Гимн на Богоявление преподобного Ефрема Сирина

Перевод

0
252
Время на чтение 9 минут

Преподобный Ефрем Сирин является достаточно таинственным автором. Во всех смыслах. Такое определение применимо не только к духовной глубине его произведений, но и к его биографии, к корпусу его произведений. Существует несколько житий преподобного Ефрема: согласно одному - он сын христиан, согласно другому - его отец был языческим жрецом и, когда узнал, что его сын общается с христианами, выгнал его из дома.

Пожалуй, о чем не спорят историки, так это о том, что преподобный Ефрем был близок к святителю Иакову Нисибинскому, был изгнан (или добровольно покинул) Нисибин после его захвата персами в 363 году и скончался в 373 году в городе Эдессе в сане диакона.

Существуют споры и относительно творческого наследия преподобного Ефрема.

Тот святой Ефрем, к которому привык русский читатель, начиная с XII века, является т. н. Ефремом Греческим - он может быть одним лицом с сирийским Ефремом, а может и не быть. По крайней мере, исследователи почти не находят «общих точек» у Ефрема Сирина «сирийского» и Ефрема «греческого»[1].

Наследие «сирийского» Ефрема обширно и многообразно: это и комментарий на Евангельскую гармонию (Диатессарон), и толкование на Книгу Бытия, и проповеди об Иосифе Прекрасном, и, конечно же, многочисленные поэтические произведения - мадраши (песнопения) «О Церкви», «О Рае», «О Распятии», «Против Юлиана» и т. д.

Вниманию читателей предлагается перевод 1-го гимна на Богоявление[2]. Во времена преподобного Ефрема в Сирии праздновался единый праздник Рождества и Богоявления, потому в этом гимне присутствуют образы, связанные как с Рождеством, так и с Крещением.

Читать преподобного Ефрема нелегко: не случайно покойный С.С. Аверинцев говорил, что поэтические творения Ефрема Сирина пребывают «между изъяснением и прикровением»[3]. Сказать, что его творения временами напоминают шифр, лишь отчасти раскрываемый с помощью Священного Писания, - почти ничего не сказать. Преподобный Ефрем возрождает поэтику библейского богословия: он мыслит яркими образами, точнее - цепочкой образов, временами неожиданной. Возьмем, например, начало 1-го Богоявленского гимна:

Небо обновил Он, ведь
Чтили безумцы светила,
Землю обновил, она
Осквернена во Адаме.

И плюновеньем Его
Новая тварь создается,
И Вседержитель возвел
Души вместе с телами.

Мысль преподобного Ефрема спускается с небес на землю, чтобы сосредоточиться на глине, брении, в которое вернулся Адам и которое взял Христос, чтобы вернуть очи слепому (см.: Ин. 9: 5-8). И от этого пункта начинается обратное движение - вновь к небесам, к возвращенному небесному отечеству, когда возводятся «души вместе с телами».

Единство Отца и Сына выражается у преподобного Ефрема потрясающим символом:

Образ духов семи[4] -
Семь очищений пророка:
Символ великий иссоп
Вместе с кропимою кровью.
Ведь разделения нет,
Неотделим от Отца
Сын Его Вседержитель.

Но этот же образ говорит о Христовой жертве, о смерти Христа и Его воскресении.

Существуют различные традиции перевода силлабических стихов святого Ефрема Сирина. С.С. Аверинцев переводил «Гимны о рае» и «Семь сынов Самоны» свободным стихом; А.В. Муравьев - славянской силлабикой. Ваш покорный слуга попытался с сирийского оригинала перевести дактилическо-трохеическим семисложником. Надеюсь на снисхождение дорогих читателей. Как говорит Нестор летописец: «Исправьте, а не кляните».

 

Богоявление
Богоявление
            

1-й гимн на Богоявление[5]

Небо обновил Он, ведь
Чтили безумцы светила,
Землю обновил, она
Осквернена во Адаме[6].

