«Русскому сердцу везде одиноко»

К 10-летию со дня кончины поэта Юрия Кузнецова

0
207
Время на чтение 7 минут

Прошла седьмая научно-практическая конференция, посвященная творческому наследию поэта Юрия Поликарповича Кузнецова (организаторы - Институт мировой литературы РАН, Литературный институт им. А.М. Горького, Союз писателей России и Бюро пропаганды СП России). На конференции выступили многие видные российские учёные, писатели, литературные критики, публицисты, литературоведы, такие, как О.А. Овчаренко, В.Д. Лютый, А.В. Воронцов, А.И. Панюков, поэт из Турции Мамед Исмаил и другие. Среди докладчиков был также постоянный автор интернет-журнала «Столетие» А.Ю. Сегень. Предлагаем вниманию наших читателей текст его выступления.

Само слово «счастье» - весьма редкий гость в стихах Юрия Поликарповича Кузнецова, поэта и человека с трагическим восприятием дольнего мира.

На вопрос «Кому на Руси жить хорошо?» он, помнится, твёрдо отвечал: «Да никому!» Думаю, то же самое ответил бы и на вопрос: «Кому во всём мире жить хорошо?»

Даже любовь, несущая спасительное начало, не может принести человеку счастья, ибо Кузнецов видит её недолговечность, временность, мимолётность. Не случайно в одном из его рассказов, опубликованных в «Нашем современнике» влюблённая женщина после вихря любви говорит своему возлюбленному: «Застрели меня, всё равно лучшего мгновения уже не будет!» И тот, будучи военным и имея при себе пистолет, не задумываясь, исполняет её просьбу.

Поступок эффектный с точки зрения поэтики, но неразумный и ужасный, если знаешь, что в настоящей любви после одного счастливого мгновения непременно наступит другое, не менее, а то и более счастливое, и таких мгновений может быть несметное количество, но все они убиты одним опрометчивым выстрелом. Помнится, я спорил с Юрием Поликарповичем, мне не нравился такой поворот в рассказе, казался театральным. Поэт отвечал, что я ничего не понимаю в настоящей любви.

Красота любви в его понимании и заключалась, пожалуй, именно в её недолговечности, она подобна песне половицы из известнейшего раннего стихотворения:

Среди пыли, в рассохшемся доме

Одинокий хозяин живёт.

Раздражённо скрипят половицы,

А одна половица поёт.

Гром ударит ли с грозного неба,

Или лёгкая мышь прошмыгнёт,

- Раздражённо скрипят половицы,

А одна половица поёт.

Но когда молодую подругу

Проносил в сокровенную тьму,

Он прошёл по одной половице,

И весь путь она пела ему.

Вот на этом долгом и недолгом пути по одной половице и умещается всё любовное счастье!.. А потом оно куда-то улетает навсегда - туда, «где купается имя твоё и гуляет душа на просторе».

«Русскому сердцу везде одиноко», - заявляет поэт. Какое уж тут может быть счастье? Или русское счастье как раз и состоит в этом вечном и повсеместном одиночестве?..

Оно, это одиночество, тяжело и трагично ощущается им с самого момента прихода в мир и до самого ухода. Свет есть только до рождения и после смерти. То есть, душа, заключённая в телесную оболочку, вечно томится и не может обрести счастья и покоя. В этом смысле, конечно же, наиболее манифестным является стихотворение «Тёмные люди»:

Мы тёмные люди, но с чистой душою.

Мы сверху упали вечерней росою.

Мы жили во тьме при мерцающих звёздах,

Собой освежая и землю и воздух.

А утром легчайшая смерть наступала,

Душа, как роса, в небеса улетала.

Мы все исчезали в сияющей тверди,

Где свет до рожденья и свет после смерти.

До и после, а в промежутке - дни жутки.

Вспомните, смеялся ли Юрий Поликарпович искренне и простодушно, как ребёнок? О нет, это не был весёлый хохотун. Смех чаще всего выражался у него в виде несколько кривоватой усмешки. Выражение удовольствия, но не счастья, мы видели, когда собирались вокруг него, чтобы побеседовать за стаканчиком. Его остроумие не обладало искромётностью, в нём тоже сквозила лишь печальная усмешка. Однажды я заметил ему, что для двух бутылок коньяка одной шоколадки в качестве закуски маловато, а он ответил, явно придумывая на ходу:

- Это ещё что, помнится, мы сидели и на три бутылки водки у нас было две валидолины.

При этом сей обычно с виду угрюмый человек отличался необыкновенной душевной добротой, любил зазвать к себе в гости и потчевать вкусными яствами.

Но всегда в общении с ним ощущался надрыв, сердечная тоска, ставшая невыносимой в девяностые годы.

И если говорить о причинах ранней кончины Юрия Поликарповича, то они, думаю, кроются как раз в этой тоске по разрушающейся великой державе. Он не желал видеть дальнейшего угасания мощи Родины.

Ближе всего ему, как поэту, было счастье бродяжье. Вот он перечисляет, кто за что пьёт, имея в виду, кто в чём видит счастье:

Солдат за победу, поэт за свободу,

Вдова за прохожего, мать за породу,

Младенец за всё.

Бродяга рассеянно пьёт за дорогу,

Со свистом и пылью открытую Богу,

И мерит своё.

Как ни странно, слово «счастье» дважды употребляется им в стихотворении «Атомная сказка». Счастливым оказывается дурак, который поймал царевну-лягушку и использовал её для опытов, распотрошил и пустил ток:

И улыбка познанья играла

На счастливом лице дурака.

