Говорят, с Поликуровского холма начиналась вся Ялта. С греческого языка название «поликур» переводится как «много крепостей». Это место также называют «старосельем». Здесь когда-то было древнее поселение, тут были найдены «каменные ящики» - захоронения тавров, древнейших жителей южного берега Крыма. А средневековые крепостные стены сохранялись до XIX века. В 1774 году после взятия Ялты турки обложили церковь, стоящую на мысе, влажной соломой и подожгли. Христиане, греки и русские, надеявшиеся на спасение в ее стенах, погибли от огня и дыма. Затем турки церковь взорвали и отплыли в Алушту, где вскоре у деревни Шумы были разбиты корпусом генерала М. И. Голенищева-Кутузова, именно в том бою раненного в правый глаз. В 1802 году племянник знаменитого А. П. Сумарокова, офицер, очеркист, судья Павел Сумароков, коего краеведы иногда называют «открывателем земли крымской», в своих «Записках» отмечал: «При утесе, во внутренностях крепостных ограждений стоят еще стены церкви святого Иоанна, в которой совершилось варварское убиение россов. Кудреватая яблоня заслоняет вход во храм, а произросший посреди оного шиповный куст пребывает приличным символом пролитой тут крови».
Вид Ялты. Старая гравюра. Крупно слева - храм святителя Иоанна Златоуста
Сегодня, слава Богу, златоглавая колоколенка мавританского архитектурного стиля - храма святителя Иоанна Златоуста, стоящего на Поликуровском холме, видна отовсюду. Этот шпиль, взметнувшийся в ялтинское небо, является неотъемлемой частью здешнего ландшафтного облика. У современного поэта-ялтинца В. Егиазарова, чью фразу мы взяли для заглавия статьи, есть такие строки:
Я потянусь с ленцой до хруста, и взор порадует вполне храм Иоанна Златоуста на Поликуровском холме. Он в Ялте отовсюду виден. И я, чтоб раздобыть обед, со скал надергав крупных мидий, плыл на знакомый силуэт... Колокольня храма пережила и войны, и времена безбожия - говорят, по той практической причине, что на ней имелся маяк, занесенный во все лоции мира. А вот примыкавшему к колокольне храму пришлось пережить и долгий период разрушения - до основанья, до самого фундамента.Сто семьдесят лет минуло храму. По словам его сегодняшнего настоятеля отца Владислава Шмидта, «крестами своими он осеняет город и предместье, освящая и благословляя жителей, приезжих и гостей. Храм виден с моря и гор, со всех точек Ялтинской долины, где не заслоняют его строения нуворишей - современные небоскребы-монстры, рожденные гением нынешних градоправителей. Сияя своими куполами, он привлекает взор и души».
Сияя своими куполами, храм привлекает взор и души
По справкам, собранным архитектором К. И. Эшлиманом у старожилов деревень, Ялтовских и Аутских греков, имя святителя Иоанна Златоуста носил в Ялте древний храм, некогда располагавшийся здесь и описанный в свидетельствах многочисленных разноплеменных путешественников. Историки рассказывают, что, плавно спускаясь к морю, Поликуровский холм образовывал клювовидный мыс, который татарское население величало «Келисе-бурун», что значит «церковный», а греки и вслед за ними русские - мысом святителя Иоанна.
Храм святителя Иоанна Златоуста в Ялте
Вспомним, что вселенский учитель и столп церкви святитель Иоанн Златоуст был великим богословом, гениальным проповедником, занимался миссионерской и благотворительной деятельностью в IV веке. Им был составлен чин литургии, который и сегодня совершается в наших храмах. Обличитель пороков, он был отправлен Византийской императрицей Евдоксией в ссылку в далекое армянское село Кукуз. Затем был переведен в Колхиду. Не выдержав далекого пути, святой скончался в абхазском селе Команы (близ нынешней Пицунды), откуда намного позднее его честные мощи с почетом были изнесены в Константинополь. Иоанну Златоусту принадлежит фраза «Слава Богу за всё!». Это были последние, тихие, слова святителя. В 2007 году Церковь отметила 1600-летие преставления святителя Иоанна Златоуста.
У надвратной фрески святителя Иоанна Златоуста. Вербное воскресенье
* * *
После присоединения Крыма к России в 1783 году Ялта представляла собой маленькую рыбацкую деревушку. По сведениям 1800 года в ней насчитывалось 13 деревянных домиков и военный гарнизон, устроенный еще А. В. Суворовым в 1771 году. В 1823 году генерал-губернатор Новороссийского края, к которому относилась и Таврида, граф М. С. Воронцов начал создавать в этих местах курортный край, своеобразную русскую Ривьеру. В Ялте он раздал 200 десятин земли, обязав ее владельцев заниматься садоводством, земледелием и строительством. Чтобы дело шло быстрее, по инициативе губернатора начали прокладывать шоссе, соединившее Южный берег с Симферополем, а затем и с Севастополем.
