Прошедшие новогодние праздники принесли не только радости, но и потерю трёх замечательных людей, выдающихся воздушных бойцов, Героев Советского Союза - Фёдора Фёдоровича Архипенко (1921-2012), Алексея Алексеевича Постнова (1915-2013) и Евгения Георгиевича Пепеляева (1918-2013).
28 декабря умер Фёдор Фёдорович, а ровно через неделю, 4 января 2013 года - Алексей Алексеевич и Евгений Георгиевич...
Они не были «современными людьми». За них полностью говорили только дела, которые они сделали. Понятие «раскрутки» для их имён было абсолютно чуждо. Кстати говоря, именно с помощью пресловутой «раскрутки», продвижения людей с помощью денег, были продвинуты не только сотни бездарных артистов и политиков, но и немецкие асы, счета побед которых не имеют под собой реальных оснований.
Фёдор Фёдорович Архипенко - лётчик-истребитель, один из немногочисленной группы «тридцатников» (одержавших более 30 личных побед в воздухе), которым, в соответствии с «Положением о наградах и премиях для личного состава Военно-Воздушных сил Красной Армии...», подписанным Главкомом ВВС А.А. Новиковым 30 сентября 1943 года полагалось звание дважды Героя Советского Союза. Фёдор Фёдорович лично сбил 30 и в группе 16 самолётов противника, среди лично сбитых им машин 12 бомбардировщиков и три разведчика, что делает его победный счёт ещё более весомым.
Авторитет Архипенко среди советских асов был исключительно высок. Дружеские отношения связывали его с Кожедубом и Гулаевым, с Речкаловым и Колдуновым, с десятками других лётчиков - Героев и не героев - победителей немецкого Люфтваффе.
В списке его побед - самолёты, сбитые во все годы войны - с 1941 по 1945-й (а таких лётчиков среди всех 7 тысяч советских асов всего около 30 человек): и в первые годы, когда для подтверждения требовался «шильдик с мотора сбитого самолёта», и под Сталинградом, и на Курской дуге, и на Украине, и в Белоруссии, и в Польше, и в Германии.
Фёдор Фёдорович имел железный характер: переубедить его за счёт напора и большого числа сомнительных аргументов было невозможно.
Ещё будучи курсантом Одесского лётного училища он наотрез отказался прыгать с парашютом.
- Надо будет - прыгну! А попусту рисковать не буду!
Глянули командиры в результаты экзаменов (а Фёдор Фёдорович, выходец из маленькой белорусской деревушки Авсимовичи, имел прекрасные математические способности) и решили не бороться со странным мальчишкой. Так и прошёл он весь свой лётный путь, налетал три тысячи часов и ни разу не прыгнул с парашютом.
Увы, не все командиры были столь же мудры. Во время августовских боёв 1941 года его на трое суток «забыли» в самолёте, где он сидел в готовности №1, а когда он вылез из машины, чтобы сделать несколько шагов, вспомнили, арестовали и повели на расстрел. Слава богу, расстрел не состоялся.
На Курской дуге нелетающие командиры решили записать упрямцу десять личных побед как групповые, а в октябре и вовсе убрали его из части, обменяв его с командованием соседнего полка на другого сильного лётчика - П.И. Чепиногу, впоследствии также Героя Советского Союза.
В первый день войны Архипенко пролетел вдоль границы, которая была вся в огне, от Бреста до Равы-Русской, впервые вступил в безрезультатный пока воздушный бой.
Он сбил своих первых официальных «мессеров» (из которых был засчитан лишь один), а через два дня и «юнкерс» в августе 1941 года, когда ему не было и двадцати лет.
...В 1942 году, преследуя румынскую конницу на Сталинградском направлении, Архипенко снижался на высоту истинно «бреющего» полёта. Один из техников, наслушавшийся рассказов «по горячим следам» и протиравший винт упал в обморок, заметив среди бурых пятен на лопастях винта и волосы...
Вчитываясь в мемуары Архипенко, можно предположить, что в критической ситуации воздушного боя он имел обостренное восприятие времени: видел, как вырывается из ствола вражеского истребителя снаряд, чувствовал, как он проходит под локтем и ударяет в край бронеспинки. Не в этом ли причина многих побед летчика?
Сам Архипенко говорил, что «рыбак рыбака видит издалека» и встречаясь в воздухе, опытные лётчики-истребители по манере держаться в воздухе видели, чего стоит противник.
По-видимому, на счету именно Архипенко и победа над асом номер два нацистской Германии, «трёхсотником» Баркхорном.
Совпадают дата - 31 мая 1944 года, место и время, указанные обоими лётчиками. В лётной книжке Архипенко записана победа над Ме-109Ф; Баркхорн, летавший на таком «мессере» пишет, что был сбит ударом «Аэрокобры».