Получается, что кто-то может находить счастье в этом грубом и физиологическом познании мира. Духовное же его понимание не приводит к счастью, рождает печаль и тоску по утраченному раю.

Дважды используется слово «счастье» в стихотворении «Узоры». Видя великолепно расшитое узорами полотно, люди говорят девушке, сотворившей сие чудо: «Это счастье!» - иметь такие девичьи грёзы и уметь их так отобразить с помощью вышивки. Здесь же выводится и утверждение о том, что счастливым взором невозможно заметить то дурное, что привносит в мир «повелитель мировой изнанки»:

Выскочил откуда-то чертёнок,

Прошмыгнул между хвалой и славой

И царапнул по зелёной нитке.

Где царапнул, там и след оставил,

Где царапнул, там и потемнело,

Хоть слегка, но всё-таки навечно.

Явно для того, кто может видеть,

А для глаз счастливых незаметно.

Значит, поэт ведал в жизни настоящее счастье, если помнил, что когда счастлив, многое дурное вокруг не замечается.

«Путь Христа» - так назвал Юрий Кузнецов своё главное произведение последних лет жизни. Это был также и его путь ко Христу. И счастье виделось ему не в здешней жизни, а в той, где теперь Христос.

В книге судеб одного не хватает листа,

В море гуляет счастливый кораблик Христа.

Небесная жизнь как счастье осознаётся и Богородицей накануне Рождества:

Чашу пустую поставит она пред собой

И наполняет по капле водой дождевой.

С тайною радостью смотрит на полную чашу,

Будто в ней видит счастливую жизнь - но не нашу.

Всё чаще в поэме «Путь Христа» слово «счастье» мелькает по мере того, как развивается Христово учение. Счастливы апостолы при своём Учителе. Не ошибусь, если скажу, что во всей поэзии Кузнецова нет такого большого количества счастливых людей, нежели в «Пути Христа», особенно в третьей части, где Спаситель показан в пору евангельских событий от Богоявления и Крещения в водах Иордана до Распятия и Воскресения. Счастлив и сам автор, завершая первые три части поэмы словами:

Отговорила моя золотая поэма,

Все остальное - и слепо, и глухо, и немо.

Боже! Я плачу и смерть отгоняю рукой.

Дай мне высокую старость и мудрый покой!

Бог ему старости не дал вообще...

Примыкающее к «Пути Христа» «Сошествие во ад» пестрит словом «несчастье». Вот к какому пониманию счастья пришёл поэт на закате своей жизни - оно со Христом. А с теми, кто не с Ним, с теми, кто ввергнут во ад, - только несчастье.

«Полюбите живого Христа», - заповедовал Кузнецов своим читателям за два года до кончины. А за несколько дней до возвращения в «свет после смерти» он создал стихотворение, в котором поэт спорит с монахом на ту же тему, пытается доказать, что если бы мир был только гаванью для греха, Спаситель не пришёл бы в человеческом облике.

В финале неожиданно оказывается, что это вовсе не монах, а всё тот же есенинский «чёрный человек», «повелитель мировой изнанки»:

При грозном имени Христа,

Дрожа от ужаса и страха,

Монах раскрыл свои уста -

И превратился в тень монаха,

А тень осклабленного рта -

В свистящую воронку праха.

И смешаны во прахе том

Добро со злом и тьма со светом.

И ходит страшным ходуном

Свистящий прах перед поэтом.

Под ним сыра земля горит,

И гул расходится залесьем.

- Смотри, - поэту говорит,-

Как я качаю поднебесьем.

Поэт вскричал: - Да это враг! -

Окстился знаменным отмахом -

И сгинул враг, как тень, в овраг...

Но где монах? И что с монахом?

Обретение Христа стало подлинным спасением для души Кузнецова, но трагедия России, вновь пытающейся уйти от Господа, только теперь из тьмы большевизма во тьму волчьего капиталистического мира, не переставала терзать сердце поэта.

Как пламенный патриот своей Родины Юрий Поликарпович, возможно, лишь тогда мог смириться с миром и познать счастье, когда перестали бы русские люди делиться на красных и белых, как в финале его стихотворения, «Струна»:

В землю белый и красный легли,

Посылая друг другу проклятья,

Два ствола поднялись из земли

От единого корня, как братья.


В пыль гражданская распря сошла,

Но закваска могильная бродит.

Отклоняется ствол от ствола,

Словно дьявол меж ними проходит.


Далеко бы они разошлись,

Да отца-старика по наитью

Посетила счастливая мысль -

Их связать металлической нитью.


Слушай, слушай, родная страна,

В грозовую ненастную пору,

Как рыдает от ветра струна

И разносится плач по простору.


В ясный день не рыдает она,

И становятся братья родными.

И такая стоит тишина,

Словно ангел витает над ними.

Счастливая мысль отца-старика в данном случае - счастливая мысль Бога Отца. А струна - это то, что в сердце поэта. То рыдает, то затихает.

http://www.stoletie.ru/kultura/russkomu_serdcu_vezde_odinoko_660.htm

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Юрьевич Сегень
«Виват, Россия!»
Беседа с писателем Константином Ковалевым-Случевским, лауреатом Патриаршей литературной премии
27.09.2018
Адмирал Комсомольского проспекта
К 40 дню кончины Валерия Николаевича Ганичева
19.08.2018
Зарядиться человечностью
Что делает литературу христианской?
18.07.2018
Все статьи Александр Юрьевич Сегень
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06