» с высоты прошедших лет
02.04.2024
О новой книге Ирины Ушаковой
«И русская жизнь воротилась, и русский вернулся народ…»
08.03.2024
Все статьи Станислав Минаков
Последние комментарии
В чём причина неприятия «Наказа» ВРНС?
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 22:55
Борьба за Русский мир на западе и уничтожение его на востоке
Новый комментарий от Константин В.
18.04.2024 22:38
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 20:54
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Русский Иван
18.04.2024 20:28