Сыны века догадливее, или О фирменном поведении

0
448
Время на чтение 4 минуты

Сегодня всем известно, что такое фирменное поведение. От сотрудника фирмы, оказывающей какие-либо услуги, от банковского служащего, продавца-консультанта, кассира в магазине требуется определенное поведение по отношению к клиенту. Подчеркнутая приветливость, доброжелательность, терпение, «граничащее с безграничным» (как выразилась одна моя знакомая, работающая в офисе сотовой связи). А также - обязательное выражение благодарности за выбор, за покупку. И приглашение пользоваться услугами именно этой фирмы (магазина, банка) впредь. В советские времена этому значения не придавалось, поскольку не было конкуренции, а сейчас - сейчас совсем другое дело: будешь хамить и психовать - прогоришь.

Кто-то скажет, что эти требования не имеют никакой нравственной ценности: все ведь неискренне, фальшиво, только ради выгоды... Однако это не так! Принуждение тоже воспитывает. Необходимость каждый день, с утра до вечера быть вежливым и даже просто добрым с незнакомыми людьми заставляет человека меняться и внутренне тоже - потому, что иначе у него не получится быть таким внешне. Утверждение вежливого, уважительного и притом теплого отношения к человеку как нормы помогает воспринять иное поведение как ненормальное. Требование быть терпеливым избавляет от высокомерия. Вот почему я очень рада за молодых ребят и девушек, работающих сегодня там, где требуется такое вот - фирменное - поведение. Это совсем неплохой противовес нынешнему одичанию и для многих - просто необходимая школа.

Более того: мне кажется, что нам, называющим себя христианами, желающим таковыми быть - стоит взять этот метод на заметку. И написать своего рода «кодекс внешнего поведения» для себя самих. Я сейчас не собственно церковную жизнь имею в виду - там «кодекс» давно написан - а поведение в повседневной жизни, на улице, на работе, дома, в быту. Именно здесь нам надлежит навыкать в любви к ближнему, без которой нет любви к Богу.

Вернемся к фирмам и организациям, оказывающим услуги. Вы заметили, что их сотрудники никогда не забывают представиться, назвать свое имя - если общаются с нами по телефону. А если непосредственно - то у обслуживающего нас работника всегда имеется бэйджик, пластиночка с его именем на груди. Нам известно имя этого человека! Но вот вопрос: часто ли мы обращаемся к нему по имени? Приходит ли нам в голову назвать кассира в каком-нибудь «Магните» или продавца-консультанта в «Связном» Аней, Дашей, Денисом? Увы: в абсолютном большинстве случаев мы предпочтем стандартное «девушка» или «молодой человек». Почему? Не потому ли, что этот человек не имеет для нас никакого личного значения, что он - лишь ходячая функция, биоробот, существующий для удовлетворения возникшей у нас потребности?

Произнесем имя, скажем: «Аня» или даже «Анечка», и сразу увидим, как меняется что-то у девчонки в глазах, как иной - не принужденной уже, а искренней - становится ее улыбка. Назовем Александра Сашей, и его обязательное «спасибо, обращайтесь к нам еще» прозвучит уже совсем по-другому, это будет уже не только фирменное, но и естественное человеческое поведение, живая благодарность за теплое отношение. Поступая так, мы не только сами меняемся к лучшему, но и помогаем меняться другим.

Влезая в маршрутку, скажем «доброе утро» водителю и всем, кто уже сидит в маленьком салоне. Почему нет, скажите, ну почему нет? Покидая эту маршрутку, поблагодарим водителя. В конце концов, он с утра до вечера, включая праздники, крутит баранку, чтобы прокормить семью, продирается через пробки, объясняется с гаишниками... и никто никогда не скажет ему «спасибо».

Обратим внимание на дворника-таджика. Подумаем о том, в каком положении должна оказаться его маленькая горная страна, его народ, чтобы молодые мужчины ехали не в Москву даже, а в заштатный и заплеванный Саратов и махали здесь метлами, спасая свои семьи от голодной смерти. Поздороваемся с этим гастарбайтером, перекинемся несколькими словами - ну хоть о погоде, дело ведь не в теме. Дело в том, что человек человеком себя должен чувствовать среди людей.

Станем, не ленясь, крутить головой. Женщина в автобусе уронила в проход, в грязь кожаные перчатки. У вас в сумочке есть упаковка проспиртованных салфеток, прекрасно счищающих грязь,- предложите ей эту помощь. Она удивлена, у нее в глазах недоумение, даже подозрение? Это пройдет через секунду. А завтра она сама предложит помощь незнакомому человеку, потому что это станет для нее, как минимум, ближе к норме поведения.

Просто запретим себе резкий, раздраженный тон - что бы ни происходило, как бы нас ни допекли, ни «достали», дома это будь или на работе. Если случилось сорваться - непременно извинимся. Не удается совладать с собой? Зададим себе исключительно простой вопрос: а на своего начальника, на того, от кого судьба наша зависит - будем мы рычать вот так, как на уборщицу тетю Валю, нечаянно зацепившую шваброй провод нашего компьютера?.. Честный ответ отрезвит.

Легко все это? Легко, когда у нас самих все в порядке и настроение хорошее. А вот когда наоборот, когда на нас навалилось все, что могло навалиться... Тогда - не приветливость и доброжелательность ко всем хочется проявлять, а нечто противоположное.

Есть, однако, такой простой закон духовной жизни: чем меньше хочется, тем больше нужно. Чем меньше хочется нам в конкретный момент молиться, тем нужней нашей душе молитва в этот самый момент. Чем меньше хочется в церковь воскресным утром, тем скорее нужно туда собраться. И с нашим фирменным, то есть, простите, нашим христианским поведением - то же. Чем естественней для нас этим хмурым утром пройти мимо старенькой соседки молча и быстро, тем важнее, опять же, для нас (не для нее, а для нас именно!) остановиться возле этой лавочки у подъезда, приветливо поздороваться, назвав при этом соседку по имени-отчеству, и справиться о ее здоровье.

Ведь с нашим-то здоровьем, душевным и духовным - беда. Мы больны, мы злы и унылы. Нам срочно нужна лечебная процедура. Для того и посадил Господь эту бабушку на лавочку у подъезда.

Внешнее поведение, пусть вынужденное, пусть даже вымученное - меняет внутренне. Не только человека с бэйджиком, но и любого из нас. Нам остро не хватает любви к ближнему, и единственный способ решить эту проблему - делать дела любви. Хотя бы без любви как таковой, хотя бы с притворным выражением этого чувства, но - делать.

Сыны века сего догадливее сынов света в своем роде (Лк. 16, 8). Сыны века вмиг догадываются, что именно им нужно, что им выгодно. И пишут правила поведения сотрудника фирмы. А мы, так хотящие быть детьми света,- пока-то сообразим...

Газета "Православная вера", № 4 (480), февраль, 2013 г.


http://www.eparhia-saratov.ru/pages/2013-02-25-00-17-44-syny
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Марина Бирюкова
Все статьи Марина Бирюкова
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06