Рождественское эссе на тему светскости

Как Владимир Лукин творчески развил идеи вождя мирового пролетариата

0
272
Время на чтение 5 минут

Выйдя из состояния рождественской умиротворенности, я обратил свой взор на друзей и знакомых. В особенности на тех, кто намеревается составить мне компанию в "Клубе рассерженных прихожан". Обсуждать церковные, околоцерковные и совсем не церковные проблемы они еще только собираются, но в окружении домочадцев мысли у них пока исключительно семейные.

Что до меня, то я, хотя тоже человек семейный, имею одну дурную привычку. Не могу долго обойтись без чтения газет, а также еженедельников, новостных лент, блогов и иже с ними. На меня защитники свободы слова и всех прочих свобод могли бы смело ссылаться как на образцового потребителя оной свободы. Но потреблять надо осторожно. Качество продукта - вопрос наиважнейший...

Открыл я тут на днях "НГ-Религии" и наткнулся на большое интервью, которое дает газете уполномоченный по правам человека Владимир Лукин "Политика лезет в душу". Материал, как сказано в подзаголовке - "о проявлениях клерикализации, перегибах в борьбе с экстремизмом и защите верующих". Все три темы, признаюсь, не могли меня не зацепить. С азартом начинаю читать, и что же? Вначале с удовлетворением отмечаю, что автор материала, ответственный редактор "НГР" Андрей Мельников вспомнил печальные события прошлого года. И привел мнение тех, кто считает, что "Россия отходит от принципов светского государства и в стране нарушается принцип свободы совести".

Ваш покорный слуга и сам не раз говорил об этом друзьям-прихожанам. Но дальнейшее развитие темы, признаться, повергло меня в смятение. То, что имел в виду я, и то, что подразумевают под светскостью и свободой совести участники интервью, - как оказалось, "две большие разницы".

Мне трудно представить, чтобы группа православных иерархов, мирян или профессоров богословия написала президенту открытое письмо, в котором бы сетовала... ну, скажем, на "ползучую атеизацию" или, допустим, "дарвинизацию". Согласитесь, нонсенс. А вот академики-атеисты написали такое письмо о православных верующих. Увы, не только отдельные академики, но и некоторые политики предпочли бы сделать нашу страну антиклерикальной. Но чтобы при этом она по-прежнему называлась "светской". Например, мне приходилось читать, что верующий якобы не может быть оскорблен по религиозному признаку. То есть на защиту 282-й статьи УК РФ он может не рассчитывать, хотя та же 282-я бережет граждан от национальной, социальной и прочих видов ненависти. Доказательства? Пожалуйста. Защитники Pussy, справедливо сетуя на суровость приговора (тюремный срок), так и не признали за девушками очевидного разжигания религиозной розни (которое в подобных случаях должно караться штрафом).

Еще пример. Церкви вменяли в вину "клерикализацию общества" и пытались запретить высказываться на общественно-политические темы. Хотя Церковь как всякая общественная организация имеет право это делать, а также распространять свое влияние и увеличивать число сторонников (это называется "миссионерством"). О намерении Михаила Прохорова ограничить верующих "Религиозным кодексом" я даже и не говорю, и так все понятно. Какая уж тут свобода?

Но интересно, что было нарушено в этих случаях помимо свободы совести? Принцип светскости. Он самый. Понимаю, звучит непривычно. Слишком давно отклонение мы считаем нормой.

А дело-то в том, что светское государство - не религиозное и не антирелигиозное. Оно вообще не анти - какое бы то ни было. Оно равно удалено от всех учений и идеологий - религиозных, атеистических, гностиченских, агностических (принцип свободы совести). Тогда как антиклерикализм - в частности, отрицание права верующих на публичную точку зрения, - как раз и нарушает этот принцип светского государства.

Но это я так рассуждаю. А вот что имеет в виду Владимир Лукин, который по должности обязан присматривать, хорошо ли у нас соблюдаются права граждан. Корреспондент "НГ" напоминает ему о 95-й годовщине большевистского декрета "О свободе совести и о церковных и религиозных обществах" (он же Декрет об отделении Церкви от государства). На что Лукин реагирует следующим образом: "если наложить текст декрета на Конституцию России (1993 год) и Федеральный закон "О свободе совести и религиозных объединениях" (1997 год), то мы увидим, что в них присутствуют в том или ином виде все тринадцать пунктов декрета".

