«Движение почти беспримерное в других народах...»

В честь 135-летия Освободительной русско-турецкой войны 1877-1878 гг. в в Софии будет открыто несколько памятников русским воинам

В болгарской столице установят памятник генералу И.В. Гурко, руководившему беспримерным переходом через Балканские горы, в результате чего была освобождена София. По инициативе Национального движения Русофилов Болгарии 1 марта будет открыт памятник генералу Черевину и есаулу Барыш-Тищенко, которые первыми ворвались в Софию и скинули со здания городской управы турецкий флаг. 4 марта в городке Стрелча открывается памятник полковнику Тимерязеву, отряд которого освободил этот населенный пункт в марте 1878 года.

На торжества из России приглашены представители Совета Федерации и Государственной Думы. Болгары помнят и чтут память русских воинов, кровью заплативших за свободу Болгарии от турецкого господства. Их имена запечатлены в названиях улиц и площадей болгарских городов и сел, о них говорят более 450 памятников на территории страны. Памятники эти поддерживаются в надлежащем порядке, своевременно реставрируются. Движение русофилов уделяет этой работе особое внимание. Так, активисты движения совместно с БТА восстановили в центре болгарской столицы памятник генералам Каталею и Философову, павшим в боях за освобождение Софии. В Ботевграде вместе с мэрией установили памятник русским воинам, погибшим при переходе через перевал горы Стара планина. В нынешнем году планируется открытие памятника Скобелеву в г. Казанлык. В связи с юбилейной датой в стране прошли торжественные мероприятия, конкурс детских рисунков, национальный конкурс школьников под названием «Нельзя потушить то, что не гаснет».

Все эти акции отражают преобладающее настроение нынешнего болгарского общества.

Большинство болгар болезненно воспринимают, когда руководящие лица демократической Болгарии, начиная с первого президента Ж. Желева, в своих официальных выступлениях в день национального праздника старательно избегают упоминания России.

Несведущему человеку и не разобрать: то ли Россия освободила Болгарию от Турции, то ли Турция от России. Однако подобные «новшества», равно как и появление, время от времени, русофобских опусов, «доказывающих», что турецкого ига не было, и освобождать было не от чего, вызывают возмущение самых широких кругов болгарской общественности, аргументированную критику. Честные люди дают отпор провокационным идеям, которые периодически вбрасывают в информационное пространство особенно прыткие пропагандисты «нового цивилизационного выбора» Болгарии , призывающие то установить на Шипке памятник турецким военачальникам, то переименовать кафедральный храм Александра Невского и т.п. Такого рода проявления, немыслимые еще в недавнем прошлом, встречают неприятие и беспокойство большей части болгарского общества. Справедливое возмущение вызывают они и в России. Вместе с тем, нельзя не отметить, что в отличие от болгар, сегодня в нашем обществе не знают и не помнят о героях той войны.

Говорят ли вам что-нибудь имена полковника Н. Киреева или капитана П. Калитина? А когда-то вся Россия молилась за упокоение душ этих героев, детям наказывали внести их имена на вечное поминание. Какие памятники героям войны 1877-1878 гг. вы знаете? В лучшем случае вспомните про часовню-памятник гренадерам Плевны в сквере близ Лубянки. Сброшенный с пьедестала большевиками памятник легендарному «белому генералу» М.Д. Скобелеву так до сих пор и не восстановлен. Даже к юбилейной дате не нашлось денег на создание полнометражного художественного фильма ни о Скобелеве, ни о героях Шипки, хотя на фильм о Ванге средства быстро отыскались.

Можно вспомнить блокбастер «Турецкий гамбит», авторы которого за три часа экранного времени так и не объяснили зрителям, что делали русские солдаты и господин Фандорин на территории Османской империи.

Суди-ряди, а в нашем «активе» только часовня и художественный фильм 1954 года (!) «Герои Шипки», который показывает, как русские солдаты освободили болгар, несмотря на противодействие дурака царя и бездарных царских генералов.

А 135 лет назад Россия чествовала своих сынов, победителей в Освободительной русско-турецкой войне 1877-1878 гг. Имена русских чудо-богатырей и их командиров Скобелева, Гурко, Столетова и многих других были у всех на устах: за их здравие молились, поминали погибших на поле брани, благодарили Бога за дарованную победу. Лично императрица Мария Федоровна выехала встречать авангард победителей, въезжавших в Петербург, поднесла лавровый венок с дарственной надписью.

Подвиг русских солдат был беспримерным в мировой истории, он воскресил славу русского оружия. Генерал И.В. Гурко, выступая перед солдатами, с уверенностью говорил, что потомки будут гордиться их славной победой, восхищаться их геройством, выдержкой и терпением. Ошибся генерал. Не помним мы имена своих героев, не знаем, чем гордиться! Ведь не одно поколение русских людей училось по учебникам, в которых написано, что война 1877-1878 гг. - это плод «империалистической политики царской России, которая воспользовалась восстаниями южных славян и турецкими зверствами при их подавлении для осуществления своих корыстных интересов».

И по сей день в наших учебниках истории, в лучшем случае, говорится, что Россия начала очередную русско-турецкую войну, стремясь укрепить свое влияние на Балканах. И это неудивительно: разглядеть смысл той войны и величие подвига русских солдат без православной оптики нельзя!