Первый архитектор южного берега Крыма англичанин Ф. Эльсон, начавший строительство храма Иоанна Златоуста, удачно избрал место на Поликуровском холме на высоте 45 метров над уровнем моря, и таким образом сам холм и храм на нем стали определяющим ориентиром для градостроительной планировки. До начала XX века все улицы центральной части Ялты прокладывались так, чтобы храм венчал собою восходящую перспективу каждой из них. Он приковывал к себе взоры мореплавателей и потому был включен в международные лоции Черного моря.
Однако чертежи будущего храма Воронцову не понравились, и он поручил одесскому архитектору Георгию (Джорджио) Торичелли «начертать планы и фасады церкви, ибо представленные ранее - негодны». Торичелли сделал проекты двух похожих храмов. Один из них был оставлен за Ялтой, другой (Преображенский) - построен в Мошнах на Черкассщине, в малороссийском имении Воронцова.
Преображенский храм в Мошнах. Возведен в 1843 году
Сегодняшний настоятель ялтинского храма святителя Иоанна Златоуста отец Владислав Шмидт высказывается не только весьма поэтично, но и переходит на острую проповедническую публицистику: «Воздух, пропитанный терпкой смолой диковинных горных растений, густеет от смешавшихся красок: лиловых, синих, ультрамариновых, палевых, охристых, сангиревых. Это наша Ялта в колыбели своего рождения. Маленькая рыбацкая деревушка, включенная в сферу имперских интересов великой державы, сделала свой первый шаг. Это потом будет курортный бум второй половины XIX века, сезоны винограда, день «Белого цветка», чеховские спектакли Московского Художественного, белый рай будущей эмиграции и кровавые расстрельные ямы для пожелавших остаться, пионерский задор первых крестьянских санаториев и послевоенный дележ европейской карты. Массовое закрытие православных храмов как очагов мракобесия и перманентная советская разруха, пафос «первой всесоюзной здравницы» и надменный апломб номенклатурных дач. Борьба за «прихватизацию» госсобственности и обилие крутых «сиротских» поселков элитного типа на участках земли, отхваченных у заповедного леса. Утомительная многолюдная суета летом и пустынная скука зимой. Все это будет потом. В меру интересное для интересующихся, но все также тривиально как будни, которым нет конца. А тогда, в тот самый «следующий день», день, следующий за днем, когда освятили нашу церковь, на морском горизонте сверкнули белые паруса царской яхты «Полярная звезда». Итак, на следующий день, 17 сентября 1837 года (по старому стилю), в Ялту прибыл император Всероссийский Николай I с супругой и детьми».
Колокольня церкви в честь архиепископа Константинопольского Иоанна Златоуста на Поликуровском холме стала первым каменным зданием Ялты. Освящение храма, по некоторым сведениям, совершил архиепископ Херсонский и Таврический Гавриил (Розанов). Есть и недавние изыскания, что это был симферопольский протоиерей Родионов. Именно на следующий день по освящении храма, то есть 17 сентября 1837 года, последовал высочайший указ о присвоении Ялте статуса города. Через полгода, 23 марта 1838 года, был издан указ Сената: «...учредить в Таврической губернии новый уезд... под названием Ялтинского, переименовав местечко Ялты городом».
Собор - в 4 двери и 21 окно - стал настоящим украшением молодой Ялты. Его построили из местного камня бута, оштукатуренные стены окрасили в светлые тона, храм увенчали 4 позолоченных купола.
В 1853 году храм посещали 560 прихожан и солдаты греческого балаклавского гарнизона. Настоятелем в то время был протоиерей Григорий Брюховский.
Неподалеку от храма возникло городское кладбище, где упокоены многие выдающиеся личности: первый архитектор Южного берега, строитель храма Иоанна Златоуста К.И. Эшлиман, родоначальник отечественной кинематографии А.А. Ханжонков, основоположник климатолечения В.Н. Дмитриев, поэт С.В. Руданский и другие. Теперь здесь создан мемориальный некрополь.
В 1883 году на средства городского головы статского советника героя Крымской кампании барона А.Л. Ниль-Врангеля фон Гюбенталя (лютеранина) к храму был пристроен придел во имя святого апостола Андрея Первозванного. В 1894 году по проекту городского архитектора Н.П. Краснова, известного нам по ряду чудесных крымских строений, в частности по комплексу Ливадийского дворца, четыре прежних луковичных купола были разобраны и сведены в один шатровый купол византийского стиля. Под руководством Краснова была построена часовня святителя Николая Мирликийского у входа в морской вокзал - на том самом месте, где государь Николай I огласил решение о жаловании Ялте статуса города.
Николаевская часовня в Ялте. Старая и восстановленная
Неподалеку, на улице Толстого (дом 10), Н. Краснов построил церковно-приходскую школу при храме Иоанна Златоуста, получившую имя великой княжны Ольги Николаевны, старшей дочери императора Николая I. Попечительницей школы стала Ю.И. Базанова, немало жертвовавшая на её строительство.
