Экспансия «Бессарабской митрополии» в Одесской области

Новости Москвы 
0
272
Время на чтение 7 минут

Митрополит Агафангел в селе Камышовка

В то время пока украинское правительство думает, а политикум рассуждает о вопросах интеграции,  параллельно ведя  очередную «газовую войну» с Россией, над столь вожделенной независимостью и территориальной целостностью Украины продолжает угрожающе висеть самый настоящий политический дамоклов меч. Почему-то угрозу со стороны соседней Румынии видят только тогда, когда заходит речь об острове Змеиный или судоходстве по Дунаю.

Иногда еще говорят о раздаче румынских паспортов в Северной Буковине.  Но практически в СМИ не встречаешь информации о духовной экспансии Румынии на территории Молдавии, Приднестровья и в  Одесской области.  Внешнюю угрозу политические «верхи» по-прежнему видят только со стороны России. А между тем Румыния - это член НАТО и Евросоюза, пусть и не самый сильный, но зато один из ближайших. Не нужно забывать, что в Румынии считаются «своими» все земли, когда-то входившие в ее состав,  вне зависимости от того, к какому государству они сегодня относятся. Термин «Великая Румыния» актуален. Конечно, вернуть под свой протекторат Молдавию, Приднестровье и часть Одесской области (историческую Бессарабию) Румыния сегодня не может. Но вести работу по своему проникновению на эти земли - вполне. И если на Западе Украины идет активная румынизация населения путем выдачи паспортов (не только этническим румынам), то на Юго-Западе, в том числе  и в Одесской области, действует тактика «духовной экспансии».

На практике это выглядит в форме открытия «параллельных» приходов на канонической территории Московского патриархата. Как такое может быть? Румыния в очередной раз пытается  «воскресить» свою «Бессарабскую митрополию». Первоначально  такая митрополия в составе Русской Православной Церкви действовала с 1813 года, практически со времени вхождения этих земель в состав Российской империи. Спустя чуть более ста лет, когда Россия была раздираема войнами и революцией, в результате которых империя распалась, именно в 1918 году  Румыния оккупировала Бессарабию  и провозгласила свою митрополию в Кишиневе, переподчинив себе все русские православные храмы.  Действовала «первая» «Бессарабская митрополия» до 1940 года, т.е. до вхождения Молдавии в состав СССР. «Второе дыхание» это религиозное новообразование получило в годы Великой Отечественной войны, вернее во время румыно-немецкой оккупации, когда Бессарабия вошла в состав Королевства Румыния. Согласно германско-румынскому соглашению в Бендерах от 30 августа 1941 г., территория между реками Днестром и Бугом передавалась Румынии в качестве вознаграждения за ее участие в войне с СССР. Бессарабия именовалась Транснистрия, или Заднестровье.

 

 

Транснистрия в годы войны

Этим скорбным положением воспользовалась Румынская Православная Церковь, распространившая  на оккупированных землях свою юрисдикцию. Оккупационные власти активно её поддерживали, рассчитывая использовать ее в качестве средства румынизации славянского населения, чтобы полностью включить новые области в румынское государство.  В первые недели оккупации церковные службы в Транснистрии выполняли свою роль: супруги венчались в церкви, отцы и матери активно крестили детей. Однако румынские власти хотели не просто возродить Православие в Транснистрии, но и поставить его под свой контроль, ликвидировав  «Московское Православие». Да и поначалу радостное чувство, возникшее от возобновления приходской жизни, постепенно ослаблялось тем, что богослужения совершали румынские священники. Местное население было шокировано даже внешним видом священников из Румынии. «Не те священники», - говорили люди.  Кроме того, в храмах продавали и раздавали портреты Гитлера, Муссолини и Антонеску. Когда с приближением линии фронта румынские клирики «Заднестровья» покидали приходы, их места занимали эвакуировавшиеся из Восточной Украины священники украинского и русского происхождения, пользовавшиеся несравненно большим доверием и любовью народа. 10 апреля 1944 года Красная армия освободила  Одессу. До конца существования «Бессарабской митрополии» остались считанные дни. С освобождением от немецко-румынских оккупантов и возвращением Молдавии в состав СССР деятельность Румынской Православной Церкви на нашей территории прекращается. Но только до следующего момента слабости России, а именно - до времени распада Советского Союза.

В сентябре 1992 года некоторые священнослужители Молдавской епархии Московского патриархата объявили о воссоздании Бессарабской епархии в составе Румынской Православной Церкви. Главой самопровозглашенной епархии стал бывший епископ Бельцский и викарий Кишиневской епархии РПЦ Петр (Пэдурару).

20 октября 1992 года Священный Синод РПЦ запретил епископа Петра в служении «впредь до полного раскаяния». 19 декабря того же года Румынская Церковь  приняла  его в свою юрисдикцию в сане архиепископа Кишиневского, митрополита всей Бессарабии. Деятельность «Бессарабской митрополии» Молдавией не ограничилась. В 1995 году Румынский патриархат дал «митрополиту всей Бессарабии» Петру (Пэдурару) статус экзарха новых земель с правом создавать приходы за пределами этой страны. Первым таким приходом Румынского патриархата стал зарегистрированный в 2003 году приход храма святых Петра и Павла в селе  Камышовка,  расположенном в ста километрах от румынской границы на территории Одесской области в Измаильском районе (в Румынии называется Хаджи Курда, как до 1947 года). А 16 июля 2011 года «митрополит» Петр Пэдурару освятил уже храм «Бессарабской митрополии», построенный, как подчеркивалось,  на земле частного лица.

