Святитель Григорий Богослов
Писание показывает нам троякое рождение: рождение плотское, рождение чрез Крещение и рождение чрез Воскресение. Первое из них есть дело ночи, рабское и страстное; второе есть дело дня, оно свободно, истребляет страсти и возводит к горней жизни; третье страшнее и короче первых: оно в одно мгновение соберёт всю тварь, чтобы предстала Творцу и дала отчёт... Все сии рождения Христос почтил Собою: первое первоначальным и жизненным Рождеством; второе - воплощением и Крещением, когда крестился Сам; третье - Воскресением, которого Сам стал начатком.
...Скажут: «Христос, при всём том, что Он Бог, крещается только в тридцать лет; как же повелеваешь некрещёным людям поспешить Крещением?» Сказав, что Он - Бог, ты решил вопрос. Он - изначальная чистота и не имел нужды в очищении... Ему не было никакой опасности откладывать Крещение, потому что Сам был властен и в страдании, равно как и в рождении. Но для тебя немалая опасность, если умрёшь, родившись для одного тления и не облекшись в нетление.
Святитель Иоанн Златоуст
Почему же Богоявлением называется не тот день, в который Господь родился, а тот, в который Он крестился?.. Потому, что Христос сделался известным для всех не тогда, когда Он родился, но когда крестился; до этого дня Он не был известен народу. А что народ не знал Его, об этом послушай Иоанна Крестителя, который говорит: «...посреде вас стоит, Его же вы не весте» (Ин.1,26). И удивительно ли, что другие не знали Его, когда и сам Креститель не знал Его до того дня? «И аз, - говорит он, - не ведех Его» (Ин.1,33).
...Они (Иисус и Иоанн) были по плоти родственниками между собою: «Се Елизавет, южика твоя, и та зачат сына», - говорил Ангел Марии (Лк.1,36); если же матери были в родстве, то, очевидно, и дети. Поэтому, чтобы не показалось, будто Иоанн свидетельствует о Христе по родству, благодать Духа устроила так, что Иоанн провёл всё прежнее время своё в пустыне... Поэтому он и говорит: «И аз не ведех Его». Откуда же ты узнал? «Пославый мя, - говорит, - крестити водою, Той мне рече». (Ин.1,32-33).
...Представь себе, что заповеди закона суть двести динариев: это - долг, который род наш должен был уплатить; но мы не уплатили, и нас, подпавших такой вине, объяла смерть. Пришёл Христос и, найдя нас приговорёнными к смерти, уплатил этот долг. Поэтому Он не сказал: «нам должно сделать то и то», но «исполнити всяку правду». «Мне, Владыке богатому, - говорит Он, - надлежит уплатить за нищих». Такова причина Его Крещения: чтобы видели, что Он вместо нас исполнил весь закон... Поэтому и Дух нисшел в голубя; ибо где примирение с Богом - там и голубь. Так и в ковчег Ноев голубь принес масличную ветвь - знак человеколюбия Божия и прекращения потопа, и теперь в виде голубя нисшел Дух, показывая, что духовный человек должен быть незлобив, прост и невинен...
Протоиерей Андрей Ткачёв (Киев)
Над тихими водами Иордана, как и над мутными и тяжёлыми водами потопа, тоже летала безобидная птица. В её образе видимо для глаз явился тогда Святой Дух. Голубь Ноя отлетал и прилетал, не сразу найдя место покоя для ног своих. Это ли не образ действия Духа в отношении наших сердец, чаще всего покрытых тёмными, мёртвыми водами? «Приди и вселися», - просят Святого Духа миллионы таких же, как мы, христиан, а Духу все равно некуда вселяться, и Он, как голубь, летает над поверхностью воды, не имея места покоя для ног своих. Не забудем также и того, что окончательный суд над землёй произойдет не раньше, чем Дух Святой станет бездом-ным в мире людей. Ему некуда будет вселиться, и никто его внутрь души своей и не пригласит, и не впустит. Именно так было и перед потопом, когда сказал Бог: «Не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками сими, потому что они плоть» (Быт.6,3). Поэтому приступим к умолению Духа, да не уйдёт от нас, но паче - да вселится.
Святитель Григорий Палама
«Отверзошася Ему небеса», в то время как Марк говорит: «разверзлись». Почему же один Евангелист сказал: «отверзлись» (открылись), а другой: «разверзлись» (разорвались)? Выражением «отверзлись» он показал нам, что они, по причине нашего греха и преслушания Богу, были заперты. Для Адама, после того как он оказал непослушание Богу, закрылись небеса. Следовательно, справедливо, что Христу, во всём явившему Себя послушным Богу, отверзлись небеса. Поскольку же, как говорит сам Предтеча Господень, «не в меру Бог дает Духа, но Отец любит Сына и вся даде в руце Его» (Ин.3,34-35), ясно, что Христос и по плоти приял всю безмерную силу и действие Духа. Небеса же показали, что для твари невозможно вместить сию силу Божиего Духа, потому небеса, не выдерживая этой силы, разверзлись (разорвались). Прекрасно, следовательно, Иов сказал Богу: «Небо не чисто пред Тобою» (Иов.15,15 парафр.), называя «небом» Ангелов, Архангелов, многоочитых Херувимов, шестокрилатых Серафимов, всё иное премирное естество.
Святитель Феофан Затворник
В христианине уже не одно естество, а и благодать. На вид внешний он то же, что и все нехристиане... а на деле он есть растворение и смешение естества и благодати. Медь, например, одна издает звук глухой, а в соединении с серебром звучит чище и звонче, хотя на вид разности незаметно в той и другой. Медь одна - это естество наше; медь в соединении с серебром - то же естество, облагодатствованное в Крещении. Возьмите яблоко с дикой яблони и яблоко садовое. На вид они, может быть, совершенно схожи, а внутреннее достоинство того и другого совсем не то. Так христианин и нехристианин на вид будто одинаковы, но внутренний их не характер только, но как бы и состав, не одинаковы. Вся сила христиан - внутрь.http://pravpiter.ru/