И плюновеньем Его

Новая тварь создается[7],
И Вседержитель возвел
Души вместе с телами.

Овцы, сберитесь и днесь
Вы без труда очищайтесь.
Вы не нуждаетесь, как
Во времена Елисея,
Семь раз в потоке реки
Для чистоты погружаться[8],

И окроплять нет нужды
Больше священству иссопом[9].

Образ духов семи -
Семь очищений пророка:
Символ великий иссоп
Вместе с кропимою кровью.
Ведь разделения нет,
Неотделим от Отца
Сын Его Вседержитель.
Гневался и роптал
В Мерре народ на пророка,
Горечь воды усладил
Им Моисей[10], дав крещенья
Образ, ведь жизни Господь

Сладкою горечь соделал[11].

Облако стан окружив,
Жар от него отгоняло[12],
Духа Святаго се знак,
Что вас окружил во крещеньи,
Ваши тела от огня

Присно он сохраняет.

Море народ перешел,
Паки се образ крещенья,
Им же омылися вы:
Море народ перешел,
Но неверным остался[13].
С верою, Духа приняв,
Ныне языки крестились.

Слово послало Свой глас[14]
Перед Своим приходом,
Чтоб уготовал он путь
И приготовил невесту
Прежде явленья Его:
Он ее воспринял
Из вод своего Крещенья.

Глас прореченья пронзил
Сына жены неплодной.
Он сквозь пустыню прошел,
В ней же он проповедал:

«Царствия Сын к нам грядет,
Путь Ему приготовьте[15],
Взыдет и вселится Он
Во обиталищах ваших»[16].

Провозглашал Иоанн:
«Тот, Кто идет за мною,
Был Он прежде меня.
Голос я, а не Слово.
Я - светильник, не Свет
И звезда, что восходит,
Пред лицем Солнца Правды[17]».

И в пустыне взывал
Иоанн, возвещая:
«Грешники, злобы всей
Днесь отвергнитесь вашей.
Плод покаяния вы
Ныне Творцу сотворите.
Вот Он идет разделить
Плевелы от пшеницы».

Солнце, победу свершив,
Тайны знак показало,
Ибо оно взошло
На двенадцать ступеней.
День же тринадцатый днесь
Символ свершенный Сына
С ближними учениками.

Побеждена была тьма,
Да побежденного явит
Нам сатану, победил
Свет, чтоб явить
Единородного Сына.
С тьмами повержена тьма,
Свет воссиял и светила,

И из высот и глубин
Два проповедника Сына:
Светлая свыше звезда
Его проповедала с неба;
Долу же Иоанн
Его от земли проповедал.
Два проповедника - два,
Се - земной, се - небесный.

Преподобный Ефрем Сирин
Предисловие и перевод диакона Владимира Василика,

25 января 2013 года

[1] Исчерпывающую библиографию по св. Ефрему см.: Брок С. Ефрем Сирин // Православная энциклопедия. Т. 19.

[2] Sancti Ephremi hymni et sermones / Ed. E. Lamy. T. 1. Mechlinae, 1889.

[3] См.: Аверинцев С.С. От берегов Босфора до берегов Евфрата. М., 1987. С. 22.

[4] Ср.: «И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его; и почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страхом Господним исполнится» (Ис. 11: 1-3). Образ семи духов, помимо пневматологического, имеет отчетливо христологическое значение.

[5] Sancti Ephremi hymni et sermones.

[6] «Проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься» (Быт. 3. 17-19).

[7] «Доколе Я в мире, Я свет миру. Сказав это, Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому, и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: "посланный". Он пошел и умылся, и пришел зрячим» (Ин. 9: 5-8). В мадраше о слепом св. Ефрем сравнивает его исцеление с творением Адама из праха земного (см.: Быт. 2: 7).

[8] Имеется в виду рассказ об исцелении Елисеем Неемана Сирийца: «И пошел он и окунулся в Иордане семь раз, по слову человека Божия, и обновилось тело его, как тело малого ребенка, и очистился» (4 Цар. 5: 14). Отметим, что это чтение в Антиохийском чине читается на Богоявление.