Воскресная школа имени великой княжны Ольги Николаевны. Старая и восстановленная
* * *
Назовем, конечно же, имена и других настоятелей храма, протоиереев, служивших с 1837 по 1917 годы. Это Иаков Черняев, Алексий Сорокин, Афанасий Савинский, Василий Сердюков, Александр Терновский. Последний, будучи законоучителем ялтинской мужской гимназии, гласным членом городской думы, лицом, приглашаемым к совершению богослужений в присутствии августейших особ, сделал для храма за годы своего настоятельства больше, чем все его предшественники.
Протоиерей Александр Терновский
Его дочь Надежда пользовалась благосклонностью А.П. Чехова и, как считают литературоведы, отчасти стала прообразом Анны Сергеевны из ялтинского рассказа «Дама с собачкой».
Надежда Александровна Терновская
Памятным для ялтинцев стало служение в храме протоиерея Иоанна Сергиева, впоследствии святого праведного Иоанна Кронштадтского, которое состоялось, по свидетельству барона Николая Тизенгаузена, 10 октября 1894 года.
В храме Иоанна Златоуста служил с 1928 года и отец Димитрий Киранов, священник в пятом поколении, происходивший из древнего болгарского священнического рода. Его предки жили на территории, принадлежавшей Турции, и подвергались жестоким гонениям, но от священнического сана, следуя завещанию прапрадеда Протосия Киранова, не отказывались. В 1830 году большая семья Кирановых уехала в Россию, где Димитрий и родился в 1879 году - в селе Мануиловке Бердянского уезда Таврической губернии.
Годы служения отцу Димитрию достались нелегкие. Его арестовывали в 1923, 1929, 1932 годах, он был сослан на 3 года в Казахстан, вернулся к службе в 1935-м, а в 1937 году снова арестован и 4 января 1938 года был расстрелян во внутреннем дворе Симферопольской тюрьмы. В 2000 году Архиерейский Собор РПЦ причислил мученика к лику святых.
Священномученик Димитрий Ялтинский (Киранов). Икона
После того, как Ялту заняли немецко-фашистские оккупанты, в храме вспыхнул пожар, за считанные часы уничтоживший здание. Обгоревшие стены были разобраны в послевоенные годы. Не сохранились также церковно-приходская школа и часовня. Часовню закрыли еще в 1930 году, а в 1932 году разобрали.
Лишь в 1994 году с благословения Владыки Лазаря, архиепископа Симферопольского и Крымского были начаты работы по изысканию средств, проектировке и воссозданию храма. Большую работу провел нынешний настоятель церкви отец Владислав. Батюшка говорит: «Строительство храмов на Руси испокон веков было святым делом... Помните прекрасный православный обычай: каждый, кто положит хоть один камушек в стену будущего храма, не будет забыт у Бога».
Отец Владислав Шмидт на службе в Рождественские дни
На добровольные пожертвования ялтинцев и был за три года восстановлен храм святого Иоанна Златоуста по проекту А. Петровой, который она выполнила с инженером А. Рубелем из Симферополя - по сохранившимся в библиотеке Воронцовского дворца авторизованным чертежам Торичелли.
Верующие принесли в дар семейные реликвии. Храм был торжественно освящен 26 ноября 1998 года, в день памяти святителя Иоанна Златоуста, при стечении двух тысяч человек.
Божественную литургию возглавил архиепископ Симферопольский и Крымский Лазарь. А к праздничному звону колоколов присоединил голос старинный расколотый колокол, найденный прихожанами и принесенный в храм. Сегодня этот колокол расположен у входа в храм и встречает всех прихожан.
Северный фасад храма святителя Иоанна Златоуста. В кадре виден старинный расколотый колокол
Всякий, поднявшийся с побережья сквозь рощицу милых туй, кипарисов и сосен к храму Иоанна Златоуста, будет не только вознагражден храмовой благодатью, но и с радостным удивлением поглядит на изумительной красоты резные иконостас, киоты и хоры.
Завершим рассказ лирическим стихотворением «Холм Поликура», написанным в непростые для храма годы поэтом Борисом Романовым и вместившим трудную судьбу храма.
Где ввысь не взглянуть без прищура -
слепит крутизной небосвод,
застроенный холм Поликура
легко колокольню несет.
Молчит ее звонница ныне,
внимая залетным ветрам,
венчая - зеленый и синий -
природы сверкающий храм.
А мы поднимались по склону,
по улице узкой, кривой,
шагали зеленоколонной,
в рядах кипарисов, тропой.
Глядели в просторное море,
и взгляд стал безбрежен и пуст -
ни радости светлой, ни горя.
И с нами молчал Златоуст.
Старинным кладбищем бродили.
Вдыхали духмяный чебрец.
Предчувствия нам не теснили
наивно счастливых сердец.
Пройдясь по столетнему парку,
мы к морю спускались опять,
и волны, катавшие гальку,
никак не хотели молчать.
А снизу все мельче невольней,
вон холм - среди гор бугорок:
стемнело, и на колокольне
электрик прожектор зажег.
Думается, что Господь и есть тот самый «электрик» из этого написанного просто, но непростого стихотворения, именно Он зажег всем нам в новейшее время этот дивный «прожектор» - храм Иоанна Златоуста на ялтинском холме Поликур.