ВОПРОС: Наша семья хотела бы усыновить ребенка, но мы не уверены, что справимся. Просим Вашего совета.
ОТВЕТ:
Однажды пришла ко мне молодая матушка, проконсультироваться по поводу
опекаемой ею девочки. Приезжая с батюшкой летом в деревню, матушка много
помогала семье, живущей по соседству: одеждой, продуктами, много
занималась с детьми. Отца в семье не было, вскоре умерла мать. После ее
смерти мальчиков отправили в детский дом, а девочку матушка решила взять
к себе, поскольку своих детей у нее не было.
У девочки была значительная задержка в интеллектуальном развитии,
эмоциональная неадекватность и высокая степень астенизации - девочка
через 30 минут заснула (просто отключилась), сидя на стуле. Несмотря на
то, что батюшка с матушкой много занимались с девочкой, в школе педагоги
говорили о необходимости ее перевода из общеобразовательной в
спецшколу.
Однако, главная беда была в
том, что стала разрушаться их семья. Батюшка сначала тоже много сил
отдавал воспитанию девочки: читал ей книги, возил ее в музеи, на
различные занятия и т.д., но чувствовал, что девочка раздражает его. У
батюшки началась депрессия, он не хотел после службы ехать домой, стал
оставаться ночевать при храме и остро встал вопрос о том, что он в таком
состоянии не может служить. И это ощущалось как катастрофа.
«Может быть, Вы планировали создать детский приют при храме, с тем
и брали девочку?» - спросила я с надеждой. К сожалению, оказалось -
нет.
Почему я рассказываю именно этот
случай с семьей батюшки, ведь я могла бы рассказать много других? И еще
один вопрос: может быть, чем в более раннем возрасте усыновить ребенка,
тем легче его воспитывать?
Однако,
мне известно много случаев, когда усыновление младенцев приводило к
печальным последствиям всех участников этого действия. Скажу больше:
профессиональные педагоги или психологи брали младенца прямо из роддома,
воспитывали по определенным системам, но всегда сталкивались с
проблемами, которые достались ребенку от его родителей. Младенец - не
чистая доска, на которой «напишу, что хочу и воспитаю, как хочу(!)» -
все гораздо сложнее.
В этой связи
уместно вспомнить понятие родового греха, которое все чаще употребляется
в психологии и богословии. Так, А.И.Осипов утверждает, что родовой грех
- это искажение природы человека, унаследованное им за грехи родителей.
Это только на первый взгляд кажется, что дети-сироты - такие же
обычные дети - их только взять, отогреть, приласкать - и все будет в
порядке. Нет, оказывается, у многих из них наблюдается некое искажение
(деформация) психофизической природы - можно сказать - тяжелая болезнь,
имеющая определенный синдром (набор симптомов). Не будем в рамках данной
статьи их подробно описывать. Назовем лишь главное, с нашей точки
зрения, - это сильнейшее повреждение (или несформированность) внутренней
структуры личности ребенка, конечно, проявляющееся в различных
нарушениях структурности его поведения. И эти нарушения хорошо видны
даже на фоне наших обычных современных расторможенных детей.
Когда мы говорим о любой тяжелой болезни, мы понимаем, что хороший
домашний уход недостаточен для выздоровления. Такого больного необходимо
срочно госпитализировать в больницу, под особое наблюдение врачей, где
возможна интенсивная терапия и оперативное вмешательство.
Аналогичная ситуация с детьми-подранками. Не будем разбирать
трагические ситуации судебных разусыновлений детей с требованием
приемных родителей о смене не только фамилии, но и имени этих детей.
Хотим отметить только, что в этих ситуациях пострадавшими являются все
участники: ребенок, приемные родители, благословивший на усыновление
священник, друзья, знакомые, учителя, судьи, сотрудники отдела опеки -
все получают сердечную рану разной степени тяжести.
Необходима стратегия в решении вопроса об усыновлении или взятии
под опеку ребенка. В очень небольшом числе случаев ребенка можно без
особых раздумий усыновить. Это прежде всего в случае потери родителей -
усыновление близкими родственниками, когда все известно о семье ребенка и
о самом ребенке и при этом отсутствуют смущающие обстоятельства,
способные повлиять на дальнейшее воспитание ребенка.
Однако в подавляющем числе случаев лучше «поспешать медленно». Так,
из медицинской практики известно, что, когда, жалея долго голодавших
людей, им давали наесться - те быстро погибали. Так же погибают и люди,
слишком быстро поднявшиеся из морских глубин к вроде бы спасительному
воздуху. Такой же ошибкой является мнение, что усыновленному ребенку
больше всего необходимы любовь, забота и бытовой комфорт. Безусловно,
это важные условия, но совершенно недостаточные и даже пагубные в
некоторых случаях.
Сейчас никому уже и
доказывать не надо, что неразумной любовью родители могут повредить
своих собственных детей. Но подобные ошибки приемных родителей, особенно
не имевших до этого своих детей, в отношении к усыновленным детям часто
приводят к очень тяжелым последствиям.
