Когда я размышляю над тем, нужен или нет нашему обществу особый закон о защите верующих, мне видится следующее: по долгу священнического служения мне нередко приходится бывать в наших городских больницах, исповедовать и причащать страждущих, беседовать с унывающими, служить молебны о здравии, освящать больничные помещения... Всякий раз, приходя в лечебное учреждение, я, как и положено, надеваю бахилы. Меня никто к этому не принуждает: я и сам, как всякий сознательный человек, прекрасно понимаю, что больницы без чистоты быть не может. И я очень стараюсь не нарушать принятые правила гигиены - я даже сшил специальный белый подрясник, который надеваю, когда иду навестить больных. Думаю, что ни у кого мои действия не вызовут недоумения: наше общество достаточно созрело для понимания важности гигиены.
Но кроме чистоты и опрятности телесной существует и опрятность духовная, духовная гигиена, - и соблюдение её так же важно для человека, как и выполнение несложных медицинских правил. К сожалению, до осознания такой необходимости наше общество ещё не доросло.
Да, нам не нужен специальный закон о соблюдении чистоты в больницах, но закон об уважении прав верующих сегодня необходим. С помощью законодательства мы сможем воспитать в гражданах уважительное отношение к чужим убеждениям.
А в том, что такое воспитание необходимо, нас убеждает весь тот шум, что поднялся в обществе после известия о начале обсуждения соответствующего закона. Многие искренне недоумевают. Многие, к сожалению, пытаются тем или иным способом противодействовать. Разумную мысль пытаются довести до абсурда. Говорят о том, что нет смысла выделять верующих в особую группу, ибо таких групп можно выделить множество: атеисты, пацифисты, патриоты, наконец, просто пенсионеры, чьи права тоже зачастую подвергаются ущемлению... Если будет закон, защищающий права верующих, то почему не быть закону, защищающему права атеистов, - ведь перед Конституцией верующий и атеист равны. Неправомерно выделять религиозные чувства среди прочих нравственных чувств человека.
Да, как будто такое утверждение справедливо, но давайте вернёмся к моему рассказу о больнице. Подобно тому, как правила больничной гигиены станет нарушать только отчаянный хулиган (да и найдётся ли такой?), так же права пенсионеров или атеистов всем понятны и всеми в душе принимаются. Атеистов никто не тащит силком в храм, не заставляет их держать дома иконы или праздновать религиозные праздники. Пенсионеров разумный, порядочный человек тоже не обидит. Права патриотов? У патриотов есть одно право: любить и защищать Родину. Это право отнять невозможно. И по-моему, здесь всё обстоит не так плохо: всякий раз, когда на Родину надвигалась беда, наш народ проявлял именно высокую степень патриотизма, вставая как один на защиту России.
Но именно в вопросах веры, в вопросах духовности наше общество остаётся крайне незрелым. Это отлично видно, если рассмотреть повнимательней реакцию людей на печально памятный «панк-молебен» в храме Христа Спасителя. Мнения людей разошлись в самом широком спектре - от решительного осуждения хулиганок до прославления их кощунственных действий. В вопросе веры наше общество не едино; когда приходится решать вопросы, связанные с духовностью, российское общество напоминает Лебедя, Рака и Щуку из известной басни Крылова. Хорошо ли это? Разве вопросы веры - это проблема столь маловажная, незначительная, что её можно решать на авось, куда кривая вывезет?
По моему глубокому убеждению, государство должно здесь возвысить свой голос и с помощью закона разъяснить людям, что права верующих необходимо уважать и соблюдать. Слава Богу, сейчас в нашей стране существует множество храмов. Вполне понятно, что у разных людей - в том числе и тех, кто далёк от религии, - время от времени возникает желание зайти в церковь, полюбопытствовать, что там творится, - и мы только приветствуем такое желание. Но нужно, чтобы эти люди понимали: в храме Божием существуют свои законы, свои правила поведения, достаточно простые и необременительные. Входя в храм, необходимо их соблюдать, чтобы никого не оскорбить своим видом и поведением, не смутить и не обидеть. Думаю, принятие закона, разъясняющего это, не будет насилием над человеческой свободой, а будет воспитательной мерой, направленной на преодоление незрелости общественного сознания.
Я считаю, что весьма справедливо решение президента о том, что прежде принятия закона его необходимо широко обсудить. Да, в обществе существуют определённые нестроения, и их нужно преодолеть, мирно договорившись друг с другом, обсудив все спорные вопросы.
Я ни в коей мере не хочу предрешать, каким должен быть этот закон: думаю, что наше общество, Церковь, священноначалие скажут своё веское слово в таком обсуждении. Я только хотел бы выразить своё опасение - думаю, вполне оправданное: законов в России много, в том числе и очень хороших, очень дельных, справедливых... Но механизм их действия продуман далеко не всегда. Очень хотелось бы, чтобы новый закон о правах верующих не стал пустой отпиской, ничего не значащим документом, но был бы полновесным государственным законом - действенным и общественно полезным. И именно поэтому нужно воспитывать общество.
Протоиерей Вадим БУРЕНИН, настоятель храма Рождества св.Иоанна Предтечи на Каменном острове