Когда я рассказал Фёдору Фёдоровичу о, вероятно, сбитом им асе (а Баркхорн попал в госпиталь на 4 месяца), он заметил:
- Ты знаешь, я всю ночь не спал, пытался вспомнить тот бой, но так ничего толком и не вспомнил. Тяжёлое было время: как опытный лётчик делал до пяти вылетов в день, уставал сильно...
Кстати, и Герхард Баркхорн описал свои ощущения того времени примерно в тех же словах...
Среди соратников Ф.Ф. Архипенко - дважды Герой Н.Д. Гулаев, Герои Советского Союза М.Д. Бекашонок, В.А. Карлов, П.П. Никифоров.
Но кончилась война и востребованными быстро оказались иные качества: предупредительность, граничащая с угодничеством, аккуратный подхалимаж...
Жизнь между тем шла своим чередом. В 1951 году Архипенко окончил Военно-воздушную академию в Монино. Здесь он женился, впоследствии вырастил двоих дочерей.
В 1959 году, в годы трескучего хрущёвского «оракечивания», когда по числу стратегических ракет СССР уступал США в 10 и более раз, а советская авиация безжалостно уничтожалась, полковник Ф.Ф. Архипенко уволился в запас. В 1968 году он получил второе высшее образование, окончив Московский инженерно-экономический институт. До 2002 года работал заместителем управляющего трестом «Мособлоргтехстрой».
Последние годы Фёдор Фёдорович тяжело болел. Уход за ним и медицинскую помощь взяла на себя внучка Героя - Светлана.
По воле Божьей буквально за месяц до смерти аса его посетил священник, отец Александр, соборовал и причастил Героя и его супругу - Лидию Стефановну.
Похоронен Ф.Ф. Архипенко был на Троекуровском кладбище 30 декабря 2012 года.
Алексей Алексеевич Постнов пришёл в Красную армию в 1938 году из Московского аэроклуба. Ранее он учился в ФЗУ, работал на заводе «Серп и молот». В 1938 году окончил Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков. Участвовал в советско-финляндской войне 1939-1940 годов, совершил девяносто шесть боевых вылетов на И-15 бис.
В боях Великой Отечественной участвовал с первого дня. 23 августа 1942 года в бою под Моздоком сбил сразу двух «мессеров». Командир эскадрильи 88-го истребительного авиационного полка (229-я истребительная авиационная дивизия, 4-я воздушная армия, Северо-Кавказский фронт) старший лейтенант Алексей Постнов к июлю 1943 года совершил 457 успешных боевых вылетов, в 136 воздушных боях сбил лично семь и в составе группы три вражеских самолёта.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 августа 1943 года за мужество и героизм старшему лейтенанту А.А. Постнову было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». В 1943 году в армейской газете были напечатаны его слова:
«Не жалея сил, не щадя жизни, мы дрались и побеждали. Клянемся и впредь умножать славу русского оружия. Россию нельзя победить».
В последующие годы войны отважный лётчик-истребитель 88-го истребительного авиационного полка, преобразованного в 159-й гвардейский, освобождал Белоруссию, Польшу, бил врага на территории Восточной Пруссии. Сам А.А. Постнов был трижды сбит с воздушных боях. Последний раз был сбит и ранен в Польше, под Ломжей, где в 1915 году погиб в боях Первой мировой его отец - Алексей Иванович. После излечения, выбросив заключение «годен только к штабной работе», вернулся в свою часть.
«За время войны совершил 700 вылетов на самолетах - истребителях И-16, И-153, ЛаГГ-3, Ла-5 с общим боевым налетом 650 часов 45 минут. Сбил 12 вражеских самолетов, уничтожил 1 танк, 98 автомашин, 2 арторудия, 11 зенитных пушек», - писал Постнов, подводя итоги фронтовой жизни.
24 июня 1945 года Герой Советского Союза А.А. Постнов принимал участие в Параде Победы.
После войны продолжал службу в ВВС СССР, командовал полком в Ярославле, дивизией в Клину. В 1957 году окончил Военную академию Генерального штаба, после чего командовал авиационным корпусом в Рязани, а потом подо Ржевом. С 1959 года генерал-майор авиации Постнов А.А. - в запасе, а с 1970 года - в отставке. Жил в Москве, в районе Крылатское.
Евгений Георгиевич Пепеляев родился в «Лондоне», как назывался один из двух больших бараков в сибирском посёлке Бодайбо. Второй барак, естественно, назывался «Париж». Отец будущего летчика был уникальным специалистом, умевшим починить и драгу, и локомобиль, а при случае, сшить тулуп или сапоги... Он был хорошим рыбаком и охотником, умевшим добыть и глухаря, и лося, и медведя...
Охотничьи навыки были переняты и маленьким Егоркой, который пошел на свою первую охоту в одиннадцать лет. Исключительная точность стрельбы, которая отличала охотника Пепеляева, стала залогом успеха Пепеляева лётчика-истребителя.
