Протоиерей Всеволод Чаплин: «В социализме немало христианского»

Недавно председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин высказал несогласие с теми, кто утверждает, будто советский период является «черной полосой». И выразил надежду, что посредством диалога Русской православной церкви и левых сил получится выработать беспристрастную оценку этого периода отечественной истории. «Культура» встретилась с отцом Всеволодом и уточнила его позицию по вопросу, может ли православный человек быть советским патриотом, и противоречат ли христианству социалистические идеи.

культура: Существует впечатление, что церковное большинство выражает строго антисоветские взгляды. Во всяком случае, православные публицисты в течение последних двух десятилетий обычно выступали с жесткой критикой советского периода. Вы же заняли во многом противоположную позицию.

отец Всеволод: На самом деле все не так просто. Как раз большинство людей в нашей Церкви - значительная часть духовенства старшего возраста и многие прихожане - видят в советском времени немало хорошего. Нынешнюю реальность эти люди во многих ее аспектах оценивают гораздо хуже, чем советскую. В особенности - состояние общественной нравственности, молодежи, заботу государства о человеке. Несмотря на это, православный человек, конечно, не должен забывать о том, что в советском периоде было неприемлемым. Это, в первую очередь, гонения на православную веру и Церковь, большое количество невинно пролитой крови, особенно в ранний период советской власти. Христиане не пацифисты, мы допускаем применение силы в ответ на агрессию, но пролитие крови людей невинных не имеет никаких оправданий. И поэтому однозначно позитивная оценка того времени для православного человека столь же недопустима, как и однозначно негативная.

культура: Получается, что этот период нашей истории для отношений Церкви и государства не был черно-белым?

отец Всеволод: Да, в нем вполне резонно выделить временные отрезки, когда характер власти и ее отношения с Церковью были разными. За исключением крайних обновленцев практически никто из православных людей не разделял устремлений коммунистических лидеров первых постреволюционных лет. И даже в известной Декларации митрополита Сергия (Страгородского) 1927 года говорится не о лояльности коммунистической партии и тогдашней власти, но о том, что «мы хотим быть православными и в то же время сознавать Советский Союз нашей гражданской Родиной».

культура: То есть православный человек вполне может быть советским патриотом?

отец Всеволод: Совершенно верно. Правда, реальная перемена к лучшему в отношениях Церкви и власти произошла позже - в годы Великой Отечественной войны. После этого они, конечно, не стали безоблачными, однако никаких «чекистов» и «коммунистов» в рясах, которых сегодня так любят рисовать некоторые публицисты, в советские годы я не встречал, хотя в те же 80-е годы очень хорошо знал жизнь практически всего советского духовенства. Да, было давление, но, поверьте, множество православных людей совершенно искренне считали тогдашнюю власть своей и были советскими патриотами. Встречались даже случаи, которые я, в то время диссидентствующий молодой человек, считал абсурдными. Так, например, один почтенный московский священник в слове перед исповедью совершенно искренне говорил о том, что мы многим грешны, но самый главный наш грех - это дурные мысли о социалистическом отечестве.

культура: Но в начале 90-х годов среди православных людей в России значительно возрос авторитет русской эмиграции, РПЦЗ, которые были носителями антисоветских идеалов.

отец Всеволод: Русская зарубежная церковь сделала очень много, чтобы не дать умереть идеалам дореволюционной России и монархической идее, но ее влияние в России было далеко не абсолютным. А русская эмиграция послереволюционных лет сегодня уже практически ни для кого не является идеалом.

культура: Недавно Вы заявили, что необходим диалог с левыми силами относительно оценки советского периода...

отец Всеволод: Этот диалог на моей памяти продолжается около двадцати лет, то есть все то время, что я занимаюсь вопросами взаимоотношений Церкви и общества. В самой левой, социалистической идее есть немало христианского: справедливость - это на 100% христианское понятие. Проблемы, которые были порождены социально-экономической политикой 90-х годов, ждут христианского ответа. И если те же католики и традиционные протестанты достаточно активно участвуют в социальной жизни своих стран, то и нам, православным христианам, не стоит молчать. Не исключаю, что уже очень скоро в России среди левых политических сил будут появляться христиански мотивированные группы. Этому есть немало предпосылок: сегодня уже активно происходит христианское осмысление левых идей. Так, например, многие участники Всемирного русского народного собора, причем далеко не только представители старшего поколения, размышляют в ключе, созвучном идеям социальной справедливости.

Михаил Тюренков

http://portal-kultura.ru/articles/symbol-of-faith/2668-protoierey-vsevolod-chaplin-v-sotsializme-nemalo-khristianskogo/

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Всеволод Чаплин:
Все статьи автора
Михаил Тюренков:
«Дорога домой»: Памяти отца Николая Агафонова
17 июня на 65-м году земной жизни отошёл ко Господу замечательный православный пастырь и проповедник, автор множества книг, лауреат Патриаршей литературной премии протоиерей Николай Агафонов
20.06.2019
Дело об убийстве Царской семьи: Открытия и сомнения судебного медика
Известный судебный медик, криминалист и антрополог Вячеслав Попов рассказал "Царьграду" о ходе экспертизы по делу об убийстве последней Царской семьи и их приближенных и исследовании "екатеринбургских останков"
22.02.2018
Все статьи автора