Музейно-выставочный комплекс «Институт русского реалистического искусства», открывшийся год назад, показывает свой первый специальный проект. Выставка «Библия глазами соцреалиста» Гелия Коржева (1925-2012) готовилась еще при жизни художника. И согласно его сценарию.
Институт русского реалистического искусства (ИРРИ) - частный проект предпринимателя и коллекционера Алексея Ананьева, выкупившего один из корпусов бывшей ситценабивной фабрики и перевезшего туда свою коллекцию российской живописи от соцреализма до наших дней. Собранию могут позавидовать и Третьяковка, и Русский музей. Почти половину этажа из трех в постоянной экспозиции занимают работы Гелия Коржева, принадлежащие Ананьеву. Но накануне Рождества ИРРИ подготовил специальный выставочный проект - демонстрацию «библейского цикла» Коржева, хранящегося в семье скончавшегося в августе прошлого года живописца. Идея выставки и ее парадоксальное название «Библия глазами соцреалиста» принадлежала самому художнику, которого навсегда записали в классики советского официального искусства, хотя он и пытался вырваться из очерченных ему границ.
Библейская серия Коржева, над которой живописец работал с начала 1990-х - это шестнадцать масштабных полотен и бесчисленное количество эскизов, выполненных маслом и по проработанности не уступающих завершенным картинам. В России все это никогда не показывалось. Так что экспозиция в ИРРИ, над которой, кстати, работали мэтры современного искусства - архитектор Юрий Аввакумов и живописец Алена Кирцова - своего рода сенсация.
Как сенсационным выглядит само обращение художника-депутата, лауреата и академика к текстам Священного Писания. Имя Коржева четко ассоциируется с образами коммунистов, «опаленных войной» ветеранов, скорбящих матерей и пышнотелых натурщиц. Никто и не вспоминает, что еще в 1980-е годы Гелий Михайлович работал над несвойственной ему сюрреалистической серией «Мутанты (Тюрлики)», которую отважилась показать в Москве в 1993-м лишь радикальная галерея «Риджина». И в те же 80-е он пишет Дон Кихота - не иллюстрации к роману Сервантеса, а метафорические свидетельства своей потерянности в преддверии нового «перестроечного» мира.
Именно свидетельством социального отчаяния, усугубленного личной трагедией, уходом из жизни родителей, объясняется рождение замысла библейской серии. Замысла, который Коржев вынашивал почти десять лет, отойдя от общественной деятельности, распустив учеников и уединившись в мастерской. «Библия глазами соцреалиста» - итог послушания успешного художника, разочаровавшегося в смысле своего искусства и прожитой жизни. Личный Апокалипсис и действо очищения. Живопись безнадежности и надежды. Путь к Вере человека невоцерковленного и знающего, что уже поздно что-то менять в своих убеждениях. О чем и свидетельствует само название серии - «Библия глазами соцреалиста».
От своего брутального реализма материалист Коржев не отступает и в библейском цикле, особенно когда вырисовывает телеса согрешившей Евы, Страсти Христовы и мертвое тело Спасителя. Гвозди и молоток на Голгофе он изображает с той же страстью, как и серп с молотом на бесчисленных коммунистических натюрмортах. Но в этих - вольных или невольных - рифмах есть угадываемый смысл. Попытка если не обрести, так хотя бы нащупать путь, который связал бы воедино социалистическое прошлое, неопределенное настоящее, и то мерцающее будущее, которого столь чаял художник, но, увы, так и не дождался...
И неслучайно одним из главных сюжетов, варьирующихся в эскизах и воплотившемся в центральной картине цикла, становится исцеление слепого: «Иисус сказал ему: прозри! Вера твоя спасла тебя... И весь народ, видя это, воздал хвалу Богу». Эта хвала есть и в книге отзывов выставки Гелия Коржева.