В марте 40-го года состоялся учебный воздушный бой, повлиявший на судьбу Евгения Георгиевича, как никакой другой. Заместитель командира полка, впоследствии дважды Герой и маршал авиации, а тогда капитан Е.Я. Савицкий, отличавшийся большой самоуверенностью относительно своего лётного умения, приказал мл. лейтенанту Пепеляеву провести воздушный бой: «Взлёт парой, на высоте 1500 расходимся разворотом на 90, через минуту, разворотом на 180 - сходимся. Вылет через 10 минут». Бой Савицкий уверенно проиграл и «зализывать раны» ушёл на соседний аэродром. «С тех пор он перестал меня замечать. Как мне кажется, я ущемил тогда его самолюбие», - пишет Евгений Георгиевич.
Всю свою жизнь, по примеру старшего брата Константина, Евгений Пепеляев был исключительно спортивен. Он хорошо играл в волейбол, футбол, городки, до 65 лет «крутил солнце» на перекладине!
В годы Великой Отечественной войны Евгения Георгиевича, несмотря на многочисленные просьбы, не отпустили на фронт: восточная граница страны требовала прикрытия. Лишь на два месяца, в ноябре-декабре 1943 года, в период затишья, он был направлен на фронтовую стажировку. В воздушных боях участия ему тогда принять не удалось.
В 1945 году, в августе-октябре, в качестве заместителя командира 300-го ИАП Пепеляев принимал участие в боях против Японии.
С октября 1946 по ноябрь 1947 года учился на Липецких высших лётно-тактических курсах. Здесь он встретил красавицу Майю, которую девчонкой знал ещё в Одессе. Весной 1947 года он сделал Майе предложение и она стала его женой.
В числе первых военных лётчиков он освоил реактивную технику. Последовательно летал на Як-15, Ла-15, МиГ-15. Был признан командованием в числе лучших лётчиков-пилотажников дивизии. Неоднократно принимал участие в воздушных парадах.
В октябре 1950 года в составе 324-й ИАД, в качестве командира 196-го ИАП убыл в Китай, «для переучивания на реактивную технику корейских лётчиков». В апреле 1951 года было принято решение о перебазировании дивизии на приграничный аэродром Аньдунь для ведения боевых действий против американской авиации. Лётная подготовка китайцев и корейцев отставала от требований войны.
Первый боевой вылет Пепеляев совершил 7 апреля 1951 года, а 20 мая Евгений Георгиевич сбил свой первый «Сейбр». На счету аса американские самолёты четырех типов: F-80 «Шутинг Стар», F-84 «Тандерджет», F-86 «Сейбр», F-94 «Старфайр».
15 побед записаны ему в 1951 и четыре сбитых «Сейбра» в 1952 году.
6 октября 1951 года полковник Пепеляев сбил «Сейбр» с тактическим номером FU-318. Вполне вероятно, что пилотом этого «Сейбра» был Джеймс Джабара, известный американский ас, второй по результативности американский ас в Корее. Самолёт этот не был засчитан Пепеляеву, его записали К. Шеберстову, с большой дистанции обстрелявшего уже падающий истребитель. Впоследствии самолёт был отправлен в Москву и подвергнут детальному обследованию.
22 апреля 1952 года, после возвращения в СССР, Е.Г. Пепеляеву было присвоено звание Героя Советского Союза. В 1958 году он закончил Военную академию Генерального штаба, где учился с будущим Главкомом А.Н. Ефимовым. С 1973 года полковник Е. Г. Пепеляев - в запасе. Всего за свою лётную жизнь налетал 2020 часов и освоил 22 типа самолётов, среди них истребители: И-16, ЛаГГ-3, Як-1, Як-7Б, Як-9, Як-15, Як-17, Як-25, Ла-15, МиГ-15, МиГ-15бис, МиГ-17, МиГ-19, Су-9. Летал он до 1962 года.
Командир дивизии И.Н. Кожедуб не раз ходатайствовал о присвоении Е.Г. Пепеляеву звания дважды Героя, но советская авиация участвовала в боях нелегально и от награждения второй Звездой отказались.
Сам Евгений Георгиевич, отвечая на вопрос - «За что?», обычно отвечал - «За испытания».
Почти двадцать лет лично зная Евгений Георгиевича, хотел бы отметить его исключительную личную скромность. Этот человек никогда ни о чём не просил.
Он оставил интересные и честно написанные мемуары « "Миги" против "Сейбров"». Книга эта, даже в условиях господства интернета выдержала несколько изданий
Наши последние разговоры начинались обычно с того, что я удивлялся молодости его голоса. Это был голос сорокалетнего мужчины! На это моё замечание он привычно возражал:
- Да, только голос и остался...
Похоронили великого аса на Николо-Архангельском кладбище 6 января 2013 года. За его гробом шло около двадцати человек: вдова, дочь, зять, внучка, Герой России П.С. Дейнекин, Герой Советского Союза С.М. Крамаренко, родные и знакомые...
Евгений Георгиевич Пепеляев дал стране так много, как могли дать немногие.
http://www.stoletie.ru/territoriya_istorii/oni_dralis_i_pobezhdali_261.htm