В последние дни уходящего года москвичам суждено стать свидетелями исторического события: 27 декабря 2012 перед Домом правительства РФ состоялось торжественное открытие памятника выдающемуся государственному и политическому деятелю - Петру Аркадьевичу Столыпину. Бронзовая фигура председателя Совета Министров Российской Империи на гранитном постаменте отныне возвышается примерно на 10 метров над площадью Свободной России со стороны Конюшковской улицы, напоминая высоким чиновникам об идеале государственного служения. Изначально пожелали принять участие в церемонии первые лица страны: Президент РФ В.В. Путин, премьер-министр РФ Д.А. Медведев и столичный градоначальник С.С. Собянин. Монумент установлен своевременно: в 2012 году отмечается 150-летие со дня рождения знаменитого политика.
Накануне этого события 26 декабря в зале Российской академии
живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова прошла пресс-конференция, на
которой приглашенные смогли познакомиться с создателями памятника и
узнать о процессе его установки. Над изваянием трудился целый авторский
коллектив, в котором соединились опыт мастеров - вице-президента Союза
архитекторов России И.Н. Воскресенского, заслуженных художников России
К.В. Зубрилина и Н.П. Сидорова - с потенциалом нового поколения -
выпускников Академии Антона и Михаила Плохоцкого, Ярослава Бородина,
Константина Филиппова, Андрея Коробцова и Владимира Олейникова. Основной
автор и руководитель проекта - народный художник России, академик,
заведующий кафедрой скульптуры С.А. Щербаков. К созданию образа
отнеслись максимально ответственно: специально для натуры шились костюмы
по выкройкам столетней давности, подбирались подходящие типажи. Также
коллектив стремился добиться максимального сходства с оригиналом лица
изваяния: щепетильно передавались даже мелкие детали. За короткий срок
была проведена колоссальная работа.
Народный художник СССР, академик РАХ, основатель и ректор
Российской академии живописи, ваяния и зодчества И.С.Глазунов с
гордостью отметил, что его воспитанники сумели победить признанных
мэтров, когда проводился конкурс. В связи с этим он призвал оказывать
поддержку молодым скульпторам, теряющимся сегодня на фоне тотальной
популяризации так называемого современного искусства - бесконечных
экспозиций из гнутых прутьев и перевёрнутых унитазов.
- Вы находитесь в последнем бастионе европейской и русской
цивилизации, - говорил Илья Сергеевич журналистам, указывая на
окружающие своды Академии, основанной в здании, где располагалось
Императорское Училище живописи, ваяния и зодчества, а учились и работали
такие живописцы, как В. Перов, М. Нестеров, А.Васнецов, В. Серов, А.
Саврасов, И. Левитан и другие. - Свидетельством того станет то чудо,
которое предстанет завтра.
Академия И.С. Глазунова давно зарекомендовал себя школой
апологетов высокого русского реализма, подчас совершенно не
востребованного по сравнению с популярным последние десятилетия
авангардом всех мастей. И действительно, памятник Столыпину
соответствует лучшим традициям русской и европейской монументальной
скульптуры, благодаря чему сравним с образцами расцвета Российской
Империи. Весной будущего года вокруг него будет организован сквер:
появятся декоративные кустарники и деревья, а также фонари в стиле
начала ХХ века.
Обсуждая финансовую сторону события, творцы отметили, что
монумент - отчасти и достижения народа, поскольку народные пожертвования
по 500 рублей из какого-нибудь дальнего уголка Сибири приходили
одновременно с крупными личными вкладами Президента и членов
правительства.
Также коснулись темы восстановления памятника в Киеве в следующем
году - ровно через сто лет после прошлого открытия. Несмотря на
непредсказуемость нынешнего президента Украины и охлаждение отношений
между братскими народами, инициатива была единодушно одобрена: в обеих
странах есть заинтересованные люди. И.С. Глазунов в очередной раз
выразил сожаление о потере взаимопонимания и других разрушительных
факторах революции, напомнив, что большевики заблуждались, представляя
историю как борьбу классов, ибо история - это борьба рас и религий.
Выразив уверенность в необходимости появления монументов, преодолевающих
разобщенность народа, Илья Сергеевич привел в пример мемориал Долина
Павших, символизирующий национальное примирение испанцев после
гражданской войны и по совместительству ставший мавзолеем Франсиско
Франко. У нас до сих пор подобных символов нет.
«Русский Вестник» поинтересовался, представляется ли возможным в
ближайшем будущем увековечение в Москве очерненного современной историей
Государя Императора Николая Александровича, которому нередко личность
прогрессивного реформатора Столыпина кое-кем противопоставляется.
Салават Александрович Щербаков согласился с тем, что такой памятник
должен появиться, напомнив, что без Царя страстотерпца новаций Петра
Аркадьевича просто не было бы, но затруднился сказать о конкретных
перспективах. Вероятно, до восстановления подлинной славы и доброго
имени последнего русского Царя еще далеко, поэтому остается удивиться и
порадоваться открытию памятника его достойному современнику, в пример
грядущим поколениям не на словах, а на деле боровшемуся и отдавшего
жизнь за великую Россию.
Филипп ЛЕБЕДЬ