[9] «И чтобы очистить дом, возьмет он две птицы, кедрового дерева, червленую нить и иссопа, и заколет одну птицу над глиняным сосудом, над живою водою; и возьмет кедровое дерево и иссоп, и червленую нить и живую птицу, и омочит их в крови птицы заколотой и в живой воде, и покропит дом семь раз; и очистит дом кровью птицы и живою водою, и живою птицею и кедровым деревом, и иссопом и червленою нитью; и пустит живую птицу вне города в поле и очистит дом, и будет чист» (Лев. 14: 49-53). Св. Кирилл Александрийский в толковании на Евангелие от Матфея (8: 4) считает этот обряд символом смерти и воскресения Христа (см.: Библейские комментарии отцов и учителей Церкви I-VIII в.)

[10] «Пришли в Мерру - и не могли пить воды в Мерре, ибо она была горька, почему и наречено тому [месту] имя: Мерра. И возроптал народ на Моисея, говоря: что нам пить? [Моисей] возопил к Господу, и Господь показал ему дерево, и он бросил его в воду, и вода сделалась сладкою. Там [Бог] дал [народу] устав и закон и там испытывал его» (Исх. 15: 23-25).

[11] Это чтение в Антиохийском и Константинопольском чине также присутствует на Богоявление.

[12] «Господь же шел пред ними днем в столпе облачном, показывая им путь, а ночью в столпе огненном, светя им, дабы идти им и днем и ночью. Не отлучался столп облачный днем и столп огненный ночью от лица народа» (Исх. 13: 21-22).

[13] «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море; и все крестились в Моисея в облаке и в море; и все ели одну и ту же духовную пищу; и все пили одно и то же духовное питие: ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос. Но не о многих из них благоволил Бог, ибо они поражены были в пустыне» (1 Кор. 10: 1-5).

[14] См.: Лк. 3: 1-3.

[15] «Он сказал: я глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу, как сказал пророк Исаия» (Ин. 1: 23).

[16] См.: Ин. 14: 23: «Иисус сказал ему в ответ: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим».

[17] Сходный образный ряд присутствует в 39-м слове св. Григория Богослова: «Глас Слова, светильник Света, денница Солнца», - который позднее был позаимствован в Богоявленский канон (6-я песнь, ирмос).

http://www.pravoslavie.ru/put/59018.htm

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протодиакон Владимир Владимирович Василик
Великая вера и духовное мужество дончан
О поездке в Донбасс с гуманитарной миссией
26.11.2024
Великая Любовь к Богу и к людям
Митрофорному протоиерею Иоанну Миронову – 98 лет!
25.11.2024
Почему пресс-секретарь Главы государства позволяет себе подобное?
О странном заявлении Дмитрия Пескова по мигрантскому вопросу
23.11.2024
«Русские мыслители о судьбе и предназначении России»
Научно-практическая конференция. Часть 2
19.11.2024
Русскому человеку нужно одуматься и покаяться
В разгар демографического кризиса пора формировать великий проект сбережения русского народа – «Большая семья»
12.11.2024
Все статьи Протодиакон Владимир Владимирович Василик
Последние комментарии
Нехватка кадров? Безработица? Нет, безхозяйственность!
Новый комментарий от Владимир Николаев
27.11.2024 13:29
Запад не верит в нашу решимость
Новый комментарий от Владимир С.М.
27.11.2024 13:02
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от viner
27.11.2024 12:56
С урологами на дружеской ноге
Новый комментарий от Владимир С.М.
27.11.2024 12:45
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский танкист
27.11.2024 12:44
Церковь всегда одна
Новый комментарий от протоиерей Вячеслав Пушкарёв
27.11.2024 11:10
Дьявольский удар готовится в первый день Рождественского поста
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
27.11.2024 10:26