 

 

«Частный» румынский храм в с. Камышовка Одесской области

При этом в селе есть храм с аналогичным названием, относящийся к Одесской епархии УПЦ МП. Характерно, что, по данным румынской стороны, «до 90% жителей села составляют этнические румыны». А по данным молдавской общины Украины, «во всей Одесской области проживают около 700 румын, в селе Камышовка их около двух десятков».

Не нужно думать, что столь агрессивные действия «братьев»-румын остались без ответа. В декабре 2003 года с официальным протестом в Отдел по делам религий одесской обладминистрации по поводу регистрации общины «Бессарабской митрополии» в Камышовке обратился Высокопреосвященнейший Агафангел, митрополит  Одесский и Измальский. Владыка в этом обращении особо отметил, что речь идет не только о вторжении на каноническую территорию Московского патриархата, но также о возможных территориальных притязаниях Румынии на юг Одесской области.  Секретарь Одесской епархии УПЦ МП протоиерей Андрей Новиков в этой связи заявил: «Румынская церковь в селе Камышовка принадлежит так называемой Бессарабской митрополии - раскольничьему образованию. Она находится на канонической территории Русской Православной Церкви, и мы не можем признавать ни само образование этого храма, ни совершение в нем богослужений... Даже если службы в этом храме совершаются законно рукоположенными священниками, они не имеют должной благодатной силы. А в политическом смысле - это претензии Румынии, которая имеет виды на данный регион». На сайте существующего в Камышовке прихода УПЦ МП ситуация в селе характеризуется как «война», которую верующие Московского патриархата уже не первый год ведут с финансируемыми из-за рубежа «румынскими националистами».

Не осталась в стороне и официальная Румынская Церковь.   В апреле 2005 года, после протеста Священного Синода РПЦ, Патриарх всея Румынии Феоктист заявил, что запрещает своей Бессарабской митрополии экспансию на сопредельные территории.

Осенью 2007 года Румынским патриархом стал Даниил, и  Священный Синод Румынской Церкви официально объявил о создании трех новых епархий в рамках «Бессарабской митрополии»: Бельцкой, Дубоссарской епархий и епархии Южной Бессарабии с центром в городе Кантемире. А в ноябре  2007 года митрополит Петр (Пэдурару) заявил: «Когда сложится благоприятное время, резиденции Бельцкой и Кантемирской епархий переместятся в украинские города - Хотин, Измаил, Белгород-Днестровский». Общины «Бессарабской митрополии» действуют не только на территории Молдавии, Приднестровья и Одесской области Украины. Они были учреждены в Черновцах, в Чебоксарах, в Москве и  Московской области.

Московский патриархат не остался безучастным в данной ситуации. 26 августа 2011 года Священный Синод Украинской Православной Церкви выразил обеспокоенность деятельностью «Бессарабской митрополии» Румынской Православной Церкви на канонической территории Украинской Православной Церкви. От имени Синода Блаженнейший  митрополит Владимир направил соответствующее письмо патриарху Даниилу.

Неоднократно выражали свою обеспокоенность столь агрессивными действиями Румынской Церкви и Священный Синод Русской Православной Церкви, Отдел внешних церковных связей РПЦ. Однако «Бессарабской митрополией» планируется открытие еще одного румынского прихода в г. Рени Одесской области. В настоящее время  он находится в стадии регистрации. И по существующему украинскому законодательству будет зарегистрирован. 

Проблема противостояния румынской духовной экспансии не видна за частоколом цифр на официальном сайте Одесской областной государственной администрации: «В области зарегистрированы и действуют 1290 религиозных организаций, в том числе: 3 духовных центра, 14 религиозных управлений, 1223 религиозных общины, 19 монастырей, 18 миссий, 2 братства и 11 духовных учебных заведений. Преобладающее большинство религиозных организаций (1239) относится к христианству, 12 - к иудаизму, 10 - к исламу, 29 - к нетрадиционным и новейшим вероисповеданиям. Духовную  работу в религиозных организациях проводят 1116 священнослужителей, в том числе 59 иностранцев».

При нынешних реалиях церковной жизни на Украине, когда бедным сельским храмам Московского патриархата противостоят финансируемые Румынским государством «миссионеры», не трудно догадаться, на чьей стороне будет перевес. Притом, что Румынская Церковь - это не филаретовские раскольники и не самосвяты-автокефалисты. А местное население часто не в состоянии разобраться  «где кто».

Остается надеяться, что и в этом отдаленном  от Москвы регионе будет выполняться решение буквально только что завершившегося Архиерейского Собора о мерах социальной поддержки священнослужителей и, в частности, бедных приходов. Это - практически единственное, что может сделать Одесская епархия в противостоянии румынской экспансии, т.к. именно на создаваемые епархиальные комиссии возлагаются труды по оказанию материальной помощи бедным приходам.

В этой связи у читателя может возникнуть вопрос о том, как повлияет на происходящие события недавний раздел Одесской епархии. Без сомнения, это процесс укрепления позиций канонической Церкви в регионе, т.к. чем больше епископов, тем сильнее Церковь. К тому же территория, на которой активно действует в Одесской области «Бессарабская митрополия»,  осталась в подчинении Владыки Агафангела, авторитет которого непререкаем во всем Православном Мире.

http://odnarodyna.com.ua/node/12137
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Ольга Кравец
Все статьи Ольга Кравец
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06