Прав ли господин уполномоченный? О да. И можно было бы поблагодарить его за честную констатацию факта: большевистский декрет, дискриминирующий верующих (на минуточку!) действует у нас до сих пор. Вдумайтесь: через 22 года после отмены пресловутой 6-й статьи и почти официальной декоммунизации. Все эти годы права верующих продолжают нарушаться. Печальный факт, согласитесь. Ощущение при этом такое, будто православных и иных верующих решили под шумок лишить права на постсоветское наследство. То есть права на реабилитацию и признание нанесенного ущерба. Попросту говоря, поспешили вычеркнуть из списков "жертв режима". Несмотря на тысячи взорванных храмов и расстрелянных священников.

Однако блюститель прав и свобод Лукин совсем не печалится. Оказывается, большевистский декрет был - ни много ни мало - "правовым актом строящегося светского государства в России, начальная точка которого в Феврале 1917-го года". Помилуйте, господин Лукин! Как же так можно? Какая такая "начальная точка"? Февральская революция провозгласила ровно то, что хотела провозгласить. Там не было фигур умолчания. И ничего похожего на большевистский декрет актами Временного правительства не утверждалось.

Одно дело "свобода совести", совсем другое - научный материализм и диктатура пролетариата. Одно дело равенство конфессий и идеологий, другое - "отделение Церкви". А почему тогда не "отделены" носители других идей?

Но у Лукина своя логика. Хотя господа Керенский, Милюков и проч. с господином уполномоченным наверняка не согласись бы. А ведь Лукин - человек образованный и уважаемый, создатеоль вполне респектабельной партии "Яблоко". Обидно.

Так что же случилось у нас в стране с понятием светскости? Беда в том, что в России, в отличие от просвещенного забугорья, это понятие по-прежнему приравнивается к антиклерикализму и атеизму. Что Владимир Лукин нам и демонстрирует. Ленинский расчет превратился у нас в грубейшую ошибку. Или это новый расчет? Не знаю.

Внимание, вопрос. Был ли СССР светским государством? Разумеется, нет. СССР был государством идеократическим, а конкретно атеистическим. Как раз светскостью (сиречь идейной равноудаленностью) в строго юридическом смысле там и не пахло. Зато прослеживались элементы сциентистского (в основе неоязыческого) государственного культа. Для сравнения. Современные Польша, Италия, Израиль, США - несмотря на огромную популярность в этих странах католических, иудейских, протестантских религиозных воззрений, - государства, безусловно, светские.

Нет, правильно говорил булгаковский профессор: не надо читать за обедом советских газет. Но поскольку других газет у нас по-прежнему не водится, что и доказал нам, вдохновившись пламенным ленинским декретом, блюститель прав человеческих Владимир Лукин, - то никаких не надо читать. По-моему, так.

Нельзя, от жизни отстанешь - возразят мне (и уже возражают) чуткие товарищи. Что ж, выход один: самим писать прессу. Для начала надо придумать, что называется, контент. Вот этим-то и займется наш "Клуб рассерженных прихожан" в ближайшие месяцы. Если у кого-то уже есть советы и предложения, можно присылать прямо сейчас по адресу lev@religare.ru. На все ваши письма мы обязательно ответим.

С Крещением вас, мои дорогие!

Лев Майский, рассерженный прихожанин

http://www.religare.ru/2_99110.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Лев Майский
Вещество литературы, или Как готовилась антицерковная кампания
"Людмила Улицкая и на этот раз, как это ей свойственно, занимает резко антицерковную позицию"
30.11.2012
Все статьи Лев Майский
Последние комментарии
Уроки двух лет операции на Украине
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
10.05.2024 07:21
«Если женщина не хочет рожать, никакие деньги не помогут»
Новый комментарий от Русский Иван
09.05.2024 20:26
«Дружба народов»: Россия и Средняя Азия
Новый комментарий от Русский Иван
09.05.2024 19:54
Царская Семья и Распутин
Новый комментарий от Русский Иван
09.05.2024 19:19