Дети, находящиеся в тяжелой жизненной ситуации характеризуются
расстройством своих психических и физических сил, связанным прежде всего
с беспорядочным образом их жизни.
В
последнее время стало заметно охлаждение к различным системам воспитания
и проявление интереса к тому, что об этом говорили Святые Отцы и их
последователи. Одной из важнейших отличительных черт этих подвижников
была строгость распорядка их жизни. Так, старец Феофилакт говорил, что
«характер и личность человека складываются, прежде всего, благодаря
неизменному следованию упорядоченному и правильному образу жизни.
Человек, приняв решение не нарушать распорядка, приобретает
решительность и мужество, которые весьма важны и необходимы в нашей
жизни...
Есть и другая причина, столь
же настоятельная, которая делает распорядок необходимым - изменчивость
непостоянного человеческого характера, возникшая в результате падения
Адама... Никакой другой, зависящий от человека фактор не способствует
успеху в такой степени как ...продуманный распорядок жизни...
К тому же бесспорно утверждение, что распорядок в жизни является
главнейшим средством духовного преуспеяния. Он является целью законов и
заповедей, которые с древнейших времен были даны Богом или людьми.
Нарушение цельности характера после падения прародителей требовало
законоположения для поддержания равновесия пришедших в разлад
душевно-телесных сил».
Лечебницей для
ребенка, много пережившего за свою короткую жизнь, привыкшего к
беспорядочной жизни и имеющего подобный разлад душевно-телесных сил,
является такое детское учреждение, где определенный порядок жизни,
дисциплина способствуют воспитанию собранности, вниманию, структурности
жизни.
У меня были ситуации, когда со
мной советовались по вопросу усыновления детей. Это были тяжелые
детские судьбы. Одним родителям я посоветовала не усыновить, а взять под
опеку ребенка, помочь ему с устройством в суворовское училище, а в
выходные и каникулы побольше проводить времени вместе. В другом случае
ребенка тоже взяли под опеку и поместили его на время в интернат при
монастыре, поддерживая живой контакт с ним. Другие случаи решались
похожим образом. И пока никто об этом не пожалел, потому что было много
ситуаций, которые бы в случае усыновления привели к достаточно тяжелым
последствиям.
Поступая таким образом,
мы, с одной стороны, помещали ребенка в структурированную среду с
регламентированным распорядком дня, и в то же время дети обретали
заботливых и любящих их близких людей.
Нельзя забывать и о сильном влиянии хорошего детского коллектива на
воспитание трудного ребенка. Это замечательно раскрывается в трудах
Макаренко, которые мы советуем перечитывать чаще.
Таким образом, реальная помощь ребенку, оказавшемуся в трудной
житейской ситуации по нашему опыту более эффективна, когда проходит
через такой промежуточный вариант: семья и хорошее детское учреждение -
для мальчиков лучше суворовское или кадетское училище; для девочек -
интернат при монастыре.
Семья в
современных условиях городской жизни не сможет противостоять всем
разлагающим воздействиям на уже достаточно расстроенную психику таких
детей; воспитать привычку к порядку, послушание, иммунитет к вредоносным
влияниям среды гораздо легче в детском коллективе, имеющем некоторую
изоляцию от этой среды.
Вернемся к началу статьи.
Почему я рассказала именно о трудностях, возникших в батюшкиной семье?
Потому что в этой семье два молодых человека отдавали много сил и
времени воспитанию и обучению ребенка, упорядоченности жизни придавалось
особое внимание. Естественно в семье священника ребенок входил и в
церковную жизнь, что редко делается в других семьях. Однако батюшкина
семья подверглась тяжелейшему испытанию. Девочку удалось поместить в
хороший интернат, ее часто навещают, все выходные она проводит в семье
батюшки - оказалось, что так лучше и для девочки и для ее новой семьи.
Первая волна беспризорности прокатилась по России после революции и
гражданской войны. Стране удалось справиться с ней и осмыслить
накопленный опыт. Поэтому сразу после поворота войны к нашей победе с
1943 года стали разрабатываться меры, направленные на предотвращение
второй волны беспризорности, в числе которых были созданы суворовские и
нахимовские училища, накопившие уникальный опыт обучения и воспитания.
Сейчас по стране идет третья волна беспризорности. Остановить ее
можно только нашими совместными усилиями. Необходимо расширять сеть
суворовских, нахимовских, кадетских училищ для мальчиков, приютов и
интернатов при монастырях для девочек. Тем же, кто хотел бы усыновить
ребенка, но опасается трудностей, можно посоветовать взять под опеку
ребенка, постараться устроить его в хорошее детское учреждение, а дальше
жизнь или приведет к решению усыновить этого ребенка или оставить под
опекой, помогая ему определиться и « встать на ноги» в этой жизни.
http://dusha-orthodox.ru/biblioteka/ermakova-l.f.-usyinovlenie-detey.html