Вспомнить о войне 1877-1878 гг. и ее героях, значит рассказать, что в тот период понятия «русский народ» и «православный народ» были синонимами, а потому Правда Божия - была смыслом, путем и ориентиром для человека и государства. Русский народ был не этническим конгломератом, а духовной общностью, объединенной вселенской миссией - нести Слово Божие до конца света. Родство во Христе , духовное единение было важнее кровнородственных уз. Еще царь Алексей Михайлович провозгласил защиту Вселенского Православия от притеснений иноверцев не только как сокровенное чаяние своей души, но и как установку царского служения. Этот завет полностью воспринял и император Александр II, готовый, также как и Алексей Михайлович, «принести в жертву свое войско, казну и даже кровь свою для избавления гонимых православных». И российский император был твердо уверен, что вся Россия отзовется на его призыв. Так и случилось: российское общество в едином порыве поддержало освободительную войну.

Как писал Ф.М. Достоевский, в России развернулось «движение почти беспримерное в других народах по своему самоотвержению и бескорыстию, по благоговейной религиозной жажде пострадать за правое дело».

Российский император вступает в войну, несмотря на то, что военная реформа еще не завершена, турецкая армия превосходит русскую по качеству и количеству вооружения. Было и отчетливое понимание: европейские державы не только не поддержат Россию, а сделают все, чтобы не дать ей возможности воспользоваться результатами своей победы. Однако медлить было нельзя: потопленные в крови восстания православных на Балканах ясно указывали, что Турция не остановится перед их полным уничтожением. Русские люди хорошо понимали, что балканских славян казнят « за грех православия, за грех единоверия и единоплеменности с нами», более того, считали, что помощь угнетенным - их нравственный долг и обязанность совести, т.к. «через них русские получили Веру Христову и первое христианское просвещение».

Современники описывают всеобщую радость: люди на улицах поздравляли друг друга с объявлением войны Турции. Манифест 12 апреля и газеты раскупались нарасхват. Нужно ли говорить, что уклонившихся от явки по призыву не было! На фронт отправлялись тысячи добровольцев, сестер милосердия, представители всех слоев российского общества, среди них выдающиеся русские медики Н.И. Пирогов, С.П. Боткин, Н.В. Склифософский, художник В.В. Верещагин, писатели В.М. Гаршин, В.А. Гиляровский, В.И. Немирович-Данченко. Их напутствовали духовные наставники: «Вы идете на Брань за веру православную, За Христа и за Крест Его. Священная Брань! Будьте же мужественны!»

Благородная цель давала силы, и русские воины проявляли невиданные чудеса героизма. На Шипке против сорока турецких батальонов было только три батальона Орловского пехотного полка и четыре болгарских дружины. Эти семь батальонов отбили десять приступов вшестеро сильнейшего неприятеля. 23 декабря (4 января) 1877г. была освобождена София. При 30-градусном морозе русские подразделения вместе с болгарскими ополченцами трое суток совершали восхождение по пастушьим тропам, неся на руках пушки и лошадей, сумели преодолеть горные проходы через Балканы. Турецкие отряды были выбиты, и в Рождественскую ночь на оледенелых вершинах победно звучал тропарь «Рождество Твое, Христе Боже наш...».

Ценой крови 200 тысяч сынов России основные воинские силы Османской империи были разбиты, Болгария возродилась как самостоятельное государство. Свой триумф русские люди считали победой во славу Божью: «Не нам, не нам, но имени Твоему», - эти слова можно прочитать на первых памятниках в честь той победы.

Недавно созданное в администрации президента РФ управление по патриотическому воспитанию сразу же стало мишенью нападок со стороны некоторых СМИ, у которых само слово патриотизм вызывает аллергию. Положение же дел таково, что такое управление следовало бы создать уже давно. Совершенно необходима программа патриотического воспитания, прежде всего, на базе возрождения преднамеренно «забытых» героических страниц нашей истории, в том числе о вкладе России в освобождение Болгарии, Сербии, Греции, Румынии.

Нужны памятники русским героям. Это их имена должны носить улицы и площади наших городов и сел, а не террористов и разрушителей.

Необходимо разработать новый учебник отечественной истории с единой концепцией исторического развития нашей страны, очищенный от русофобии и пошлой модернизации, приписывающей прошлому мысли и восприятия, свойственные эпохе атеизма и рационализма. Нужны новые фильмы, произведения художественной литературы, прививающие интерес и любовь к отечественной истории. Следует организовать молодежные лагеря, регулярные поездки нашей молодежи по местам русской боевой славы. Так, побывав на Шипке, поклонившись русским могилам, памятникам, бережно хранимым болгарами, нельзя не почувствовать себя патриотом России, нельзя не задуматься, как, когда мы потеряли свою национальную идею, нашу общественную скрепу, и как мы можем ее вновь обрести.

http://www.stoletie.ru/slavyanskoe_pole/dvizhenije_pochti_besprimernoje_v_drugih_narodah_939.htm

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Ольга Решетникова:
Распутин в Болгарии
В своих оценках происходившего писатель оказался прав
16.03.2017
«Чтобы выжить, ты должен чувствовать себя русским»
Вспоминая Игоря Ростиславовича Шафаревича
08.03.2017
И новый Октябрь впереди?
Размышления историка в год столетия Русской революции
14.01.2017
Духовный пастырь русских и болгар
Архиепископ Серафим (Соболев, 1881-1950) причислен к лику святых
11.02.2016
Православие - путь выживания
Русский храм в Софии - символ духовного единства болгарского и русского народов
12.12.2014
Все статьи автора